РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2020 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Захаренко В.В.,
при секретаре Бадмаеве Ж.В.,
с участием представителей истца Р.А.В. – К.Д.В., А.В.В.,
представителя ответчика ООО УК «Перспектива» - К.М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2020-001857-76 (2-1951/2020) по иску Р.А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Перспектива» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, взыскании штрафа, неосновательного обогащения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Р.А.В. с иском к ООО УК «Перспектива» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, взыскании штрафа, неосновательного обогащения, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес обезличен>. Управление многоквартирным домом <Номер обезличен> по указанному адресу осуществляет управляющая организация ООО УК «Перспектива».
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ответчик рассчитывал оплату за услугу по отоплению квартиры, принимая для расчета площадь квартиры в размере 145 кв.м., указанную в Договоре участия в долевом строительстве от <Дата обезличена>. Письмами от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена> ООО УК «Перспектива» сообщило Р.А.В. о том, что исчисляло платежи за услугу по отоплению по ошибочно принятой меньшей площади квартиры - 145 кв.м., в то время как по данным Росреестра площадь указанной квартиры составляет 175,4 кв.м., в связи с чем, управляющей компанией был произведен перерасчет платы за отопление в сторону увеличения платежей на общую сумму 58 696 рублей 93 копейки, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Квартира истца представляет собой жилое помещение, расположенное на двух уровнях мансардного этажа многоквартирного жилого дома. С целью уточнения площади квартиры истец обратилась к кадастровому инженеру. Согласно техническому паспорту на квартиру и заключению кадастрового инженера от <Дата обезличена> площадь квартиры действительно составляет 175,4 кв.м., при этом второй уровень квартиры площадью 71,2 кв.м. не оборудован системой центрального отопления и отапливается электрическими приборами. В спорный период истец оплачивала услугу по отоплению квартиры по площади 145 кв.м., в то время, как площадь фактически централизованно отапливаемых помещений (первый уровень квартиры, мансардного этажа) составляет 104,2 кв.м. О том, что при расчете платежей за отопление ООО УК «Перспектива» учитывало площадь квартиры 145 кв.м., истцу было неизвестно, так как платежные документы в её адрес не поступали и коммунальные услуги она оплачивала в кассе управляющей компании. На втором уровне квартиры какие-либо элементы системы централизованного отопления (радиаторы, стояки, трубы и др.) отсутствуют и не были предусмотрены проектом многоквартирного дома. В период отопительного сезона на втором уровне квартиры не обеспечивается надлежащий температурный режим для жилых помещений, в связи с чем, истец была вынуждена установить там электрические обогреватели.
Истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой осуществить перерасчет платы за услугу по отоплению, исходя из площади отапливаемой части квартиры – 104,2 кв.м. (первый уровень квартиры), исключив из расчета площадь не отапливаемой централизованно части – 71,2 кв.м. (второй уровень), на что получила отказ.
По заказу истца <Дата обезличена> специалистом-энергоаудитором было проведено тепловизионное обследование квартиры Р.А.В., в результате которого было установлено, что общая температура воздуха по первому уровню квартиры составляет +20С, по второму +15С. Температура воздуха на втором уровне квартиры не соответствует нормативно установленным требованиям – ниже минимально допустимой температуры на 3С.
Отказывая Р.А.В. в перерасчете платы за отопление, ответчик ссылался на то обстоятельство, что расчеты производились по формулам, определенным Правилами предоставления коммунальных услуг от <Дата обезличена>, которыми не предусмотрено деление площади одного жилого помещения на отапливаемую и не отапливаемую площадь в целях расчета платы за отопление. Так же управляющая компания ссылалась на отказ ресурсноснабжающей организации ООО «Иркутскэнергосбыт» в исключении из расчета платы за отопление площади второго уровня квартиры истца.
На основании изложенного, истец просит суд:
- обязать ООО УК «Перспектива» произвести перерасчет платы за отопление квартиры истца, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> путем её снижения на 184 041 рублей 83 копейки;
- выплатить истцу штраф в сумме 92 020 рублей 92 копейки путем снижения на указанную сумму размера её будущих платежей за услугу по отоплению квартиры;
- взыскать с ООО УК «Перспектива» сумму неосновательного обогащения в размере 74 457 рублей 44 копейки;
- компенсацию причиненного истцу морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание истец Р.А.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представители истца Р.А.В. – К.Д.В., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, А.В.В., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, возражениях на возражения ответчика, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО УК «Перспектива» К.М.И., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, исковые требования полагала незаконными, необоснованными, удовлетворению не подлежащими по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, а так же дополнениях к возражениям. Дополнительно пояснила, что расчет платы за теплоснабжение рассчитывается из всей площади квартиры, отсутствие на втором уровне мансарды устройств централизованного отопления не может влиять на исключение данной площади из расчета оказываемой услуги. Так же заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В судебное заседание третьи лица ООО «Иркутскэнергосбыт», ПАО «Иркутскэнерго» извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения обязан, в том числе, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: санитарно-техническое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу положений ч. 2, 3 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирована ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, в редакции действующей применительно к спорным правоотношениям, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу положений ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно п.38, 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", по смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен. Пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу ст. 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Основные дефиниции, применимые в спорных правоотношениях, приведены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354: "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами; "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В силу п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель обязан: и) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В силу п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению помещения в многоквартирном жилом доме, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, подлежит определению в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с п. 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 58 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании установлено, что истец Р.А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании Договора участия в долевом строительстве с ООО «Норд-Вест» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Акта приема-передачи квартиры от <Дата обезличена>, Свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.
Согласно п. 1.4. Договора участия в долевом строительстве от <Дата обезличена>, объектом долевого строительства является 3-х комнатная <адрес обезличен>, расположенной на мансардном этаже, общей площадью по проекту 145 кв.м. Указанная информация так же отращена в экспликации четвертого этажа (мансарды).
Согласно п. 1 Акта приема-передачи квартиры от <Дата обезличена>, застройщик передает, а участник долевого строительства принимает: 4-х комнатную квартиру, общей площадью 175 кв.м., жилой 91 кв.м., с лоджией 5,1 кв.м., расположенную на мансардном этаже, втором уровне мансардного этажа 3-х этажного жилого блокированного дома с мансардой по адресу: <адрес обезличен>. (ранее по договору долевого участия в строительстве: 3-х комнатная <адрес обезличен>, на мансардном этаже, площадью по проекту 145 кв.м.).
По данным Технического паспорта от <Дата обезличена> в отношении жилого <адрес обезличен>, дом имеет 3 этажа; кроме того имеется подвал, цокольный этаж, мансардный этаж, тех этаж. Полезная площадь жилых помещений составляет 1890,1 кв.м.; отапливаемая площадь жилого дома составляет 1890,1 кв.м., вид отопления – центральное от ТЭЦ.
Управляющей компанией указанного многоквартирного дома, является ООО УК «Перспектива» на основании Договора управления многоквартирным домом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В её обязанности входит в том числе: производство расчетов и принятия оплаты за коммунальные ресурсы.
С <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт» предоставляет коммунальные услуги отопления, горячего водоснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Перспектива», куда входит расчет и прием платежей за отопление квартир в указанном многоквартирном доме.
Поставщиком теплоэнергии и конечным получателем платежей за отопление многоквартирного дома является ПАО «Иркутскэнерго».
В судебном заседании установлено, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ООО УК «Перспектива» рассчитывало плату за услугу по отоплению по отоплению принадлежащей Р.А.В. квартиры, принимая для расчета площадь квартиры, указанную в Договоре участия в долевом строительстве от <Дата обезличена> – 145 кв.м.
Письмами <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО УК «Перспектива» сообщило Р.А.В., что исчисляло платежи за услугу по отоплению по ошибочно принятой меньшей площади <адрес обезличен> -145 кв.м., в то время, как по данным Росреестра площадь указанной квартиры составляет 175,4 кв. м., в связи с чем, управляющей компанией был произведен перерасчет платы за отопление в сторону увеличения платежей на общую сумму 58 696 рублей 93 копейки.
Для уточнения площади квартиры, Р.А.В. обратилась к кадастровому инженеру ООО «Кадастргрупп Иркутск» ФИО6, которой <Дата обезличена> было подготовлен Технический паспорт квартиры и Заключение, из которого следует, что общая площадь квартиры составляет 175,4 кв.м., второй уровень мансардного этажа общей площадью 71,2 кв.м. не оборудован системой центрального отопления, отапливается электрическими приборами.
Из Технического паспорта от <Дата обезличена>, на <адрес обезличен>, усматривается, что квартира находится на мансардном этаже, состоит из двух уровней. Площадь первого уровня мансарды – 104,2 кв.м., площадь второго уровня мансарды – 71,2 кв.м. Общая площадь помещения составляет 175,4 кв.м., из неё жилая – 91 кв.м., подсобная – 84,4 кв.м. В пункте 8 технического описания помещения указано, что в мансардном этаже установлено центральное отопление, второй уровень мансардного этажа отапливается автономно (радиаторы).
Таким образом, из представленных суду документов установлено, что данный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, не оборудован индивидуальными приборами учета тепловой энергии, подключен к централизованной системе теплоснабжения ПАО «Иркутскэнерго», вместе с тем второй уровень мансардного этажа общей площадью 71,2 кв.м. квартиры истца Р.А.В. не подключен к системе центрального отопления, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
На основании данных, зафиксированных в Техническом паспорте от <Дата обезличена> и заключении кадастрового инженера, письмами от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Р.А.В. неоднократно обращалась к ответчику с требованием о перерасчете платы за отопление, где просила из расчета за отопление исключить площадь второго уровня мансарды, не подключенного к сетям централизованного отопления - 71,2 кв.м., и пересчитать расчет только из площади первого уровня мансарды, фактически отапливаемого централизованно -104,2 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что в связи с полученными заявлениями от Р.А.В., ООО УК «Перспектива» неоднократно направляло письма в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт» с просьбой исключить из расчетов отопления площадь второго уровня мансарды истца.
Письмом от <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт», направленным в адрес ООО УК «Перспектива» отказало об исключении из расчета начисления за отопление нежилых и жилых помещений из-за отсутствия: проекта на систему отопления и горячего водоснабжения МКД, технических паспортов в полном объеме и акта-обследования на наличие тепловой изоляции на трубопроводах внутренней системы отопления и горячего водоснабжения МКД.
На основании данного отказа, <Дата обезличена> ООО УК «Перспектива» направило в адрес истца письмо содержащее отказ об исключении из расчета начисления за отопление площади второго уровня мансарды, ссылаясь на то, что управляющая компания засчитывает оплаты согласно п. 118 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), а именно: «В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы».
Кроме того, оплата коммунальной услуги «отопление», должно оплачиваться исходя из площади 175,4 кв.м., а не из площади 104,2 кв.м. Начисления ресурсноснабжающей организацией по отоплению производятся по действующим нормативам на площади, указанные в техническом паспорте помещения, и выставляются к оплате управляющей организацией.
Полагая, что коммунальная услуга по отоплению квартиры ответчиком истцу оказывается не в полном объеме, истец Р.А.В. неоднократно обращалась к ответчику с требованием не производить начисление платы за отопление принадлежащей ей на праве собственности второго уровня квартиры ввиду отсутствия в нем радиаторов отопления и стояков отопления.
Разрешая требования истца Р.А.В. по указанным доводом, суд приходит к следующему.
Порядок формирования платы за коммунальную услугу отопление при отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме предусмотрен положениями абз. 2 п. 42(1) Правил N 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Для осуществления расчета по данной формуле, помимо норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, принимается показатель общей площади квартиры.
Таким образом, само по себе отсутствие радиаторов и стояков центрального отопления на втором уровне в квартире истца, расположенной в многоквартирном жилом доме, построенном и введенном в эксплуатацию с наличием центральной системы отопления в целом в доме, а также в квартире истца <Номер обезличен>, не освобождает истца от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению всей квартиры, рассчитанной по нормативу, независимо от причин не установления радиаторов и стояков центрального отопления на втором уровне квартиры.
Истец, подписывая акт приема – передачи квартиры с застройщиком, приняла квартиру без приборов отопления на втором уровне квартиры, предусматривающей наличие центрального отопления в многоквартирном жилом доме, в том числе на первом уровне квартиры истца.
Отсутствие приборов отопления на втором уровне квартиры не влияют на обязанности истца перед ООО УК «Перспектива» по оплате за коммунальную услугу по отоплению квартиры, предоставляемую ПАО «Иркутскэнерго». Квартира истца входит в строительный объем многоквартирного жилого дома, который изначально спроектирован и введен в эксплуатацию с наличием центрального отопления во всех квартирах указанного многоквартирного жилого дома.
Одним из доводов искового заявления истца Р.А.В. является то, что ООО УК «Перспектива» не оказывало (некачественно оказывало) услугу по отоплению квартиры истца, поскольку на втором уровне квартиры отсутствовали какие-либо элементы системы централизованного отопления, в связи с этим, в период отопительного сезона на втором уровне квартиры не обеспечивается надлежащий температурный режим для жилых помещений. Чтобы обеспечить допустимый и комфортный для проживания на втором уровне квартиры температурный режим, истец была вынуждена установить там электрические обогреватели.
В качестве доказательства указанного довода, истец представила суду Отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по договору об оказании услуг по тепловизионному (экспертному) обследованию своей двухуровневой квартиры, заключенному с СРО НП Межрегиональный альянс аудиторов. В обследовании жилого помещения принимали участие: Р.А.В., её представитель К.Д.В., представитель ООО УК «Перспектива» ФИО7
Из выводов данного отчета следует: 1) зафиксированная при проведении тепловизионного обследования средняя температура воздуха на 2-м уровне квартиры (+15С) не соответствует нормативно установленным требованиям – ниже минимально допустимой температуры на 3С; 2) действующая внутриквартирная система централизованного отопления не позволяет обогревать 2-ой уровень квартиры до нормальной температуры воздуха в период отопительного сезона.
В соответствии со ст. 98 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с п. 105 Правил, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно п. 109 Правил, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения). Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В акте о непредставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества указывается на нарушения параметров качества, время и дата начала непредставления теплоснабжения или предоставления теплоснабжения ненадлежащего качества.
Согласно п. 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Акт о непредставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а так же для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.
В судебном заседании установлено, что от Р.А.В. по вопросу оказания коммунальной услуги – отопления ненадлежащего качества обращения по факту оказания услуги ненадлежащего качества в адрес ООО УК «Перспектива» за спорный период ни разу не поступали. Она обращалась в управляющую компанию с претензиями, в которых содержались требования выполнить перерасчет платы за отопление за второй уровень мансарды, на что ей были даны письменные ответы.
Суд соглашается с доводами ответчика в указанной части, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что Р.А.В. обращалась в управляющую компанию именно по факту непредставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества, на основании которых ООО УК «Перспектива» должны были составлять соответствующие акты, предусмотренные Правилами № 354 о порядке заявления о нарушении качества коммунальной услуги.
Доводы истца о том, что для отнесения помещения к помещениям вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом доме, и включения площади данного помещения в сумму общей площади жилого дома необходимо, чтобы в таком помещении соблюдалось нормативная температура воздуха, не принимается судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
К жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1.8 Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 N 9, для определения платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья площадь квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
Приложением N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 установлено, что признаками единства здания (жилого дома) служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, в которую включается и площадь мансарды.
Вопреки доводам истца, размер отапливаемых помещений имеет значение только для расчета платы за потребляемый газ, используемый при отоплении, в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, в то время как квартира истца отапливается от ТЭЦ (централизованное отопление).
Ссылка истца Р.А.В. на положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО8 и ФИО9» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> несостоятельна.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П, необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации положений правовых норм, возлагающих на потребителя обязанность оплачивать коммунальную услугу по отоплению в той мере, в какой содержащееся в правовых актах нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой - платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Анализ фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, позволяет суду прийти к выводу о том, что истец Р.А.В. не является «лицом, которое, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешла на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии».
Доказательств обратного истец Р.А.В. в материалы дела не представила.
Кроме того, ссылки истца на позицию Верховного Суда РФ, изложенные в определениях от 26.05.2017 по делу № А-79-8748, от 31.10.2018 по делу № А17-3138/2017 не состятельны при рассмотрении настоящего гражданского дела, поскольку обстоятельства, установленные данными определениями относятся к правоотношениям, возникающим при полном отсутствии во всём жилом помещении подключения к централизованной сети теплоснабжения и осуществлении отопления посредством индивидуальной системы отопления.
Рассматривая ходатайство стороны ответчика о частичном пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истцом Р.А.В. указано, что при расчете платежей за отопление ООО УК «Перспектива» учитывало площадь <адрес обезличен> кв.м., истцу было неизвестно, так как платежные документы в её адрес не поступали и коммунальные услуги она оплачивала в кассе управляющей компании.
Вместе с тем, ответчиком в материалы дела представлен Договор возмездного оказания услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между ООО УК «Перспектива» и ООО «Иркутская Процессинговая компания», согласно которого, ООО «Иркутская Процессинговая компания» обязуется ежемесячно оказывать ответчику следующие виды услуг, в том числе в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>:
- услуги, связанные с печатью и конвертированием единых платежных документов, являющихся основанием для внесения платы за предоставленные жилищные, коммунальные и иные услуги;
- услуги по доставке единых платежных документов в адрес плательщиков услуг.
В соответствии с пунктами 2.3.2., 2.3.4 договора, ООО «Иркутская Процессинговая компания» обязана не позднее пятого числа каждого месяца осуществлять доставку единых платежных документов в адрес плательщиков услуг, в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим, направить в адрес ООО УК «Перспектива» Акт об оказании услуг.
Так же суду представлены Акты об оказании услуг с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, подтверждающие факт выполнения ООО «Иркутская Процессинговая компания» своих обязательств.
Доказательств иного, в силу ст. 56 ГПК РФ, а так же о том, что истец Р.А.В. обращалась к ответчику с заявлениями и жалобами о том, что не получает платежные документы суду не представлено.
В силу п. 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), в платежном документе в Разделе 1 «Сведения о плательщике и исполнителе услуг», указывается площадь помещения.
На основании изложенного, суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что Р.А.В. с июля 2015 года должна была знать, какую площадь ООО УК «Перспектива» учитывала при начислении услуги отопления по её жилому помещению.
Согласно отметки Курьерской службы на конверте, истец направила исковое заявление в суд <Дата обезличена>, в связи с чем, срок исковой давности по требованиям истца за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истек.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о произведении перерасчета платы за отопление квартиры истца по платежам за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Поскольку истец Р.А.В. не представила доказательств неправомерности действий ООО УК «Перспектива» по начислению платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> за отопление всей площади квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду их необоснованности, а так же частичном пропуске срока исковой давности по платежам за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Так как требования истца о выплате штрафа, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда фактически являются производными от требований об обязании произвести перерасчет платы за отопление квартиры, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Р.А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Перспектива» об обязании произвести перерасчет платы за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> путем снижении на 184 041 рубль 83 копейки; выплате штрафа в размере 92 020 рублей 92 копейки путем снижения на указанную сумму размера ее будущих платежей за услугу по отоплению квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>; взыскании неосновательного обогащения в размере 74 457 рублей 44 копейки; компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Захаренко
Мотивированное решение суда составлено 09.09.2020.