Решение по делу № 2а-54/2016 от 11.04.2016

                                                                                             Дело № 2а-54/2016

      Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

с. Шуйское                                                                                                10 мая 2016 года

          Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Решетова В.Н.,

с участием административного истца Сигова Л.Б. и его представителя по соглашению адвоката Бойнес Е.Н., представившей удостоверение № 24, ордер № 44,

представителя административного ответчика от администрации поселения Старосельское Междуреченского района Иевлева В.Н.,

при секретаре Трусовой В.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сигова Л.Б. о признании незаконным и отмене распоряжения главы поселения Старосельское Междуреченского муниципального района № 5-р от 02.03.2016 года о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии с 31.12.2015 года,

                                                      у с т а н о в и л :

         Административный истец обратился в суд с указанным требованием к административному ответчику, мотивируя тем, что является получателем ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должность главы муниципального образования. Указанная доплата была установлена распоряжением главы поселения Старосельское Междуреченского муниципального района от 16.11.2015 года № 53-р.

          Распоряжением главы указанного поселения от 02.03.2016 года № 5-р доплата к пенсии была прекращена с 31.12.2015 года.

          Со ссылкой на то, что распоряжение № 5-р противоречит закону, Уставу сельского поселения Старосельское, нарушает права административного истца, Сигов Л.Б. просит признать незаконным и отменить указанное распоряжение, а также просит признать действующим распоряжение главы указанного поселения от 16.11.2015 года № 53-р об установлении доплаты к пенсии.

            Представитель административного истца, адвокат по соглашению Бойнес Е.Н. уточнила административный иск, отказавшись от второго требования о признании действующим распоряжения главы поселения Старосельское от 16.11.2015 года № 53-р, просит удовлетворить первое требование административного иска, по доводам в нем изложенным.

           Представитель пояснила, что основанием для прекращения выплаты ежемесячной доплаты Сигову Л.Б. к пенсии с 31.12.2015 года явились изменения, внесенные ФЗ от 30.12.2015 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 446-ФЗ). Часть     5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2013 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена новым абзацем, и одним из условий получения ежемесячной доплаты к пенсии является достижение в период осуществления полномочий главы сельского поселения пенсионного возраста.

          Сигов Л.Б. пенсионного возраста 60 лет достиг уже после осуществления указанных полномочий главы поселения Ноземское.

           Между тем, в ст. 3    действующего Закона Вологодской области от 26.12.2007 года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (в редакции от 13.12.2012 № 2930-ОЗ) (далее Закон ВО № 1728-ОЗ), доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости. После того как Сигову Л.Б. была назначена трудовая пенсия по старости, он обратился с заявлением в администрацию поселения Старосельское, где распоряжением от 16.11.2015 года № 53-р и была установлена ежемесячная доплата к пенсии.

           По мнению представителя административного истца, вновь принятый закон, внесший изменения в часть     5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2013 г. № 131 ФЗ, не должен ухудшать положение получателя доплаты Сигова Л.Б., назначенной еще ранее, поскольку административным ответчиком в распоряжении от 16.11.2015 года № 53-р ранее уже было признано право Сигова Л.Б. на указанную ежемесячную доплату к пенсии.

Лишь после внесения изменений ФЗ от 30.12.2015 г. № 446-ФЗ появилось новое условие для получения ежемесячной доплаты к пенсии - достижение в период осуществления полномочий главы сельского поселения пенсионного возраста.

           Закон не имеет обратной силы, применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

           Учитывая, что такого прямого указания в законе нет, представитель просит удовлетворить уточненный административный иск.

          Административный истец Сигов Л.Б. полностью разделил позицию своего представителя, просит уточненный административный иск удовлетворить, пояснив, что 04.07.2015 года ему исполнилось 60 лет, была назначена пенсия по старости и он обратился с заявлением в администрацию поселения Старосельское о назначении ежемесячной доплаты к пенсии. Указанная доплата ему была назначена распоряжением главы поселения от 16.11.2015 г. № 53-р с 17.08.2015 г. Доплата ему еще ни разу не выплачивалась с устной ссылкой на отсутствие средств.

         Прекращение выплаты доплаты к его пенсии с 31.12.2015 года считает незаконным, нарушающим его права, как лица, замещающего выборную должность главы поселения Ноземское с 01.01.2006 по 28.10.2009 г., и имеющего право на данную социальную гарантию, установленную федеральным законодательством, законом ВО № 1728-ОЗ, ст. 25 устава сельского поселения Старосельское.

         Считает, что изменения, внесенные ФЗ от 30.12.2015 г. № 446-ФЗ не должны распространяться на него, как получателя доплаты, установленной еще    ранее, до введения в действие указанного ФЗ (30.12.2015 года), поскольку закон обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Исключением является прямое указание закона о распространении его на ранее возникшие отношения.

            Представитель административного ответчика от администрации поселения Старосельское Иевлев В.Н. не признал уточненный административный иск по изложенным в своих письменных возражениях доводам, а также пояснил, что в соответствии с ФЗ № 446-ФЗ, дополнившим новым абзацем часть 5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2013 г. № 131 ФЗ, одним из условий получения ежемесячной доплаты к пенсии является достижение в период осуществления полномочий главы сельского поселения пенсионного возраста.       ФЗ № 446-ФЗ вступил в силу 30.12.2015 года, выплата доплаты Сигову Л.Б. была прекращена с 31.12.2015 г.

          Таким образом, федеральный законодатель определил категорию лиц, которым могут быть установлены дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий. Указанная ежемесячная доплата к пенсии производится из бюджета поселения.

           Сигов Л.Б. в период осуществления указанных полномочий не достиг пенсионного возраста, соответственно не имеет права на указанную доплату к пенсии.

          С учетом того, что п. 2 ст. 4 ГК РФ предусматривает, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, прекращение доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с ранее действующим законодательством, является законным. ФЗ № 446-ФЗ является законом прямого действия.

          Обжалуемым распоряжением не было отменено распоряжение № 53-р от 16.11.2015 г. об установлении доплаты к пенсии Сигову Л.Б.

         Наличие задолженности по выплате доплаты Сигову Л.Б. за период по 31.12.2015 г. не отрицает, задолженность будет выплачена.

         Представитель также пояснил, что на момент принятия обжалуемого распоряжения в ст. 25 устава сельского поселения Старосельское не были внесены изменения относительно установления доплаты к пенсии главы поселения. Решение о внесении изменений в устав принято 29.04.2016 года Советом поселения Старосельское. Указанные изменения в устав еще проходят процедуру государственной регистрации.

      Просит в удовлетворении административного иска отказать.

          Суд, выслушав представителей сторон, административного истца Сигова Л.Б., изучив все материалы дела, приходит к следующему.

          В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав.

           В соответствие с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки, в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

          Установленный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

          Установлено, что административный истец Сигов Л.Б., 04.07.1955 года рождения является получателем трудовой пенсии по старости с 04.07.2015 года.

Распоряжением главы сельского поселения Старосельское Междуреченского муниципального района от 16.11.2015 года № 53-р Сигову Л.Б., замещавшему в период с 01.01.2006 по 28.10.2009 года должность главы муниципального образования «Ноземское» (территория которого в результате преобразования сельских поселений вошла в муниципальное образование - сельское поселение Старосельское) была назначена с 17.08.2015 года ежемесячная доплата в размере 9 229 рублей 44 копеек к трудовой пенсии.

Распоряжение принято в соответствии с решением Совета поселения Старосельское от 27.11.2012 года № 188 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения Старосельское», в соответствии со статьей 25 Устава сельского поселения Старосельское Междуреченского района, а также статьями 1, 3 закона ВО № 1728-ОЗ, предусматривавшим, что доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости.

Указанное условие Сиговым Л.Б. было соблюдено (после прекращения полномочий главы поселения достиг пенсионного возраста, подал заявление об установлении доплаты к пенсии) при подаче заявления в администрацию сельского поселения об установлении доплаты к пенсии.

         Затем, распоряжением главы указанного сельского поселения от 02.03.2016 года № 5-р Сигову Л.Б. была прекращена с 31.12.2015 года указанная доплата к пенсии.

         Вторым пунктом распоряжения постановлено считать распоряжение от 16.11.2015 года № 53-р об установлении доплаты к пенсии утратившим силу с 31.12.2015 г.

            Основанием прекращения выплаты доплаты в распоряжении № 5-р указана статья 2 ФЗ от 30.12.2015 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российский Федерации» и в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

           Представитель административного ответчика в своем письменном отзыве и в судебном заседании также подтвердил указанное основание.

Суд не может согласиться с указанным доводом представителя административного ответчика по следующим основаниям.

Административный ответчик, приняв 16.11.2015 года распоряжение № 53-р о выплате доплаты к пенсии Сигову Л.Б., тем самым признал право административного истца на указанную дополнительную гарантию лицу, замещавшему должность главы сельского поселения.

         Федеральным законом № 446-ФЗ часть 5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ, была дополнена абзацем следующего содержания: «В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления.

        Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 ст. 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона».

         Указанный ФЗ направлен на дополнение указанных гарантий, на улучшение положения выборного должностного лица местного самоуправления в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).

           Указанный ФЗ № 446-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 30.12.2015 г.

         Ст. 5.1 ст. 40 ФЗ № 131 - ФЗ предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

          Таким образом, законодатель предусмотрел порядок установления гарантий, в данном случае в уставе сельского поселения.

         Между тем, установлено, что на момент принятия обжалуемого распоряжения изменений в ст. 25 Устава сельского поселения Старосельское внесено не было, как и в статьи 3, 4 Закона ВО N 1728-ОЗ. Решение о внесении изменений в указанную статью Устава принято Советом поселения лишь 29.04.2016 г., изменения еще не прошли государственную регистрацию.

В соответствии с подпунктом «а» п. 2 ч. 1 ст. 2 закона ВО № 1728-ОЗ право на установление доплаты к пенсии имеют, в частности, лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение менее двух сроков полномочий, при условии замещения указанной должности в течение одного полного и не менее половины срока полномочий, которые прекращены досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемое в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.

Право муниципальных служащих на получение пенсии за выслугу лет является одной из гарантий, предусмотренных положениями главы 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Далее ФЗ № 25-ФЗ). Приобретение такого права поставлено в зависимость от продолжительности стажа муниципальной службы, основные требования к исчислению которого приведены в ст. 25 этого Закона. Установление конкретных правил исчисления стажа муниципальной службы, согласно указанной норме, отнесено к компетенции органов власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 24 ФЗ № 25-ФЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

В ст. 23 данного ФЗ установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Пунктом 3 ст. 23 Закона субъектам РФ предоставлено право предоставлять дополнительные гарантии таким лицам.

Согласно статьям 3,4 Закона ВО N 1728-ОЗ установлена доплата к пенсии таким лицам при условии назначения пенсии по старости либо за выслугу лет в соответствии с федеральным законами о пенсионном обеспечении в РФ и после прекращения полномочий главы муниципального образования в размере 55% от размера заработной платы на момент прекращения таких полномочий.

Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего предусмотрена только законом субъекта РФ.

Перечень периодов, которые засчитываются в стаж муниципальной службы Вологодской области, перечислен в Законе Вологодской области № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» от 02.04.1997 г.

           В соответствии с регламентом, утвержденным решением Совета муниципального образования Старосельское, указанный Совет является представительным органом местного самоуправления, обладающий полномочиями по принятию муниципальных нормативных актов, внесению в них изменений, в том числе по приостановлению их действия.

Согласно с решением Совета поселения Старосельское от 27.11.2012 года № 188 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения Старосельское», ежемесячная доплата к трудовой пенсии назначается лицам, замещавшим выборные муниципальные должности сельского поселения на постоянной основе, после достижения ими пенсионного возраста (пункты 2, 3).

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по выборной должности главы сельского поселения устанавливается в соответствии с п. 10 устава сельского поселения Старосельское, принятого решением Совета поселения от 30.11.2009 г. № 25 в размере 55% от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы поселения.

Ссылка представителя административного ответчика на положение п. 2 ст. 4 ГК РФ, как на основание применения нового закона, позволившего прекратить осуществление ежемесячной доплаты к пенсии Сигова Л.Б., является несостоятельной, поскольку в данном конкретном случае подлежит применению положение п. 1 ст. 4 ГК РФ об отсутствии прямого указания в законе, разрешающего его применять на отношения возникшие до его введения в действие.

Установленное п. 1 ст. 4 ГК РФ правило о том, что закон не имеет обратной силы, направлено на реализацию принципа правовой определенности. Придание закону обратной силы нарушает стабильность гражданско-правовых отношений. Тем не менее, в отдельных случаях законодатель может придать закону обратную силу и распространить его действие на отношения, возникшие до его действия.

Обратная сила гражданским законам придается, как правило, в целях защиты прав и интересов граждан.

Случаи придания закону обратной силы указываются либо в специальном вводном законе к федеральному закону, либо в самом федеральном законе.

Как установлено в судебном заседании, применительно к конкретному рассматриваемому делу, такого указания в законе нет, соответственно, на возникшие на основании распоряжения от 16.11.2015 года № 53-р (принятого на основании действующего до вступления в силу ФЗ № 446-ФЗ законодательства) правоотношения о производстве доплаты к пенсии административного истца, действие указанного ФЗ № 446-ФЗ, распространяться не должно.

          Таким образом, имеются основания для удовлетворения уточненного административного иска.

          В связи с установленным, суд считает, что обжалуемое распоряжение администрации поселения Старосельское от 02.03.2016 года № 5-р о прекращении выплаты доплаты к пенсии Сигова Л.Б. с 31.12.2015 года является незаконным, принято в нарушение требований Закона ВО N 1728-ОЗ, статьи 25 Устава сельского поселения Старосельское Междуреченского района, статьей 1, 3 Закона ВО N 1987-ОЗ, решения Совета указанного поселения от 27.11.2012 года № 188 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения Старосельское».

          В соответствии с п 1. ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

В соответствие с ч. 9 ст. 227 настоящего Кодекса, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в отношении которого соответственно допущены нарушения.

            Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

                                                            р е ш и л :

           Уточненное административное исковое заявление Сигова Л.Б. удовлетворить.

           Распоряжения главы поселения Старосельское Междуреченского муниципального района № 5-р от 02.03.2016 года «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии Сигову Л.Б.» с 31.12.2015 года признать незаконным и подлежащим отмене.

          Возложить на администрацию поселения Старосельское Междуреченского муниципального района обязанность устранить нарушение прав Сигова Л.Б., выразившееся в прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, а также сообщить об устранении нарушенного права в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения Сигову Л.Б. и в суд.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                        Решетов В.Н.

Определением апелляционной инстанции от 20 июля 2016 года решение отменено, принято новое решение – удовлетворении административного иска Сигову Л.Б. отказать.

2а-54/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сигов Л.Б.
Сигов Л.Б.
Ответчики
Администрация поселения Старосельское
Другие
Бойнес Екатерина Николаевна
Суд
Междуреченский районный суд Вологодской области
Дело на сайте суда
mezhdurechensky.vld.sudrf.ru
11.04.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.04.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.04.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.05.2016[Адм.] Судебное заседание
10.05.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2016[Адм.] Дело оформлено
11.08.2016[Адм.] Дело передано в архив
10.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее