К делу №2-1591/16г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Земляной А.Ю. к Сердюк И.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому о признании недействительными результатов межевания земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Земляная А.Ю. обратилась в суд с иском к Сердюк И.В, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю о признании недействительными результатов межевания земельного участка, утверждая, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 773,5 кв.м. с расположенным на нем жилым домом литер «Б» и частью жилого дома литер «А» по адресу: г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.<адрес>, в порядке наследования имущества своей матери, М.
На указанном участке расположены хозяйственные постройки, которыми ее семья пользуется с 1969г. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № выяснилось, что часть хозяйственных построек вошла в границы смежного земельного участка по ул.<адрес> с кадастровым номером <адрес>, собственником которого является Сердюк И.В. Однако на момент согласования границ принадлежащего Сердюк И.В. земельного участка, мать истицы выразила несогласие с его границами.
В результате того, что границы принадлежащего Сердюк И.В. земельного участка не были согласованы с истицей, часть принадлежащих ей хозяйственных построек вошла в границы земельного участка ответчицы, площадь наложения составила 83,7 кв.м. В связи с этим просит суд признать недействительными утвержденные по результатам межевания акт согласования границ земельного участка от 15.06.2005г. и чертеж установления границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по ул.<адрес> в с.Кабардинка г.Геленджика.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали требования по указанным основаниям.
Ответчица иск не признала, пояснив, что межевание принадлежащего ей земельного участка произведено в 2005г, мать истицы возражала против установления границ.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю полагает исковые требования на усмотрение суда.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с иском не согласен, пояснив, что земельный участок ответчицы состоит на кадастровом учете с 2008г.
Представитель 3-го лица – Администрации МО город-курорт Геленджик полагает исковые требования на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 1, 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено в судебном заседании, истице на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 773,5 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.<адрес> на основании свидетельства о праве наследования по закону от 02.09.2009г, постановления Главы администрации с.Кабардинка от 17.11.1992г. №78, постановления администрации МО город-курорт Геленджик от 28.06.2010г. №1751, постановления администрации МО город-курорт Геленджик от 18.02.2013г. №417. Право собственности Земляной А.Ю. на земельный участок площадью 773,5 кв.м. зарегистрировано в ЕГРП 12.03.2013г. и удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2014г.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок площадью 773,5 кв.м. с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.<адрес> поставлен на кадастровый учет 07.09.2011г, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (графа 16 - «особые отметки»).
Сердюк И.В. на основании постановления Главы администрации с.Кабардинка от 08.06.1995г. №171, постановления главы администрации МО город-курорт Геленджик от 24.07.2006г. №993 является собственником земельного участка площадью 598 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.<адрес>. Право собственности Сердюк И.В. на земельный участок площадью 598 кв.м. зарегистрировано в ЕГРП и удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 10.07.2008г.
Согласно кадастрового плана земельного участка, земельный участок площадью 598 кв.м. по ул.<адрес> в с.Кабардинка поставлен на кадастровый учет 15.01.2008г. и ему присвоен кадастровый номер №. Как видно из графы 16 «особые отметки» кадастрового плана, площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
В соответствии с ч.ч. 1 - 3, 7 ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчицы), межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996г. №105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009г. №834) было утверждено Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.
Положение предусматривало, что установление границ землепользований (далее именуется межевание) производится в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития (абз.1 п.3). Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости (п.7).
Межевание включает: подготовительные работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству…документов по землеотводу, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком, обследование на местности); разработку проекта межевания территории, согласование его с физическими и юридическими лицами – владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке; установление границ на местности (п.8).
Порядок проведения территориального землеустройства устанавливался Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 года N 396 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 501). Положение предусматривало (п.9), что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, установленном Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года.
Инструкцией определено, что установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п.1.2).
Согласно п.9.1, после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца, а в силу п.9.2 результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), инженером-землеустроителем - производителем работ.
Как указано в пункте 14.2 Инструкции комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает акт установления и согласования границ земельного участка на местности.
Инструкцией установлено, что результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке (п.15).
Аналогичные требования предусмотрены пунктами 11, 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра РФ 17 февраля 2003 года.
В настоящее время функции Федеральной службы земельного кадастра России переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам. В соответствии с действующим земельным законодательством один из смежных землевладельцев, не уведомленный о межевании и не участвовавший в процессе согласования границ земельного участка, вправе оспорить границы, зафиксированные в документации по результатам межевания. Результаты межевания, проведенного в отсутствие одной из сторон, могут быть признаны недействительными, если суд установит, что они не отражают фактически сложившиеся границы землепользования и нарушают права отсутствующей стороны.
Судом исследовано в судебном заседании «межевое дело» по установлению границ земельного участка по адресу: с.Кабардинка, ул.<адрес>. Из материалов дела по межеванию указанного земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по городу-курорту Геленджику Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю следует, что работы по межеванию земельного участка проводились МУ города-курорта Геленджик «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО» в связи с обращением в 2005 году Сердюк И.В. в администрации МО город-курорт Геленджик.
В материалах межевого дела имеется карта (план) границ земельного участка, согласно которой установлены границы земельного участка с общей площадью 598 кв. м, Акт согласования границ земельного участка, подписанный смежными владельцами земельных участков от 15 июня 2005 года. Из Акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями от 15 июня 2005 года видно, что смежный землепользователь по ул.<адрес> – М.. выразила несогласие с границей участка. При этом сама Земляная А.Ю, являясь землепользователем смежного земельного участка, расположенного по адресу: с.Кабардинка, ул.<адрес>, согласовала границы земельного участка, о чем имеется ее подпись.
С учетом того, что доказательств, свидетельствующих о неизвещении М. в письменной форме о проведении работ по межеванию спорного земельного участка не представлено, за период с 2005 года по 02 июля 2008 года (дата смерти М.) спора о границах земельных участков у смежников не возникало, а истица стала собственником земельного участка с кадастровым номером № лишь 12.03.2013г, утверждения истицы о том, что с ней не были согласованы границы земельного участка ответчицы, являются несостоятельными.
Следует отметить, что сами по себе материалы межевания, составленные в результате проведения межевых работ земельного участка, не являются ненормативным актом, не имеют правоустанавливающего значения и не приводят к возникновению прав на земельный участок в конкретных границах. Документы о межевании необходимы для последующего проведения государственного кадастрового учета.
Так, согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии с п.2 ст.19 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Пунктом 6 той же статьи было предусмотрено, что проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Согласно абзацу 4 п.3 ст.20 Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Вместе с тем, как следует из выписки из государственного земельного кадастра от 15.01.2008г, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.
Суд не может принять в качестве допустимого доказательства по делу представленный истицей межевой план от 20.02.2015г, подготовленный кадастровым инженером Г.
Как видно из межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по ул.<адрес> в с.Кабардинка г.Геленджика, площадь земельного участка составила 828 кв.м. В обоснование увеличения площади земельного участка кадастровый инженер в своем Заключении сослался на то обстоятельство, что «в техническом паспорте на домовладение площадь двух участков составила 1615 кв.м, а половина данного участка составляла 807,5 кв.м».
Вместе с тем, площадь земельного участка с кадастровым номером №, учтенная в государственном кадастре недвижимости (773,5 кв.м) соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах на землю - постановлении Главы администрации с.Кабардинка от 17.11.1992г. №78 с изменениями, внесенными постановлением администрации МО город-курорт Геленджик от 28.06.2010г. №1751 и постановлением от 18.02.2013г. №417.
Кроме того, из представленного суду проекта границ от 19.12.2006г. №1618, согласованного Главой администрации Кабардинского ВТО, руководителем управления архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик и утвержденного Зам.Главы администрации МО город-курорт Геленджик следует, что площадь земельного участка при домовладении по ул.<адрес> в с.Кабардинка составляет 1566 кв.м.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.9).
Согласно п.70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. №412 (в ред. от 25.01.2012г.№32дю) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч.9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с подп.4 п.23 Требований к подготовке межевого плана, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании. При этом, в соответствии с п.27 Требований, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подп.4 п.23 Требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав Приложения.
Как видно из межевого плана, в составе приложения отсутствуют копии правоустанавливающих документов, определяющих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №. Отсутствует и решение Администрации МО город-курорт Геленджик о предоставлении Земляной А.Ю. дополнительного земельного участка по ул.<адрес> в с.Кабардинка г.Геленджика.
Кроме того, суд не может принять в качестве допустимого доказательства, подтверждающего установление площади и границ земельного участка с кадастровым номером №, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № по ул.<адрес> в с.Кабардинка г.Геленджика, утвержденную постановлением Главы города-курорта Геленджик от 02.09.2014г. №2572.
В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент принятия постановления) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем, на момент принятия постановления Главы города-курорта Геленджик от 02.09.2014г. №2572, государственный кадастровый учет земельного участка по ул.<адрес> в с.Кабардинка г.Геленджика уже был осуществлен и земельный участок состоял на кадастровом учета с кадастровым номером №.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку истицей не представлено допустимых, достаточных и достоверных доказательств в обоснование доводов искового заявления о том, что действиями ответчиков нарушены ее права и законные интересы, правовых оснований для признания недействительными материалов межевания земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.<адрес>, у суда не имеется.
Разрешая спор, суд также приходит к выводу о том, что Земляной А.Ю. заявлены требования об оспаривании результатов межевания, в частности, к ненадлежащему ответчику - Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, так как учреждение органом, утверждающим межевое дело, не являлось, каким-либо иным образом в проведении межевания не участвовало.
На основании вышеизложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд отмечает, что истица не лишена возможности осуществить уточнение местоположение границ принадлежащего ей земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Земляной А.Ю., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья