Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2014 года. Копия
Дело № 2-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2014 года п. Куеда
Куединский районный суд Пермского края
В составе: председательствующего судьи Ермаковой О.В.,
При секретаре Бадртдиновой З.Н.,
С участием истца <Истец>,,
Представителя Совета депутатов <адрес> <Представитель2>,
Представителя УПФ в <адрес> <представитель1>
Представителя ЦЗН <Представитель3>,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску <Истец> к Совету Депутатов <адрес>, УПФ в <адрес> о признании действий незаконными, возобновлении выплаты пенсии
Установил:
Истец <Истец> обратился в суд с иском к Совету Депутатов <адрес>, УПФ в <адрес> о признании действия Совета Депутатов <адрес>, выразившиеся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности незаконными, отмене решения УПФ в <адрес> о прекращении выплат пенсии, выплате пенсии, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года ГКУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>» ему было отказано в выплате пенсии, назначенной досрочно в соответствии со статьей 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. Со дня назначения досрочной пенсии он не занимался никакой трудовой деятельностью ни по трудовому договору, ни по гражданско-правовому договору. Второй созыв он является депутатом Совета депутатов <адрес> на непостоянной основе. В соответствии с Положением о возмещении расходов, связанных с депутатской деятельностью ему выплачивается ежемесячная компенсация расходов в размере 200,00 рублей.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (по трудовому или гражданско-правовому договору) за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона. В статье 9 Закона № 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По смыслу статьи 9 в совокупности со статьей 7 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в пункте 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Депутатам Совета депутатов <адрес> возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной 200,00 рублей.
В качестве критериев, предусмотренных в статье 7 Закона N 212-ФЗ, для определения облагаемых страховыми взносами выплат, произведенных в результате выполнения функций именно по трудовому договору (в рамках трудовых отношений), не указаны такие критерии, как зависимость выплаты вознаграждения депутатам от времени осуществления ими своих полномочий, гарантии включения депутатам в трудовой стаж времени осуществления ими своих полномочий, принятие за основу для расчета величины вознаграждения среднего заработка депутата по месту его основной работы. Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору. В рассматриваемом деле трудовые отношения между Советом депутатов и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
Таким образом, эта выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
В предварительном судебном заседании <Истец> уточнил требования, просил признать действия Совета Депутатов <адрес>, выразившиеся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными. Обязать Совет депутатов <адрес> откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <Истец> в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Обязать управление пенсионного фонда в <адрес> возобновить выплату пенсии, назначенную <Истец> ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ после получения откорректированных сведений о нем из Совета депутатов <адрес>.
В судебном заседании <Истец> на уточненных исковых требованиях настаивает. Суду показал, что он состоял на учете в ЦЗН с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ он также являлся депутатом на непостоянной основе Совета депутатов <адрес>. Ему как депутату выплачивались компенсационные выплаты в размере 200 рублей. До ДД.ММ.ГГГГ с данных выплат Совет депутатов не производил отчисления в Пенсионный фонд, а с ДД.ММ.ГГГГ стал производить отчисления с компенсационных выплат. ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04. 1991 года № 1032-1 « О Занятости населения в РФ», т.е. до достижения пенсионного возраста. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ему прекращена на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. ПФ считает, что пенсия ему была назначена незаконно, т.к. в пенсионный фонд производились отчисления Советом депутатов. Сумма пенсии, выплаченная ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поставлена на счет ЦЗН. С ДД.ММ.ГГГГ он написал заявление, в котором добровольно отказался от компенсационных выплат за осуществление депутатской деятельности, но вновь в ЦЗН на учет как безработный не встал, также не обращался в УПФ с заявлением о назначении ему с этого периода пенсии. Считает, что выплата пенсия ему должна быть возобновлена, т.к. действия должностных лиц Совета депутатов <адрес> по отчислению с компенсационных выплат страховых взносов в УПФ РФ, являются незаконными, т.к. к трудовой деятельности занятие депутатской деятельностью не на постоянной основе, не относится.
В судебном заседании представитель Совета депутатов <адрес> <Представитель2> исковые требования не признал, указал, что до ДД.ММ.ГГГГ они не производили отчисления в пенсионный фонд с компенсационных выплат, выплачиваемых депутатам. В ДД.ММ.ГГГГ пришло разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития, где было указано на необходимость отчислений в пенсионный фонд из компенсационных выплат, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ они произвели отчисления в ПФ за депутатов с их компенсационных выплат. С ДД.ММ.ГГГГ по личному заявлению <Истец> компенсационные выплаты ему не начисляются, соответственно нет отчислений в пенсионный фонд за указанный период. Считает свои действия законными, т.к. действовали по разъяснению Минздравсоцразвития России.
Представитель ответчика УПФ <представитель1> в судебном заседании исковые требования не признала, вместе с тем указала, что в случае внесения Советом Депутатов Федоровского сельского поселения откорректированных индивидуальных сведений о застрахованном лице <Истец> возможно пересмотреть вопрос о выплате ему назначенной пенсии. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные сведения о периоде работы <Истец> за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ. поступили в Пенсионный фонд лишь в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент назначения пенсии работодателем такие сведения не были (и не могли быть) представлены. При рассмотрении документов, (проверки обоснованности начисления ФСД федеральной социальной доплаты к пенсии) право на которую имеют не работающие пенсионеры, установлено, что согласно Выписке из лицевого счета застрахованного лица <Истец> осуществлял трудовую деятельность в качестве депутата <адрес>, за него производились отчисления в Пенсионный фонд. Согласно разъяснений, изложенных в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 2341-19 от 23.07.2010 г. и в письме министерства финансов Российской Федерации № от 31.05.2012 г. и в соответствии с действующим законодательством депутатская деятельность отнесена к трудовой деятельности физического лица. Соответственно, был сделан вывод о незаконности назначения пенсии по старости как безработному. Ч. 3 ст. 32. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусматривает, что при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается. Таким образом, решение Пенсионного фонда является законным, выплата пенсии <Истец> была прекращена с 01.11. 2013 г. на законных основаниях, согласно представленным ПФ сведениям.
Представитель третьего лица ЦЗН РФ в <адрес> <Представитель3> в судебном заседании возражений по заявленному иску <Истец> не высказала. Показала, что <Истец> состоял на учете в ЦЗН как безработный. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона «О занятости населения» ими в Пенсионный фонд было направлено предложение о назначении <Истец> пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ <Истец> УПФ назначена досрочная трудовая пенсия по старости. В последующем было установлено, что <Истец>, состоя на учете в ЦЗН осуществлял депутатскую деятельность на непостоянной основе в Совете депутатов <адрес>, получал компенсационные выплаты, из которых производились отчисления в ПФ РФ. В последующем ПФ, признав незаконным назначение пенсии <Истец>, прекратил ему выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, выплаченная сумма пенсии <Истец> поставлена им на счет. Согласно разъяснений Минздравсоцразвития России выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд России.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела на <Истец>, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом <Истец> требований.
Судом установлено, что истец <Истец> является депутатом Совета депутатов <адрес>.
Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов <адрес>. Данное положение предусматривает установление денежной компенсации депутатам Совета депутатов <адрес>, работающим без отрыва от основной работы, на период полномочий представительного органа. Ежемесячная денежная компенсация является материально-финансовым обеспечением гарантий деятельности депутата Совета депутатов <адрес>.
Согласно Справки председателя Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, а также выписки из лицевого счета застрахованного лица, <Истец>. с ДД.ММ.ГГГГ на денежную компенсацию были начислены налоги на доходы физического лица и начисления в соответствующие фонды, в том числе Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления депутата <Истец> денежная компенсация не начисляется, что подтверждается справкой Председателя Совета депутатов <адрес>
Согласно ст. 32 ч. 2 Закона РФ от 19.04. 1991 года № 1032-1 «О Занятости населения в РФ» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (по трудовому или гражданско-правовому договору) за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона. В статье 9 Закона № 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По смыслу статьи 9 в совокупности со статьей 7 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в пункте 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В качестве критериев, предусмотренных в статье 7 Закона N 212-ФЗ, для определения облагаемых страховыми взносами выплат, произведенных в результате выполнения функций именно по трудовому договору (в рамках трудовых отношений), не указаны такие критерии, как зависимость выплаты вознаграждения депутатам от времени осуществления ими своих полномочий, гарантии включения депутатам в трудовой стаж времени осуществления ими своих полномочий, принятие за основу для расчета величины вознаграждения среднего заработка депутата по месту его основной работы. Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате избрании на должность, назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору, и не является вознаграждением за труд. В рассматриваемом деле трудовые отношения между Советом депутатов и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
Таким образом, эта выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем действия Совета депутатов <адрес> по отчислению с ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными.
Требования <Истец> о возложении обязанности на Совет депутатов <адрес> откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <Истец> в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год также подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что отчисления производились неправомерно.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель - страхователь в порядке и в сроки, указанные в данном законе предоставляет в Пенсионный фонд сведения о работнике- застрахованном лице. Предоставляемые сведения по смыслу закона должны быть достоверными, ответственность за достоверность представленных сведений также возлагается на работодателя.
Необходимость внесение изменений в индивидуальные сведения при выявлении расхождений также предусмотрена и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года № 987-н « Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного ) учета сведений о застрахованных лицах», а соответствующие формы утверждены Постановлением правления ПФ РФ от 31.07.2006 года № 192-п « О формах документов индивидуального (персонифицированного ) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
Таким образом, нарушенные права <Истец> могут быть восстановлены путем внесения соответствующих изменений в индивидуальные сведения о застрахованном лице.
С учетом установленных обстоятельств, требования <Истец> к Пенсионному Фонду о возложении обязанности на УПФ в <адрес> возобновить выплату трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. Выплата трудовой пенсии была прекращена <Истец> согласно решения УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с выявленными УПФ отчислениями страховых взносов в пенсионный орган за <Истец> Советом депутатов <адрес>. Поскольку установлено, что данное решение принято на основе недостоверных данных, представленных Советом депутатов <адрес>, то есть не по вине <Истец>, то оно является незаконным, в связи с чем выплата пенсии <Истец> должна быть возобновлена с момента ее прекращения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковым требований, в связи, с чем расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в пользу истца с ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать действия Совета Депутатов <адрес>, выразившиеся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными.
Обязать Совет депутатов <адрес> откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <Истец> в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать управление пенсионного фонда в <адрес> возобновить выплату пенсии, назначенную <Истец> ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Совета Депутатов <адрес>, управления Пенсионного фонда в <адрес> в пользу <Истец> расходы на государственную пошлину, уплаченную при подачи иска в размере 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья
Куединского районного суда О.В. Ермакова