Дело № 2-3876 /14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2014 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи : Кадыровой Э.Р.
при секретаре : Газиевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к <данные изъяты> об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании незаконными распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГг. об исключении его из числа списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать предоставить жилое помещение, восстановить нарушенное право, обязании восстановить в льготной очереди.
В обоснование иска указывает, что истец уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ. по истечении срока военной службы с правом на льготы. Календарная выслуга составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес., льготная выслуга -<данные изъяты>,<данные изъяты> мес.. ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению истец был включен в список очередников на получение жилой площади согласно постановлению <данные изъяты> №.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением об очередности, где ДД.ММ.ГГГГ. получено письмо о том, что распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. № истец исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью.
Считает данное распоряжение незаконным и просит его отменить.
Истец ФИО2 в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в него отсутствие.
Представители истца по доверенности ФИО2 и по ордеру адвокат ФИО8 в судебном заседании заявленные требования подержали, просили удовлетворить.
Представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО9 в судебном заседании просит в иске отказать и применить срок исковой давности по оспариванию решений органов местного самоуправления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы представителя ответчика, что истцом пропущен срок исковой давности по оспариванию постановления органа местного самоуправления судом не принимается, поскольку оспариваемое постановление истцом получено в марте <данные изъяты>, что не оспаривалось представителем истца, а в суд с иском обратился ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в установленный законом срок.
В соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О военнослужащих", введенным в действие Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: 1) жилого помещения в собственность бесплатно; 2) жилого помещения по договору социального найма; 3) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010), распространяются в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В целях совершенствования учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Названными Правилами устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 названных Правил ведения учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Из содержания раздела III названных Правил, регулирующего порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, следует, что для постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащим или гражданам, уволенным с военной службы, необходимо обратиться с соответствующим заявлением, приложив к нему документы, перечисленные в пункте 17 Правил.
Таким образом, одним из обязательных условий, дающими право на получение государственной поддержки любым из указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" способов, являются: прохождение службы в течение 10 лет и более в органе, финансируемом из федерального бюджета; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г.
Судом установлено, что ФИО2, являясь военнослужащим, уволенным с военной службы, был поставлен на учет для получения жилой площади, что подтверждается выпиской из постановления <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ. с составом семьи 4 человека.
Поскольку право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета имеют только граждане, уволенные с военной службы, которые признаны нуждающимися в получении или улучшении жилищных условий, а истец, не обеспечен государством жилым помещением по установленным нормам, то суд пришел к выводу, что он обладает правом на получение жилой площади на основании п. 7 Правил, поэтому может состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Согласно п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Вместе с тем, суд установил, что истцом соблюден порядок представления документов при постановке в очередь на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений истец представил документы, содержащие достоверные сведения об увольнении его с военной службы в связи с достижением предельного возраста, Календарная выслуга лет составляет 20 лет, в связи с чем, пользовался льготами на обеспечение жилой площадью и имел право на включение органами местного самоуправления в списки, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому необоснованно был снят с учета и исключен из списков на получение жилья. Доказательств, подтверждающих, что в представленных истцом документах, являющихся основанием для исключения его из списка не имелось, сведения не соответствующие действительности, ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что распоряжение Главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГг. об исключении ФИО2 из единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий следует признать незаконным и обязать восстановить его в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО2 к <данные изъяты> об оспаривании действий органа местного самоуправления- удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении ФИО2 из единого списка военнослужащих, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать <данные изъяты> восстановить ФИО2 в льготную очередь по фонду офицеров запаса и в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленного на учет постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Э. Р. Кадырова