Дело № 2-687/2019
УИД 24RS0012-01-2019-000489-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора – помощника прокурора г. Дивногорска Стукаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Дивногорска в интересах Петровой ФИО5 к краевому бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский медицинский техникум» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к краевому бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский медицинский техникум», третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерству образования Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с апреля 2018 года по август 2018 года в размере № рублей, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки по заявлению Петровой В.А. о нарушении ее социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г.Дивногорска установлено, что Петрова В.А. осуществляет трудовую деятельность в краевом бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Дивногорский медицинский техникум» в качестве гардеробщика на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, ей установлен оклад в размере № рублей, надбавки к заработной плате (30% районный коэффициент, 30% северная надбавка), продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.
Из расчетных листов следует, что в указанный период Петровой В.А. начислялась заработная плата в размере от количества отработанного времени.
В указанные размеры заработной платы компенсационные выплаты: северная надбавка и районный коэффициент включались с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства начисление заработной платы истцу должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Петровой В.А. не начислены и не выплачены суммы заработной платы: за апрель 2018 года - № руб.; за май 2018 года – № руб.; за июнь 2018 года - № руб.; за июль 2018 года (с учетом отработанного времени 80 часов и за вычетом оплаты отпускных) – № руб.; за август 2018 года (с учетом отработанного времени 72 часа) - № руб., а всего № руб.
Прокурор Стукалова А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец Петрова В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель ответчика – КГБПОУ «Дивногорский медицинский техникум», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель третьего лица – министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на работу в краевое бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дивногорский медицинский техникум» гардеробщиком, что подтверждается копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №-эк (в форме эффективного контракта), согласно условиям которого ей установлен должностной оклад в размере № рублей в месяц, продолжительность рабочего времени - нормальная (не более 40 часов в неделю), а также районный коэффициент в размере 30 % и северная надбавка в размере 30 %.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в размере 9 489 рублей в месяц; с 01 мая 2018 года - в размере 11163 рублей.
Таким образом, ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2018 МРОТ в размере 9 489 рублей в месяц, с 01.05.2018 - 11 163 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30% с 01.01.2018 истец должен был получать заработную плату в месяц в размере не менее 15182,40 рублей; с 01.05.2018 - не менее 17860,80 рублей.
Вместе с тем, согласно расчетным листам истцу была начислена заработная плата:
за апрель 2018 года № руб.; за май 2018 года – № руб.; за июнь 2018 года № руб.; за июль 2018 года (с учетом отработанного времени 80 часов и за вычетом оплаты отпускных) – № руб.; за август 2018 года (с учетом отработанного времени 72 часа) - № руб.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата с апреля 2018 года по август 2018 года в размере № коп. из расчета:
- за апрель 2018 года в размере №
- за май 2018 года в размере №
- за июнь 2018 года в размере №
- за июль 2018 года (с учетом отработанного времени 80 часов и за вычетом оплаты отпускных) в размере №
- за август 2018 года (с учетом отработанного времени 72 часа) в размере №
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с краевого бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский медицинский техникум» в пользу Петровой ФИО6 недоначисленную заработную плату за период с апреля 2018 года по август 2018 года в размере №
Взыскать с краевого бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский медицинский техникум» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова