Дело № !!!
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 15 апреля 2013 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.,
с участием прокурора Игнаткиной О. Ф.,
при секретаре Макеевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю.Н об оспаривании отдельных положений Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Закон Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» принят Брянской областной Думой 29 ноября 2007 года. Настоящий Закон опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области «Официальная Брянщина» № 18 (38) / 29 декабря 2007 года и вступил в силу с 1 января 2008 года.
М.Ю.Н.., <данные изъяты> обратился в Брянский областной суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области». Заявитель просит признать незаконными и недействующими отдельные положения вышеуказанного Закона:
- статья 1 в части слов «бесплатная медицинская помощь - медицинская помощь, оказание которой гражданам осуществляется за счет средств бюджета Брянской области, бюджетов муниципальных образований Брянской области, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных, не запрещенных законодательством, источников без привлечения личных средств граждан»;
- статья 1 в части слов «стандарты медицинской помощи - нормативные документы, … определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса»;
- статья 4 пункт 19 к полномочиям органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения относятся: «осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения»;
- статья 7 часть 4 пункт 7 исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения: «в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения»;
- статья 9 «исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования в Брянской области: 1) разрабатывают территориальную программу государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, обеспечивают ее реализацию; 2) согласовывают в установленном порядке тарифы на медицинские услуги в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи»;
- статья 11 пункт 3 источниками финансирования здравоохранения являются: «доходы организаций здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»;
- часть 1 статьи 14 «территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи…. представляет собой нормативный правовой акт, определяющий перечень заболеваний, видов, объемов, порядок и условия предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам».
М.Ю.Н в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В телефонограмме в адрес суда просил рассмотреть заявление в его отсутствие. Руководствуясь статьями 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель Брянской областной Думы Кононыхин С.С., действующий на основании доверенности, суду пояснил,что оспоренные заявителем отдельные положения Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» не противоречат федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не создают правовой неопределенности. Оспариваемый Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными федеральными законами, Уставом Брянской области разграничивает полномочия между органами государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения в Брянской области, регулирует правовые, организационные и финансовые особенности обеспечения в Брянской области дополнительных гарантий реализации права граждан на охрану здоровья.
В судебном заседании представитель Губернатора Брянской области Зубарева К.В., действующая на основании доверенности,возражая против заявленных требований, указала, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предоставляет субъекту право принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Оспариваемый Закон принят в пределах компетенции, направлен на реализацию дополнительных гарантий прав граждан на охрану здоровья. Нормы, предусмотренные Законом Брянской области, направлены на развитие норм, определенных федеральным законодательством.
Представители Департамента здравоохранения Брянской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области в судебное заседание не явились, в письменном ходатайстве в адрес суда просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых правовых норм, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункт 1 статьи 5). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан; организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи (подпункты 21, 21.1, 23 пункта 2 статьи 26.3).
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3).
На основании пункта 1 статьи 41 Устава Брянской области Брянская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Брянской области.
Осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Брянской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Брянской области в пределах полномочий Брянской области отнесено к основным полномочиям Брянской областной Думы (подпункт «б» пункта 1 статьи 47 Устава Брянской области). Согласно пункта 1 статьи 49 Устава Брянской области Брянская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Таким образом, оспариваемый Закон принят в пределах компетенции Брянской областной Думы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
М.Ю.Н оспаривает статью 1 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» в части слов «бесплатная медицинская помощь - медицинская помощь, оказание которой гражданам осуществляется за счет средств бюджета Брянской области, бюджетов муниципальных образований Брянской области, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных, не запрещенных законодательством, источников без привлечения личных средств граждан».
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Статья 5 указанного Закона № 323-ФЗ устанавливает, что права граждан на доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 19 указанного закона № 323-ФЗ).
В силу статьи 82 указанного закона № 323-ФЗ установлено, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Таким образом, поскольку используемое в Законе Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» понятие «бесплатная медицинская помощь» соответствует требованиям федерального законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований М.Ю.Н об оспаривании указанного понятия.
Оценивая заявленные М.Ю.Н требования об оспаривании статьи 1 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» в части слов «стандарты медицинской помощи - нормативные документы, … определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса», суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Указанная норма Закона определяет показатели стандартов медицинской помощи, которые не могут быть ограничены.
Оспариваемое положение Закона субъекта содержит понятие «стандарты медицинской помощи» в части слов «определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса», противоречащее части 4 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года.
Таким образом, с учетом сравнительного анализа оспариваемого понятия и нормы федерального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований М.Ю.Н о признании недействительными положения статьи 1 Закона Брянской области в части слов «стандарты медицинской помощи - нормативные документы, … определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса».
Заявителем оспаривается пункт 19 статьи 4 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» к полномочиям органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения относятся: «осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения».
Также М.Ю.Н оспаривает пункт 7 части 4 статьи 7 указанного Закона, исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения: «в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения».
Оценивая заявленные требования, суд учитывает положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года согласно которым, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 настоящей части; организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации; реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация; установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.
Указанные в оспариваемом Законе полномочия органа государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения - «осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения» и «в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения» не предусмотрены федеральным законодательством.
Таким образом, оспариваемые положения пункта 19 статьи 4 указанного Закона в части слов «осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения» и пункта 7 части 4 статьи 7 указанного Закона в части слов «в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения» противоречат части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года. Требования Миронова Ю. Н. в заявленной части подлежат удовлетворению.
М.Ю.Н указывает на несоответствие федеральному законодательству статьи 9 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» в части слов «исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования осуществляют следующие меры по совершенствованию системы медицинского страхования в Брянской области: 1) разрабатывают территориальную программу государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, обеспечивают ее реализацию; 2) согласовывают в установленном порядке тарифы на медицинские услуги в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно Положению о департаменте здравоохранения Брянской области (в редакции Постановления Администрации Брянской области от 20 октября 2006 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого Закона) департамент здравоохранения Брянской области - является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки соответствующих разделов региональных комплексных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.
В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемой статьи 9 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» положениям федерального законодательства.
Заявитель оспаривает пункт 3 статьи 11 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» источниками финансирования здравоохранения являются: «доходы организаций здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Согласно статье 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Из анализа указанной нормы следует, что перечень источников финансового обеспечения не является исчерпывающим. В этой связи доводы М.Ю.Н о противоречии оспариваемого положения статье 82 Федерального закона № 323-ФЗ являются несостоятельными. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании положений пункта 3 статьи 11 Закона Брянской области.
Также М.Ю.Н оспаривается часть 1 статьи 14 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» в части слов «территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи…. представляет собой нормативный правовой акт, определяющий перечень заболеваний, видов, объемов, порядок и условия предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам».
Согласно части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Таким образом, в федеральном законодательстве четко регламентированы конкретные положения, которые должна содержать территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Оспариваемая часть 1 статьи 14 Закона Брянской области содержит указание на «…видов, объемов, порядок и условия предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам» не предусмотренное статьей 81 Федерального закона № 323-ФЗ. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части оспаривания положений части 1 статьи 14 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области».
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из требований федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые М.Ю.Н отдельные положения Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области», в частности, статья 1 в части слов «стандарты медицинской помощи», пункт 19 статьи 4, пункт 7 части 4 статьи 7, часть 1 статьи 14 противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые М.Ю.Н отдельные положения Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области», применяются, на основании чего реализованы права граждан и организаций, суд признает недействующими указанные положения со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление М.Ю.Н об оспаривании отдельных положений Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующие положения Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области»:
- статья 1 в части слов «стандарты медицинской помощи - нормативные документы, … определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса»;
- пункт 19 статьи 4 в части слов «осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения»;
- пункт 7 части 4 статьи 7 в части слов «в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения»;
- часть 1 статьи 14 «территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи…. представляет собой нормативный правовой акт, определяющий перечень заболеваний, видов, объемов, порядок и условия предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам».
В удовлетворении остальной части требований М.Ю.Н отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья
Брянского областного суда Е. В. Стоян