Дело № 2- 3203/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего Исаковой Е.И.
при секретаре Медведевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
в г. Кемерово «17» октября 2018 года
дело по иску Саммель И. О. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании включить в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
УСТАНОВИЛ:
Саммель И. О. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании включить в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Требования мотивирует тем, что Саммель И. О., 08.01.1965 г.р. в период с **.**.**** по **.**.**** проживал в ... в ..., с **.**.**** по **.**.**** проживал в ... ..., расположенные в зоне повышенного и чрезвычайного радиационного риска, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Республикой Казахстан ему выдано удостоверение Серии ВК ### от **.**.****, подтверждающее право на льготы пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В период ядерных испытаний Саммель И.О. жил в утробе матери М., **.**.**** г.р., которая с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, проживала в ... с. Барашки, с **.**.**** по **.**.**** проживала в ... и была признана пострадавшей от испытаний на Семипалатинском полигоне. В связи с чем, Республикой Казахстан ей выдано удостоверение Серии ВК ### от **.**.****, подтверждающее проживание в зоне радиационного риска и право на льготы пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарная эффективная эквивалентная доза, составляет 31,137 сЗв.
Указанные обстоятельства подтверждаются выданными Министерством здравоохранения и социального развития ... ### выданной М. и Справкой ### от 06.03.2017г. выданной Саммель И.О.
В связи с чем, **.**.**** Саммелем И.О. в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области подано заявление о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направлении в МЧС России представления о выдачи удостоверения единого образца.
**.**.**** Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области направлен ответ об отказе в реализации его прав, поскольку в период радиационного воздействия Саммель И.О. проживал с **.**.**** по **.**.**** в ... в ... и с **.**.**** по **.**.**** в ... ..., а указанные населенные пункты не включены в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Документы, подтверждающие факт получения дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), выданные уполномоченным органом Российской Федерации представлены не были.
Фактическое проживание Саммель И.О. в зоне риска документально подтверждено, а соответственно подтверждено и право на меры социальной поддержки.
Факт получения дозы облучения свыше 5сЗв (бэр) подтверждается Экспертным заключением, выданным ФГБНУ «Научно- исследовательский медицинский центр РАН» «Научно-исследовательский институт медицинской генетики», находящийся по адресу г. Томск, Московский тракт, д. 3.
Согласно указанному заключению, в апреле 2018 года Саммелю И. О. проведено цитогенетическое исследование с целью расчета полученной им эквивалентной дозы радиации (Хромосомный анализ ###). Согласно результатам, проведенного экспертом исследования, значения эквивалентной дозы радиации для Саммель И.О. составили 6,28 - 15,87 сЗв, что свидетельствует о полученной им дозе облучения в пределах данных значений. Результаты исследования показали, что у Саммель И.О. норма превышена в 2 раза (обнаружена 1 кольцевая хромосома на 500 исследованных метафазных пластинок), что является подтверждением влияния радиации на организм обследуемого.
Исследования в Генетические клиники ФГБНУ «Научно-исследовательского центра РАН» проводят сертифицированные врачи-цитогенетики высшей категории со стажем работы более 25 лет, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 12.07.2016г. №ФС-70-01-001185.
Согласно части первой ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Федеральный закон) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.
В соответствии с частью первой ст. 5 Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из приведенных норм видно, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. N 404-О и от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 и 7 августа 1962 гг.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 9 января ".996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Пунктами 1, 2 ст. 9 названного Федерального закона установлено, что государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности подтверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.
Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а не проживание в период 1949 -1963 годов в населенных п\иктах, подвергшихся радиационному воздействию.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения данного иска, и требующими доказывания являются: установление факта проживание истца в 1949 году в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение в период проживания суммарной дозы облучения, которая должна быть определена в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне », утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5; наличие гражданства РФ.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634 (далее -Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 634), отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 Федерального закона № 2-ФЗ, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
В силу п. 3 названных Правил, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 -1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 № 5 утверждены Методические указания 2.6.1.2574-2010 «Об определении суммарных накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», вступившие в действие с 04.05.2010.
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с настоящими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом № 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В силу ст. 5 Федерального закона № 2-ФЗ, п. 58 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 634, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) МЧС России выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540.
Согласно п. 2 названного Порядка, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). При установленном судом факте получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), у истца имеется право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Просит суд признать Саммель И. О., подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр); Признать за Саммель И. О. право на получение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области включить Саммель И. О. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу документы в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для выдачи удостоверения установленного образца.
Истец в суд не явился, о слушании дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Захарова Е.С., действующая на основании доверенности на требованиях настаивала.
Представитель Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Добряк О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявлял.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Саммель И. О., **.**.**** г.р. в период с **.**.**** по **.**.**** проживал в ... в ..., с **.**.**** по **.**.**** проживал в ... ....
Республикой Казахстан ему выдано удостоверение Серии ВК ### от **.**.****, подтверждающее право на льготы пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
**.**.**** Саммелем И.О. в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области подано заявление о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направлении в МЧС России представления о выдачи удостоверения единого образца.
**.**.**** Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области направлен ответ об отказе в реализации его прав, поскольку в период радиационного воздействия Саммель И.О. проживал с **.**.**** по **.**.**** в ... в ... и с **.**.**** по **.**.**** в ... ..., а указанные населенные пункты не включены в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Документы, подтверждающие факт получения дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), выданные уполномоченным органом Российской Федерации представлены не были.
Оспаривая принятое Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области решение, истец указывает, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а не проживание в период 1949 -1963 годов в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию. Факт получения истцом дозы облучения свыше 5сЗв (бэр) подтверждается Экспертным заключением, выданным ФГБНУ «Научно- исследовательский медицинский центр РАН» «Научно-исследовательский институт медицинской генетики», находящийся по адресу г. Томск, Московский тракт, д. 3. Согласно указанному заключению, в апреле 2018 года Саммелю И. О. проведено цитогенетическое исследование с целью расчета полученной им эквивалентной дозы радиации (Хромосомный анализ ###). Согласно результатам, проведенного экспертом исследования, значения эквивалентной дозы радиации для Саммель И.О. составили 6,28 - 15,87 сЗв, что свидетельствует о полученной им дозе облучения в пределах данных значений. Результаты исследования показали, что у Саммель И.О. норма превышена в 2 раза (обнаружена 1 кольцевая хромосома на 500 исследованных метафазных пластинок), что является подтверждением влияния радиации на организм обследуемого. Исследования в Генетические клиники ФГБНУ «Научно-исследовательского центра РАН» проводят сертифицированные врачи-цитогенетики высшей категории со стажем работы более 25 лет, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 12.07.2016г. №ФС-70-01-001185.
Суд не принимает во внимание указанные доводы истца по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 3 указанных Правил определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу, превышающую 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.
Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.
Населенный пункт ... в ... и в ... Республики Казахстан, где проживал истец, в указанный Перечень Правительством РФ не включены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04 декабря 2007 года N 960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3 Правил расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5 утверждены методические указания «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно письму МЧС России на основании государственного контракта 18.06.2012 года N 27/3.5.1.3-1008600, заключенного МЧС России в рамках реализации Федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 года N 523, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.
Для проверки доводов истца о получении им эффективной дозы облучения (радиационного воздействия) более 5 сЗв (бэр) за период проживания в ... в ... ... Республики Казахстан и ... бывшей Казахской ССР, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.
Согласно экспертному заключению ### от **.**.**** Саммель И.О., проживая с **.**.**** по **.**.**** в ... в ... и с **.**.**** по **.**.**** в ... восточно-... бывшей Казахской ССР, мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв – 0,02 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данный вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в ... и ... бывшее Казахской ССР, в периоды проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу, для населения данной возрастной группы, более 5 сЗв, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При условии установленного факта проживания матери (родильницы) Саммель И.О. в ... бывшей Казахской ССР с **.**.**** по **.**.**** и находящейся в соответствующий период в первом, втором, третьем триместре беременности истцом, то по современным научным данным можно исключить, что Саммель И.О. рожденный **.**.**** там же, мог получить ионизирующее воздействие внутриутробно, способное сформировать в совокупности с собственной дозой облучения суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв. в результате деятельности Семипалатинского испытательного полигона. Данный вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в ... бывшей Казахской ССР, способных сформировать суммарную накопительную эффективную дозу, для населения указанного населенного пункта более 5 сЗв. за весь период проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в том числе, в период пребывания истца в утробе матери.
Данное экспертное заключение выполнено в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N 5, составлено экспертами Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", которые являются специалистами в данной области, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 79 ГПК РФ.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 80 ГПК РФ. Кроме того, экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, выводы, к которым пришли эксперты в результате исследований, и научно обоснованные ответы на поставленные судом вопросы.
Из заключения следует, что выводы экспертов основаны на соответствующих данных о каждом ядерном взрыве и условиях его проведения, архивных данных о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона, а также региональных данных.
При таких обстоятельствах суд принимает заключение судебной экспертизы как относимое и допустимое доказательство.
Представленное истцом заключение НИИ медицинской генетики ФГБНУ "Научно-исследовательский медицинский центр РАН», суд не принимает во внимание как доказательство, поскольку оно не соответствует принципу допустимости (ст. 60 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Действующим законодательством определено, что расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" ....
Факт выдачи удостоверений Саммель И.О. и его матери в ..., подтверждающие право на льготы пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку удостоверения выданы на основании правовых норм Республики Казахстан, а не Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 71 ГПК РФ, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения в данном случае норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Таким образом, истцом не представлены доказательства, подтверждающие получения истцом дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Следовательно, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Саммель И. О. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании включить в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено 19.10.2018.