УИД 03RS0007-01-2019-006488-25
Дело № 2-6352/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 г. г. Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Мухамадеевой Г.И.,
с участием истца Васильева К.В.,
представителя ответчика Сафроновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Константина Владимировича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Васильев К.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы, с учетом уточнений просит признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы об отказе в установлении пенсии № 64 от 09.04.2019 в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 09< дата > – курсы повышения квалификации, с 14.01.2004 по 21.03.2004 – в должности спасателя в Приволжском поисково-спасательном отряде МЧС России, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанных периодов, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16.03.2019, мотивируя свои требования тем, что отказ во включении указанных периодов нарушает его права на назначение досрочной страховой пенсии.
Истец Васильев К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Сафронова К.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не засчитаны в стаж истца, т.к. не предусмотрено Правилами начисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. В соответствии со справкой предоставленной работодателем период работы истца был исчислен с < дата >, со времени когда истец принял участие в спасательных работах.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных "ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702: Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной-работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1,2,3 класса, спасателям международного класса.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Установлено, < дата > Васильев К.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика № 64 от 09.04.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Васильеву К.В. отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 15 лет, стаж исчислен общей продолжительностью 13 лет 09 месяцев 29 дней.
В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды, в том числе с < дата > – курсы повышения квалификации.
В соответствии с дополнительным решением ответчика № 64- Д от 26.06.2019 также не включен в стаж на соответствующих видах работ период работы Васильева К.В. с 01.07.2016 по 25.09.2016 поскольку в предоставленных работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования данные о стаже и заработке не представлены, отсутствуют сведения «Особые условия труда (код)».
Разрешая иск в части требований о включении в специальный стаж периода работы с < дата >, суд приходит к следующему.
Вопреки доводам истца о том, что из трудовой книжки видно, что он работает с < дата >, а также вопреки доводам о незаконности включения в его специальный стаж периода работы только с < дата >, то есть с момента начала участия в спасательных работах, суд учитывает следующее.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Наличие квалификации спасателя само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно части 1 статьи 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника.
Критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются: занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п. 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм права в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению только периоды, когда спасатель принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015. Пунктом 47 данных Правил установлено, что исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).
Из справки № < дата >, выданной филиалом «Уфимский поисково-спасательный отряд МЧС России» ФГКУ Приволжского регионального поисково-спасательного отряда следует, что спасатель Васильев К.В. принял участие в спасательных работах < дата >.
При таком положении, иск в части требований о включении в специальный стаж периода работы с < дата > не подлежит удовлетворению.
Разрешая иск в части требований о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, суд учитывает следующее.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно статье 24 указанного Федерального закона спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для спасателей предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование.
Основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому период повышения работником своей квалификации должен включаться в специальный стаж, поскольку за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (ст. 187 ТК Российской Федерации), а, следовательно, уплачиваются страховые взносы.
В соответствии со статьей 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
На основании статьи 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Из указанной нормы следует, что во время командировки работник продолжает исполнять свои прямые должностные обязанности.
В соответствии со статьей 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Нахождение истца на курсах повышения квалификации с < дата > подтверждается приказами о командировании ....
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в специальный стаж.
Разрешая иск в части требований о назначении досрочной страховой пенсии, суд учитывает следующее.
Исходя из приведенных положений закона, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении пенсии досрочно, суд проверяет обоснованность решения пенсионного органа, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии на момент обращения в пенсионный орган. При этом суд не вправе подменять собой пенсионный орган при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде. Таким образом, суд принимает во внимание, что требование о назначении пенсии носит заявительный характер, что при включении спорных периодов в специальный стаж право на пенсию на момент обращения 19.03.2019 не определяется у истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии < дата > – даты указанной в иске истец не имел требуемого 15-летнего стажа на соответствующих видах работ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии с < дата >.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Васильева Константина Владимировича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан от 09.04.2019 № 64 в части невключения в специальный стаж Васильева Константина Владимировича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения курсов повышения квалификации с < дата >.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан включить в специальный стаж Васильева Константина Владимировича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды прохождения курсов повышения квалификации в календарном исчислении с < дата >.
В удовлетворении исковых требований Васильева Константина Владимировича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан о признании решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан от ... в части невключения периода работы с < дата > в должности спасателя в Приволжском поисково-спасательном отряде МЧС России, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16.03.2019 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 12.07.2019.