Решение по делу № 2-1234/2013 ~ М-639/2013 от 01.02.2013

№ 2-1234/ 2013

Решение
именем Российской Федерации

г.Хабаровск 13 марта 2013 года

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Савченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Леонтюк Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Анатолия Петровича, Петровой Майи Фабияновны к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Петров Анатолий Петрович, Петрова Майя Фабияновна обратились в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение – <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес>. В обоснование иска указано, что истцы проживают в указанном жилом помещении на основании договора социального найма от 26 августа 2010 года . Ссылаясь на положения статей 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просили признать за Петровым Анатолием Петровичем, Петровой Майей Фабияновной право равной долевой собственности (по 1/2 доли за каждым) на <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес>.

В судебное заседание не явились истцы Петров А.П., Петрова М.Ф., о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства обороны РФ, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом телеграммой.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебное заседание не явились третьи лица Петров В.А., Петров В.А., Петрова В.А., о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу статьи 59 и п. "т" статьи 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Специальный характер положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается содержанием статьи 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Пунктом 1 статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений статьей 15 и 23 указанного Федерального закона следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Федеральный закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.

Из материалов гражданского дела следует, что Петров А.П. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ; имеет выслугу лет в календарном исчислении 32 года 11 месяцев, в льготном – 44 года.

Из выписки из приказа главнокомандующего военно-воздушными силами от 06 августа 2010 года следует, что подполковник Петров Анатолий Петрович, состоящий в распоряжении командующего войсками <данные изъяты>, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной одежды и знаков различия.

13.11.2009 г. решением заседания жилищной комиссии войсковой части подполковнику Петрову А.П. редоставлена трехкомнатная <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> на состав семьи 4 человека.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечиваются жилыми помещениями военнослужащие-граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей за счет средств федерального бюджета.

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ предоставлена подполковник Петрову А.П. в бессрочное владение и пользование трехкомнатная <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> на основании решения жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ; совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи - жена Петрова М.Ф., сын ФИО3, сын ФИО4.

В <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> зарегистрированы и проживают Петров А.П., Петрова М.Ф., Петров В.А., Петров В.А., невестка ФИО3

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией; жилое помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 16 октября 2012 года <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> является трехкомнатным изолированным жилым помещением.

В соответствии с пунктом 1, подпунктами «б», «к» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав - собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российское Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Способы защиты жилищных прав, перечень которых не является исчерпывающим, определены в пункте 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которому защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правому акту, имеющим большую, чем указанный нормативно-правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, другим федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №1541-1 от 05.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

По смыслу приведенной правовой нормы наниматели жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ) вправе приобрести его в собственность путем бесплатной передачи.

Законодатель, закрепляя право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Перечень жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи, определен в статье 4 названного закона, согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Спорное жилое помещение приобретено за счет средств федерального бюджета и к числу указанных в данной правовой норме не отнесено.

Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено Петрову А.П. и членам его семьи по договору социального найма бесплатно и в перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, не включено, оно может рассматриваться в качестве объекта приватизации. Петров А.П., являясь нанимателем жилого помещения по договору социального найма, и члены его семьи вправе обратиться в суд за защитой своих жилищных прав по правилам действующего законодательства.

Материалами дела подтверждается, что Петров А.П., Петрова М.Ф. ранее участия в приватизации жилых помещений не принимали.

ФИО3 оформил нотариально удостоверенное заявление <адрес>0 от 12 октября 2012 года, согласно которому он отказывается от права на участие в приватизации жилого помещения – <адрес> по ул. ФИО8, 96 в <адрес>, отказывается принимать в собственность по договору на передачу квартиры в собственность граждан данное жилое помещение и дает согласие на приватизацию указанного жилого помещения без его участия.

ФИО4 оформил нотариально удостоверенное заявление <адрес>3 от 14 ноября 2012 года, согласно которому он отказывается от права на участие в приватизации жилого помещения – <адрес> по ул. ФИО8, 96 в <адрес>, отказывается принимать в собственность по договору на передачу квартиры в собственность граждан данное жилое помещение и дает согласие на приватизацию указанного жилого помещения без его участия.

ФИО5 оформила нотариально удостоверенное заявление <адрес>2, согласно которому она отказывается от права на участие в приватизации жилого помещения – <адрес> по ул. ФИО8, 96 в <адрес>, отказывается принимать в собственность по договору на передачу квартиры в собственность граждан данное жилое помещение и дает согласие на приватизацию указанного жилого помещения без её участия.

Из ответа начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 28.11.2012 г. следует, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является правообладателем спорного жилого помещения и не уполномочено передавать в собственность недвижимое имущество; приватизировать жилое помещение можно только с согласия Министерства обороны РФ.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Таким образом, Петров А.П., Петрова М.Ф. имеют право приобрести бесплатно в общую долевую собственность <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес> в порядке приватизации, в связи с чем, требования истцов о признании за ними права собственности на указанное жилое помещение в равных долях является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л :

исковые требования Петрова Анатолия Петровича, Петровой Майи Фабияновны к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Петровым Анатолием Петровичем, Петровой Майей Фабияновной право собственности на жилое помещение – <адрес> по ул.ФИО8, 96 в <адрес>, в равных долях по 1/2 доли за каждым.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья подпись Савченко Е.В.

2-1234/2013 ~ М-639/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Майя Фабияновна
Петров Анатолий Петрович
Ответчики
Министерство обороны РФ
Другие
Петров Владимир Анатольевич
Петрова Виктория Александровна
Петров Виталий Анатольевич
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Савченко Е.В.
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
01.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2013Передача материалов судье
05.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2013Подготовка дела (собеседование)
28.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2013Судебное заседание
13.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее