Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2021 ~ М-24/2021 от 01.02.2021

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    п. Нижний Ингаш                                                                                            11 марта 2021 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудаков Ю.Е., при помощнике судьи Ботяновской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-83/2021 (УИД 24RS0038-01-2021-000069-74) по исковому заявлению Паршиной Н.В. к Министерству образования Красноярского края, Управлению образования администрации Нижнеингашского района о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью,

установил:

Паршина Н.В. обратилась в Нижнеингашский районный суд к ответчикам, в котором просит восстановить ей срок для обращения за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче несовершеннолетнего Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью, в связи с установлением опеки (попечительства) и обязать Управление образования администрации Нижнеингашского района и Министерство образования Красноярского края произвести назначить и выплатить ей единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Требования мотивированы тем, что 09 октября 2019 года она была назначена опекуном несовершеннолетнего Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Она обратилась к ответчику за разъяснениями правил выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Ответчиком было предложено обратиться в суд с иском о лишении родительских прав Ш.Т. в отношении сына Ш.. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой только 21 июля 2020 года Ш.Т. была лишена родительских прав. Собрав пакет документов, она обратилась к ответчикам с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, но получила отказ в связи с пропуском шестимесячного срока для получения такого пособия. Считает, что установленный законом срок она пропустила по уважительной причине и отказ в назначении данного пособия незаконным.

В судебное заседание истица Паршина Н.В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется уведомление, согласно письменному ходатайству просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представители ответчиков – Управления образования администрации Нижнеингашского района, министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

        Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам урегулирован Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 3 которого установлены виды государственных пособий, в числе которых единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 17 закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».

Согласно п.2,3,4 ст.17-4 указанного закона, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей), взявшего ребенка на воспитание в семью; за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету Красноярского края; размер и порядок выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью определяется федеральным законодательством.

Согласно п. 35 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 года № 668н, для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо документов, указанных в пункте 34 настоящего Порядка, представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей, в том числе, решение суда о лишении родительских прав.

Согласно п. 37 указанного Порядка единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п. 82 единовременное пособие при передаче ребенка в семью назначается если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью).

Согласно ст. 4.1 Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Из п. 3.49 Положения о министерстве образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 27 декабря 2013 года № 706-п следует, что в компетенцию Министерства образования Красноярского края входит осуществление назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

В соответствии со ст.ст. 1-2 закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 20 декабря 2007 года №4-1089 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены исполнительно-распорядительными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, включающими в себя (в том числе) назначение (временное назначение) опекунов (попечителей), а также освобождение и отстранение опекунов (попечителей) в соответствии с действующим законодательством от исполнения ими своих обязанностей; оказание помощи опекунам (попечителям) несовершеннолетних в реализации и защите прав подопечных, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей), установленных действующим законодательством; принятие решения о назначении или прекращении выплаты денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям (родителю) на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплате вознаграждения приемным родителям (родителю) за счет средств краевого бюджета, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством на неограниченный срок.

Основной задачей органов опеки и попечительства, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2019 года несовершеннолетний Ш. был выведен из-под надзора <адрес> и над ним установлена опека, опекуном назначена Кинсфатор Н.В.

Согласно акту передачи ребенка, <адрес> передал Кинсфатор Н.В. несовершеннолетнего Ш. 11 октября 2019 года.

Как следует из свидетельства от 02 декабря 2019 года, Кинсфатор Н.В. заключила брак 02 декабря 2019 года и ей присвоена фамилия мужа – Паршина.

Заочным решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 июля 2020 года Ш.Т. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетний Ш. был оставлен на попечении истицы. Заочное решение вступило в законную силу 22 сентября 2020 года.

Срок для обращения Паршиной Н.В. за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью должен исчисляется с момента установления опеки, то есть с 09 октября 2019 года, в то время как юридически несовершеннолетний Ш. остался без попечения родителей с момента вступления в законную силу решения суда от 21 июля 2020 года о лишении родительских прав его мать Ш.Т., то есть с 22 сентября 2020 года.

В свидетельстве о рождении Ш. в графе мать значится Ш.Т., в графе отец стоит прочерк.

Отделом опеки и попечительства Управления образования администрации Нижнеингашского района Красноярского края были даны разъяснения о необходимости представления Паршиной Н.В. пакета документов для принятия решения о начислении указанного пособия, а именно необходимо решение суда о лишении матери ребенка родительских прав.

После получения решения суда, 28 октября 2020 года Паршина Н.В. обратилась с заявлением о выплате ей единовременного пособия, однако, 08 декабря 2020 года и 11 января 2021 года Министерством образования Красноярского края ей дважды было отказано в назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в связи с истечением шестимесячного срока со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки. Истице было рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав.

Суд приходит к выводу о том, что Паршина Н.В., имея с 09 октября 2019 года (день назначения опекуном) законное право на пособие, не могла реализовать его по уважительным причинам. Бездействия в ее действиях не усматривается, так как она занималась сбором необходимых документов, обращалась с иском в суд общей юрисдикции для разрешения вопроса о лишении родительских прав мать несовершеннолетнего Ш., переданного ей под опеку. Истица ожидала разрешения иска по существу и вступления решения суда в законную силу, что повлекло за собой длительные временные затраты. Так, с иском о лишении родительских прав Ш.Т., Паршина Н.В. обратилась в марте 2020 года в Зеленогорский городской суд Красноярского края, которым было принято решение по существу иска 21 июля 2020 года, решение суда вступило в законную силу 22 сентября 2020 года.

Таким образом, невыплата указанного пособия нарушает права несовершеннолетнего опекаемого Ш. на получение гарантированных государством мер по социальной поддержке детей-сирот и права опекуна Паршиной Н.В., вынужденной нести расходы собственных денежных средств для создания необходимых условий проживания и воспитания несовершеннолетнего опекаемого.

Согласно ст. 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, выплачивается в размере 8000 рублей.

В соответствии со статьей 4.2 этого же закона, размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью индексируется и составляет в настоящее время 18886 рублей 32 копейки. С применением районного коэффициента и северной надбавки, установленными для Нижнеингашского района Красноярского края, в соответствии со ст. 5 Федерального закона указанного закона, размер единовременного пособия, подлежащего выплате Паршиной Н.В. по состоянию на 11 марта 2021 года составляет 28329 рублей 48 копеек (18886,32 рублей * районный коэффициент и северная надбавка 1,5).

При таких обстоятельствах, требования Паршиной Н.В. к Министерству образования Красноярского края, Управлению образования администрации Нижнеингашского района о возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Восстановить Паршиной Н.В. пропущенный срок для обращения за назначением и выплатой единовременного пособия при передаче несовершеннолетнего Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью, в связи с установлением опеки (попечительства).

Обязать Управление образования администрации Нижнеингашского района и Министерство образования Красноярского края произвести назначение и выплату опекуну Паршиной Н.В. на несовершеннолетнего Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 28 329 (двадцать восемь тысяч триста двадцать девять) рублей 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий

2-83/2021 ~ М-24/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Паршина Наталья Владимировна
Ответчики
Управление образования Администрации Нижнеингашского района
Министерство образования Красноярского края
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Судья
Рудаков Юрий Евгеньевич
Дело на странице суда
ingash--krk.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2021Подготовка дела (собеседование)
25.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее