№ 2-1187/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 19 апреля 2018 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Бембеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володиной Анастасии Юрьевны к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения от <дата> <номер> незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Володина А.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения от <дата> <номер> незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, в обоснование указав, что является студентом 2 курса Астраханского филиала ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Узнав о смерти отца- Володина Ю.В., проживавшего в <адрес>, <дата> истец обратился с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением УПФР в <адрес> от <дата> <номер> ей было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Отказывая в назначении пенсии, ответчик в решении от <дата> <номер> сослался на не предоставление истцом документов о страховом стаже умершего кормильца, документов о факте иждивения. Истце полагает, что обжалуемое решение ответчика является незаконным, поскольку законодательством РФ не предусмотрена возможность отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с не предоставлением каких-либо документов. Просит суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от <дата> <номер>. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Володиной А.Ю. пенсию по случаю потери кормильца в установленном законом порядке с <дата>. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Володиной А.Ю. расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей, а также уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Володина А.Ю. и ее представитель Базарова Л.П. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить, пояснив, что ответчиком необоснованно отказано в назначении указанной пенсии, поскольку органы пенсионного обеспечения обязаны были, в случае отсутствия страхового стажа у умершего, самостоятельно решить вопрос о назначении истцу социальной пенсии, на получение которой и претендует Володина А.Ю.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Савичева Е.В. заявленные исковые требования не признала, просила отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пункт 1 статьи 1, статья 2, пункт 1 статьи 3).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Этим лицам назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца (подпункт 8 пункта 1 статьи 4, пункт 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ).
Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца данным лицам в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Частью 1, пунктом 2 части 2, частями 3, 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктами 36, 45 Перечня предусмотрено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, в том числе для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы: о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях") (пп. "м" п. 37 Перечня).
Решением УПФР в <адрес> от <дата> <номер> Володиной А.Ю. было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Отказывая в назначении пенсии, ответчик в решении от <дата> <номер> сослался на не предоставление истцом документов о страховом стаже умершего кормильца, документов о факте иждивения.
Из материалов пенсионного дела следует, что Володина А.Ю. обращалась <дата> в УПФР в <адрес> за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца, а не за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца, таким образом отказ ответчика в назначении истцу именно страховой пенсии по случаю потери кормильца обоснован, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие страховой стаж умершего кормильца Володина Ю.В. и не представлены доказательства подтверждающие факт нахождения Володиной А.Ю. на иждивении умершего.
Доводы истца о том, что ответчик самостоятельно был обязан решить вопрос о назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца, суд находит необоснованными, поскольку с заявлением о назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца истец не обращалась.
В соответствии со статьями 22, 23 указанного Закона назначение пенсии производится по заявлению гражданина, пенсия, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
При указанных обстоятельствах, требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку к перечисленной категории граждан истец не относится.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Володиной Анастасии Юрьевны к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения от <дата> <номер> незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2018 года.
Судья: Иноземцева Э.В.