Определение по делу № 13-571/2020 от 28.07.2020

Дело №2-6177/2010

М-13-571/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 сентября 2020 года      г. Калининград

    Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Таранова А.В., при секретаре Штейнепрейс К.С., с участием:

Аветисяна М.М., его представителя Ойсбойта М.И.,

представителей военного комиссариата Калининградской области Гордиенко С.Г., Солдатова О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Аветисяна М.М. об изменении порядка исполнения решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлению Аветисяна М.М. к военному комиссариату Калининградской области об индексации денежных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

    Аветисян М.М. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с заявлением об изменении с 1 февраля 2018 года порядка исполнения решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлению Аветисяна М.М. к военному комиссариату Калининградской области об индексации денежных выплат, возобновив индексацию ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда здоровью, применив следующий механизм: производить индексацию один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ; обязать военный комиссариат Калининградской области проиндексировать выплачиваемую Аветисяну М.М. денежную компенсацию в возмещение вреда причиненного здоровью в соответствии с установленными постановлениями Правительства РФ №№ 74,32,61 соответствующими коэффициентами с 01.02.2018 – 1,025, с 01.02.2019 – 1,043, с 01.02.2020 – 1,03; обязать военный комиссариат Калининградской области выплатить Аветисяну М.М. недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.02.2018 по 31.07.2020 в размере 54 916,86 рублей; обязать военный комиссариат Калининградской области в дальнейшем самостоятельно индексировать выплаты за возмещение вреда здоровью один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.

В обоснование заявления Аветисян М.М. указал, что в результате изменения порядка исполнения решения суда, произведенного определением от 04.07.2017 года, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью для него был зафиксирован на уровне 31 368,20 рублей. После данного изменения порядка исполнения решения суда были приняты правовые акты, являющиеся основанием для нового изменения порядка исполнения данного решения суда:

- письмо Секретариата Конституционного Суда РФ от 13.11.2002 года;

- определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 г. №943-О-О;

- определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 г. № 53-О.

Кромке того, вступили в законную силу поправки в Конституцию РФ, в которых провозглашена обязательность индексации социальных выплат, Федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 года предусмотрена индексация выплат, производящихся в соответствии с частями 1-2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ, в соответствии с коэффициентами, устанавливаемыми Правительством РФ; принято постановление Конституционного Суда РФ от 08.02.2018 года № 7-П, определением Конституционного Суда РФ от 14.05.2018 № 1112-О указано на обязательность индексации выплат, установленных в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ.

Аветисян М.М. полагает, что в соответствии с вышеперечисленными правовыми актами был изменен механизм индексации социальных выплат, и установлен унифицированный порядок индексации всех социальных выплат, и ко всем выплатам, в том числе и к спорным выплатам ежегодно должен безусловно применяться повышающий коэффициент.

    В судебном заседании Аветисян М.М. и его представитель Ойсбойт М.Э. требования поддержали, изложили доводы, аналогичные описанным с заявлении, и указали на то, что они требуют изменения порядка исполнения решения суда, а не оспаривают судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (указанные ссылки в заявлении приведены ошибочно).

    В судебном заседании представители военного комиссариата Калининградской области возражали против заявленных требований, полагали, что механизм индексации, примененный определением от 4 июля 2017 года об изменении порядка исполнения решения суда, полностью соответствует закону, и не подлежит изменению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2010 года исковые требования Аветисяна М.М. были удовлетворены, в частности на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность осуществлять, начиная с 01 декабря 2010 года, ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью в размере 21 263,63 рублей, с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данное решение вступило в законную силу.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 июля 2017 года изменен порядок исполнения решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлению Аветисяна М.М. к военному комиссариату Калининградской области об индексации денежных выплат, путем изменения механизма индексации. Постановлено осуществлять индексацию производимой Аветисяну М.М. на основании Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью с даты, когда размер этой выплаты будет равен сумме, подлежащей к выплате данной категории лиц по Постановлению Правительства Российской Федерации. Определение вступило в законную силу.

Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п.25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).

Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п.25 ч.1 ст. 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы – 5 000 рублей, инвалидам II группы – 2 500 рублей, инвалидам III группы – 1 000 рублей.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст. 14 или п.11 ч.1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В 2004 году также была изменена редакция ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).

В новой редакции ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше п.25 ч.1 ст. 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, содержатся в пункте 15.

Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.

Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П).

Но основе данных выводов, судом в 2017 году производилось изменение порядка исполнения решения суда, и при этом суд исходил из того, что Аветисяну М.М. подлежит выплате ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 31 638,20 рублей, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства РФ такая ежемесячная денежная компенсация на 2017 год составляет 9212,98 рублей, из чего следует, что он находится в неравном положении в сравнении с иными лицами, которым военный комиссариат <адрес> такую компенсационную выплату производит самостоятельно на основании Постановлений Правительства РФ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо (не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами). В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со ст. 203 ГПК РФ изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации.

Давая оценку доводам Аветисяна М.М., суд приходит к выводу, что с момента изменения порядка исполнения решения суда не произошло законодательного изменения механизма выплат в возмещение вреда причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ссылки на внесение поправок в Конституцию РФ, а также на иные нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательность индексации социальных выплат несостоятельны, поскольку это не является изменением механизма (или порядка) индексации сумм. Индексации выплаты и ранее была предусмотрена, и, изменив порядок исполнения решения суда, суд привел решение суда в соответствие с изменившимся механизмом, и установил такой порядок, который позволит восстановить равное положение всех лиц, имеющих право на такую выплату.

Приведенные ссылки на постановления и определения Конституционного Суда РФ также не применимы к спорным правоотношениям, поскольку истолкование закона, данное Конституционным Судом РФ, не вступает в противоречие с выводами суда, на основании которых ранее изменялся порядок исполнения решения суда, и во всяком случае данным актами Конституционного Суда РФ не изменяется механизм индексации социальных выплат, и соответственно, они не являются основанием для изменения порядка исполнения решения суда.

Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2018 года № 7-П является несостоятельной, поскольку оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат основанием для установления гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами-чернобыльцами и получили возмещение вреда в размере, исчисленном из заработка, и которым при очередном переосвидетельствовании было отказано в определении степени утраты профессиональной трудоспособности, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в твердом размере, меньшем по сравнению с размером ранее производимой выплаты.

Вступление в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не является изменением механизма индексации, поскольку как до введения данного закона в действие, так и после было установлена обязательность индексации выплат исходя из размеров инфляции, но до введения данного закона размер инфляции определялся федеральным законом федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а после - исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год по коэффициенту индексации определяемому Правительством РФ.

В своем заявлении Аветисян М.М. по сути выражает несогласие с состоявшимся изменением порядка исполнения решения суда и требует его пересмотра, приводя, в том числе ссылки на акты, состоявшиеся до данного изменения (ряд актов Конституционного Суда РФ и письмо Секретариата Конституционного Суда РФ), которые очевидно не могут являться основанием для изменения порядка исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для изменения порядка исполнения решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 203 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении заявления Аветисяна М.М. об изменении порядка исполнения решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлению Аветисяна М.М. к военному комиссариату Калининградской области об индексации денежных выплат отказать.

Определение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 15 дней.

Судья А.В. Таранов

13-571/2020

Категория:
Другие
Статус:
Отказано
Истцы
АВЕТИСЯН МИХАИЛ МЕСРОПОВИЧ
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Таранов А.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
29.07.2020Материалы переданы в производство судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Судебное заседание
29.10.2021Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Материал оформлен
29.10.2021Материал передан в архив
Определение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее