Дело № 2-3040/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усолье 02 ноября 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
под председательством судьи Баранова Г.А.,
при секретаре Юсуповой Н.Г.,
с участием прокурора – Красильниковой Л.И.,
представителей ответчика администрации Усольского городского поселения – Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности от <дата>, Мурдугалимова Д.А., действующего на основании доверенности от <дата>,
представителя ответчика МКП «Пыскорское» - Власова И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по иску прокурора Усольского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усольского городского поселения, муниципальному казенному предприятию «Пыскорское» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Усольского района в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с иском к Администрации Усольского городского поселениямуниципальному казенному предприятию «Пыскорское» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. В обоснование иска указал, что прокуратурой Усольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены свалки мусора, расположенных в г.Усолье на контейнерных площадках по адресам: <адрес>.
По результатам проверки установлено, что полномочиями по ликвидации указанных свалок отходов обладает Администрация Усольского городского поселения. Также установлено, что МКП «Пыскорское» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Усольского городского поселения, основным видом деятельности предприятия является благоустройство территории.
Просил суд признать бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению вопросов местного значения, незаконным, возложить на ответчиков – Усольское городское поселение Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края, МКП «Пыскорское» обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, образовавшихся у данных контейнерных площадок. Обязать МКП «Пыскорское» или иную организацию, осуществлять деятельность по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами и Правилами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Усольского городского поселения. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В ходе судебного разбирательства уточнил исковые требования, просил суд признать бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также благоустройстве территории, незаконным, возложить на ответчиков – Усольское городское поселение Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края, МКП «Пыскорское» обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, образовавшихся у данных контейнерных площадок в радиусе 30 метров от контейнерных площадок. Обязать муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» осуществлять деятельность по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами и Порядком сбора, вывоза, транспортировки коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения. Обязать администрацию Усольского городского поселения софинансировать деятельность МКП «Пыскорское» по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Прокурор в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, пояснила, что в настоящее время в связи с нарушениями в обращении с отходами производства и потребления на территории Усольского городского поселения сложилась критическая ситуация.
Представитель ответчика администрации Усольского городского поселения Ундровская Л.А. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает. Полагала, что администрацией Усольского городского поселения принимаются необходимые меры к организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения, в том числе – осуществляется контроль за деятельностью МКП «Пыскорское». Представила фотографии, из которых следует, что на <дата> контейнерные площадки по соответствующим адресам очищены от бытового мусора и пищевых отходов.
Представитель ответчика администрации Усольского городского поселения Мурдугалимов Д.А. в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает. Со стороны администрации Усольского городского поселения за деятельностью МКП «Пыскорское» осуществляется необходимый контроль, в том числе, путем контроля за количеством вывезенных отходов, направления претензии в адрес руководителя МКП «Пыскорское». Также пояснил, что, по его мнению, в сложившейся ситуации во многом имеется вина жителей Усольского городского поселения, которые отказываются от заключения соответствующих договоров с МКП «Пыскорское», кроме того – г.Усолье является транзитным городом, в котором оставляют мусор проезжающие жители Орлинского сельского поселения и иных населенных пунктов.
Представитель ответчика МКП «Пыскорское» в судебном заседании пояснил, что исковые требования в части, относящейся к МКП «Пыскорское», признает, но организовать выполнение работ в полной мере невозможно в связи с большой задолженностью, имеющейся у предприятия.
Свидетель гр.К.А. в судебном заседании пояснил, что до <дата> являлся директором МКП «Пыскорское». Одним из видов деятельности МКП «Пыскорское» являлся сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, расположенных на территории Усольского городского поселения. В связи с неплатежами населения и отсутствием денежных средств, задолженностью перед МКУП «ТБО г.Березники» с <дата> МКП «Пыскорское» вывозом коммунальных отходов с контейнерных площадок не занималось, о чем уведомило администрацию Усольского городского поселения. Счета МКП «Пыскорское» арестованы в связи с задолженностью.
Заслушав явившихся лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2.1.1. «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – СанПиН 42-128-4690-88), объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров.
В силу пункта 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток, ежедневный вывоз (аналогичные требования предусмотрены п. 3.5.1.Правил организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора территории Усольского городского поселения, утвержденных Решением Думы Усольского городского поселения от 16.02.2011 № 199).
В соответствии с пунктом 2.2.2. СанПиН 42-128-4690-88, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
В соответствии с п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; вопросы благоустройства территории. Данные полномочия так же предусмотрены ст. 4 Устава Усольского городского поселения.
Согласно п. 4.6. Правил благоустройства и содержания территории Усольского городского поселения, утверждённых Решением Думы Усольского городского поселения от 18.07.2012 № 291, на территории Усольского городского поселения запрещается загрязнять территорию городского поселения мусором, промышленными, бытовыми, пищевыми и иными отходами; вывозить и складировать мусор, промышленные и бытовые отходы, снег, грунт и прочее вне специально отведенных для этого мест.
В силу ст. 21 УставаУсольского городского поселения утвержденного решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 № 25, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края, наделена администрация Усольского городского поселения.
Согласно Закону Пермского края от 05.03.2013 № 176-ПК «Об образовании нового муниципального образования Усольское городское поселение» и ст. 2 Устава Усольского городского поселения, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки отходов, находятся в границах муниципального образования - Усольское городское поселение.
В соответствии с ч.4 ст.33 УставаУсольского городского поселения утвержденного решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 № 25, Усольское городское поселение может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании иных юридических лиц в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация городского поселения.
Администрация городского поселения определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений в порядке, предусмотренном для подготовки постановления главы городского поселения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении МКП «Пыскорское», учредителем предприятия является администрация Усольского городского поселения, данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчика в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п.2.1 Устава, МКП «Пыскорское» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Усольского городского поселения.
Как следует из п. 2.2 Устава, основным видом деятельности МКП «Пыскорское» является благоустройство территории. Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.
Согласно распоряжения от 01.04.2015 № 68-р, в оперативное управление МКП «Пыскорское» передано имущество – контейнерные площадки для сбора твердо-бытовых отходов в г.Усолье, по адресам: <адрес>, <адрес>. Кроме того, <дата> директором МКП «Пыскорское» утвержден график вывоза твердобытовых отходов с контейнерных площадок по Усольскому городскому поселению.
В соответствии с Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях установления единых и обязательных для исполнения норм и требований в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Усольского городского поселения Решением Думы Усольского городского поселения от 29.06.2016 года № 220 утвержден Порядок сбора, вывоза, транспортировки коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения (далее – Порядок).
Согласно п.3.6 Порядка, сбор и транспортирование отходов осуществляется специализированными организациями в соответствии с разработанными и утвержденными адресными перечнями мест сбора ТКО и маршрутными графиками вывоза ТКО.
В соответствии с п.3.7 Порядка, администрация Усольского городского поселения организует обустройство контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами и требованиями, установленными действующим законодательством, согласовывают графики и маршруты вывоза ТКО.
Как предусмотрено п.3.11 Порядка, вывоз отходов с территории Усольского городского поселения осуществляется специализированной организацией на основании заключенного договора с отходообразователями на межмуниципальный объект размещения отходов из числа вошедших в перечень межмуниципальных объектов, с обязательным документальным подтверждением.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана предоставлять суду доказательства в обоснование своих требований либо возражений.
Как предусмотрено ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлено.
Как следует из материалов дела, в настоящее время на территории Усольского городского поселения в г.Усолье имеются свалки мусора, расположенные на контейнерных площадках по адресам: <адрес>, а также несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, образовавшиеся у данных контейнерных площадок.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от <дата> (л.д. 8) и приложенными к акту фотоматериалами (л.д. 9-17), объяснением директора МКП «Пыскорское» гр.К.А. (л.д.18).
Доводы представителей администрации Усольского городского поселения, о контроле за своевременным исполнением вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также благоустройстве территории, не могут быть признаны обоснованными, поскольку прямо опровергаются вышеизложенными доказательствами, принятыми судом.
Образование свалок бытовых отходов на территории Усольского городского поселения очевидно свидетельствует как о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, так и об отсутствии должных мер к вывозу данных отходов, в том числе – отсутствия необходимого контроля со стороны администрации Усольского городского поселения за решением указанных вопросов местного значения. Представленные суду фотографии очищенных контейнерных площадок не могут быть расценены судом как надлежащие доказательства, поскольку не имеют должной привязки к местности. Кроме того, как следует из объяснений представителей ответчика, свидетеля в судебном заседании, которые в силу положений ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется, в настоящее время вывоз мусора с территории Усольского городского поселения носит, фактически, периодический, непостоянный характер.
Наличие свалок в границах городского поселения создает угрозу компонентам окружающей среды, жизни или здоровью человека, а также возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей поселения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
С учетом изложенного суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и признать бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также благоустройстве территории, незаконным.
Суд также считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика - муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в радиусе 30 метров от указанных контейнерных площадок. При этом, удовлетворяя требование об установлении расстояния для ликвидации несанкционированных свалок, суд исходит из того, что объемы свалок, зафиксированные на представленных в суд фотоматериалах, являются значительными, а администрация Усольского городского поселения ранее также выдвигала требования к МКП «Пыскорское» об очистке территории контейнерных площадок с учетом периметра, что подтверждается претензией от <дата>.
При этом, суд не может согласиться с истцом о возложении на ответчика - администрацию Усольского городского поселения обязанности организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в радиусе 30 метров от указанных контейнерных площадок, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, МКП «Пыскорское» является специально созданным для указанных целей учреждением. Таким образом, в удовлетворении данного искового требования суд считает необходимым отказать.
Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требования об обязании администрации Усольского городского поселения софинансировать деятельность МКП «Пыскорское» по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Ссылка истца в обосновании данного требования на п. 1.8. Устава МКП «Пыскорское» основана на неверном толковании норм права, поскольку, по смыслу ст.399 ГК РФ, субсидиарная ответственность возникает в случае невозможности должника рассчитаться по имеющейся задолженности перед кредиторами. Предметом судебного разбирательства не являлось взыскание задолженности с МКП «Пыскорское» в пользу какого-либо кредитора, МКП «Пыскорское» также не признано банкротом в установленном законом порядке.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что несанкционированные свалки являются источником возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний в соответствии со ст.212 ГПК РФ, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению в части возложения обязанности на муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в радиусе 30 метров от указанных контейнерных площадок.
Возложение обязанности на муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» осуществлять деятельность по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами и Порядком сбора, вывоза, транспортировки коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения не определено каким-то сроком, так как данные мероприятия должны производиться постоянно, бессрочно, в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Администрация Усольского городского поселения как орган местного самоуправления освобождена от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, госпошлина с указанного ответчика по данному делу не взыскивается.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Усольского района Пермского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Усольского городского поселения удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также благоустройстве территории, незаконным.
Возложить на ответчика - муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в радиусе 30 метров от указанных контейнерных площадок.
Обязать муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» осуществлять деятельность по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, негабаритного мусора и негабаритных материалов в соответствии с действующими санитарными правилами и Порядком сбора, вывоза, транспортировки коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения.
Решение суда в части возложения обязанности на муниципальное казенное предприятие «Пыскорское» по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов несанкционированных свалок на территории Усольского городского поселения Пермского края, с контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в радиусе 30 метров от указанных контейнерных площадок, обратить к немедленному исполнению
В остальной части требований в их удовлетворении отказать.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия «Пыскорское» госпошлину в доход местного бюджета 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (<дата>).
Судья Баранов Г.А.