Дело 2-44-50/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 февраля 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Лахденпохского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Таунанская основная общеобразовательная школа, МОУ Райваттальская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Элисенваарская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Лахденпохская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Мийнальская основная общеобразовательная школа и Администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с семью аналогичными исками к МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Таунанская основная общеобразовательная школа, МОУ Райваттальская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Элисенваарская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Лахденпохская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Мийнальская основная общеобразовательная школа о понуждении к совершению определенных действий.
Определением суда от 23.12.2014 года вышеуказанные иски объединены в одно производство. Определением суда от 19.01.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Лахденпохского муниципального района.
Определением суда от 19.02.2015 года производство в отношении МОУ Райваттальская средняя общеобразовательная школа прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных исковых требований.
Иски мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Таунанская основная общеобразовательная школа, МОУ Райваттальская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Элисенваарская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Лахденпохская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Мийнальская основная общеобразовательная школа осуществляют образовательную деятельность. Учреждения не обеспечены пандусами центрального входа в здания, что препятствует беспрепятственному входу в образовательные учреждения инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски). Ссылаясь на ст.ст.2, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.2, 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании» и требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в исковых заявлениях прокурор просил суд обязать ответчиков МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Таунанская основная общеобразовательная школа, МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Элисенваарская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Лахденпохская средняя общеобразовательная школа, МКОУ Мийнальская основная общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданиям, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании заместитель прокурора Лахденпохского района Рогаткин А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика директор МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа Косарева И.А. исковые требования не признала, пояснив, что в установке пандусов отсутствует целесообразность, так как дети инвалиды-колясочники в Ихальском сельском поселении отсутствуют, кроме того, доступ таких детей в школу возможен без установки пандуса через спортивный зал, расположенный на цокольном этаже, о чем предоставлены фотографические снимки.
Представитель ответчика директор МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа Макеева В.В. также исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные пояснениям директора Ихальской средней общеобразовательной школы Косаревой И.А.
Представитель ответчика директор МОУ Райваттальская средняя общеобразовательная школа, Корниенко О.В. исковые требования не признала, пояснив, что установка пандуса в здании школы с точки зрения строительных норм невозможна, о чем имеется соответствующее заключение.
Представитель ответчика, администрации Лахденпохского муниципального района, Медведева О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что в рамках программы «доступная среда» пандус будет установлен в Лахденпохской средней общеобразовательной школе. Удовлетворение требований, адресованных к другим образовательным учреждениям, будет носить формальный характер, так как доступ в учреждения все равно не будет обеспечен. Кроме того, в случае появления в поселениях детей-инвалидов, будет обеспечен их бесплатный подвоз в Лахденпохскую школу.
Представители третьего лица МУ «Районное Управление Образования и по делам молодежи», по доверенности, Аблеева М.А. и директор Дитина А.А. требования истца признали частично. Дали аналогичные пояснения о том, что установка пандуса планируется в Лахденпохской средней общеобразовательной школе, установка пандусов в остальных образовательных учреждениях нецелесообразна, так как в настоящее время дети-инвалиды отсутствуют в поселениях. В случае их появления, будет обеспечен бесплатный подвоз детей в Лахденпохскую школу. Кроме того, Строительные нормы и правила, на которые ссылается прокурор, регулируют правила установки пандусов только в строящихся или реконструируемых зданиях. Кроме того, директор МУ «РУО и ДМ» пояснила, что она и специалист-строитель провели обследование всех зданий, в которых расположены школы, и было установлено, что во всех зданиях школ, кроме Райваттальской средней общеобразовательной школы, с точки зрения строительных норм установка пандусов возможна, поэтому составлять заключения не стали в целях экономии денежных средств.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что МКОУ Ихальская средняя общеобразовательная школа осуществляет образовательную деятельность в зданиях, расположенном по адресу: хх.хх.хх.
МКОУ Таунанская основная общеобразовательная школа, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: хх.хх.хх.
МБОУ Куркиекская средняя общеобразовательная школа, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: хх.хх.хх.
МКОУ Элисенваарская средняя общеобразовательная школа, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: хх.хх.хх.
МКОУ Лахденпохская средняя общеобразовательная школа, осуществляет образовательную деятельность в зданиях, расположенным по адресам: хх.хх.хх
МКОУ Мийнальская основная общеобразовательная школа, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: хх.хх.хх.
Указанные здания находятся в собственности Администрации Лахденпохского муниципального района и переданы в оперативное управление вышеуказанных образовательных учреждений.
Входы в образовательные учреждения не обеспечены пандусами, что препятствует беспрепятственному входу в образовательные учреждения инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски).
Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, предусмотрено, что для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней не более 0,12 м. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенное с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261.
В соответствии с пунктами 3.3, 3,9 СНиП 35-01-2001 ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел - колясок по ГОСТ Р 50602. продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее _ охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципам; охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет обеспечения прав инвалидов. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N. 61). В Программе указано, что особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В силу п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27З-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одним из средств конкретизации положения приведенной выше нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания и помещения образовательных учреждений.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения уполномочены на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Таким образом, изложенные нормы свидетельствуют, что требования прокурора верно адресованы к образовательным учреждениям в лице Администрации Лахденпохского муниципального района.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, собственником всех зданий общеобразовательных учреждений является администрация Лахденпохского муниципального района. Здания переданы учреждениям в оперативное управление. Все здания учреждений не оборудованы приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Специалист Отдела надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместитель начальника Карпенко К.П. в судебном заседании, изучив технические паспорта зданий, пояснил, что с точки зрения пожарной безопасности установка пандусов на входах в школы (кроме Райваттальской) для свободного доступа маломобильных групп населения возможна. Дополнил, что доступ в здания инвалидов через спортивные залы в Ихальской и Куркиекской школах не соответствует требованиям пожарной безопасности, так как указанные выходы являются эвакуационными. В подобных помещениях с массовым пребыванием людей должно быть два выхода и использовать спортивный зал для маломобильных групп населения нельзя.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать указанные здания пандусами для инвалидов ответчиками не представлено. Напротив, директор МУ «РУО и ДМ» пояснила, что совместно со специалистом-строителем было произведено обследование зданий школ и была установлена возможность установки пандусов во всех зданиях, кроме Райваттальской школы.
Доводы ответчиков об отсутствии необходимости в установке пандусов из-за отсутствия школьников-инвалидов в сельских поселениях, суд во внимание не принимает, как противоречащие изложенным выше нормам, поскольку требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия инвалидов, проживающих в данной конкретной местности и в конкретное время, а направлено на обеспечение доступности к зданиям всех групп населения с ограниченными возможностями в целом.
Также, не может являться основанием для отказа в заявленных требований утверждение об обеспечении беспрепятственного доступа населения с ограниченными возможностями в зданиях Куркиекской и Ихальской школ через спортивные залы, поскольку фотографические снимки не свидетельствуют, что доступ в здания школ для людей с ограниченными возможностями является свободным, так как эвакуационные выходы из спортивных залов не могут быть признаны входом в здание. Более того, как пояснил специалист Карпенко К.П., организация входа инвалидов через спортивный зал будет нарушать Правила пожарной безопасности.
Принимая во внимание особенности бюджетного планирования, финансирования муниципальных бюджетных учреждений, интенсивность посещения общеобразовательных школ, характер возложенной обязанности, суд полагает, что срок, в течение которого прокурор просит исполнить решение суда, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ихальская средняя общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданиям, расположенным по адресам: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Таунанская основная общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданию, расположенному по адресу: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куркиекская средняя общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданию, расположенному по адресу: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Элисенваарская средняя общеобразовательная и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданию, расположенному по адресу: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лахденпохская средняя общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданиям, расположенным по адресам: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мийнальская основная общеобразовательная школа и Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать доступ к зданию, расположенному по адресу: хх.хх.хх, инвалидов-колясочников, установить пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2015 года.
Судья: И.В.Жданкина