Дело 2-476/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 23 сентября 2014 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --5
с участием:
истцов: --3, --1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--3, --1 к -- о включении в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят суд включить их в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья по адресу --, подвергнутого затоплению в результате обильного выпадения осадков. В обоснование предъявленных требований истцы указали следующее.
Межведомственной комиссией было проведено обследование жилого помещения расположенного по адресу: --. По окончанию исследования комиссия приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта одноэтажного одноквартирного дома по адресу: --.
Однако в выплате ей было отказано. -- мотивировала свой отказ, в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь между повреждениями, указанными в акте обследования от -- и произошедшим наводнением в период со --.
Представитель ответчика администрации -- – --6 в письменном отзыве по существу заявленных требований истицы возражала, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку согласно техническому паспорту на дом, который построен в 1959 году, процент износа на момент составления технического паспорта (--) составляет 49,45 процентов. Письменный отзыв приобщен к материалам гражданского дела.
От Министерства строительства и архитектуры -- возражений по существу заявленных требований в суд не поступило, просили рассмотреть дело без его участия;
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о дате и времени рассмотрения дела ответчика и третьего лица - Министерства строительства и архитектуры --.
В судебном заседании истцы --3, --1 подтвердили обстоятельства указанные в исковом заявлении, настаивая на удовлетворение исковых требований суду пояснили, что на период объявления чрезвычайной ситуации им на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный в --. Они приобрели данный жилой дом, произвели в нем ремонт, поменяли окна, двери, перестелили полы, поменяли четыре венца, подливали фундамент. В связи с проливными дождями подполье сгнило, полы стали неровные, плинтус отошел, фундамент потрескался в трех местах, произошло искривление перегородок, штукатурка стала отходить от стен. Однокомнатную квартиру площадью 33 кв.м в селе Чигири --3 приобрела на материнский капитал для дочери и сына на праве общей долевой собственности (1/3 доли) квартира, общей площадью 33 кв.м., расположенная в --. Иного жилья они не имеют.
В доме по адресу -- они проживают постоянно. В период чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, жилое помещение, в котором они постоянно проживают, комиссией было признано нуждающимся в проведении капитального ремонта, однако им было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта.
Представитель ответчика администрации --, действующая на основании доверенности --6 исковые требования не признала, полагает отказ администрации -- законным и обоснованным в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждений жилого дома и произошедшим наводнением.
Свидетель --7 в судебном заседании показала, что она проживает с истцами по соседству. --3 и --1 купили этот дом давно, дом старой постройки, они привели его в порядок, заменили 4 венца, заменили окна, крышу, пол, забор. Дом был восстановлен полностью, в связи с чрезвычайной ситуацией пострадал. Вода шла прямо на дом.
Свидетель --8 суду пояснила, что в феврале 2014 года межведомственной комиссией было обследовано жилое помещение принадлежащее истцам, расположенное по --. В феврале комиссия выявила деформации, но не такие, которые проявились в июле. Они выезжали еще раз для осмотра жилого помещения. В результате осмотра установили, что деформации значительно увеличились. Жилой дом нуждается в капитальном ремонте.
Свидетель --9 суду пояснил, что он проживает по соседству с истцами. Они купили данный жилой дом в плохом состоянии, сделали ремонт, поменяли четыре венца дома, поменяли окна, соседи помогали в ремонте жилого дома истцам.
Свидетель --10 дал аналогичные показания.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от --), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта» - определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенций областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- --.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истицы на социальную поддержку, как лица пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Новокиевского сельсовета --, и включения её в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживание лица в поврежденном в результата ЧС домовладение, наличие на его вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- ---р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением ---р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующий и настоящее время.
Распоряжением -- от -- главы администрации -- «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащем сносу или реконструкции пострадавшего в результате наводнения на территории Мазановского сельсовета» создана межведомственная комиссия.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- --, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с выходом из берегов реки Зея, сопровождающееся обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета имело место опасное гидрологическое явление в виде наводнения, обильного выпадения осадков на территории --.
Согласно акту -- обследования жилого помещения от -- межведомственная комиссия провела комиссионное обследование домовладения по адресу; -- в связи с ЧС происшедшим в период со --, и составила настоящий акт о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения общей площадью 32,9 кв. м расположенной в одноэтажном жилом доме по адресу --.
Заключением от -- комиссия в связи с введением режима чрезвычайной ситуации (паводка), по результатам рассмотренных документов: технического паспорта, и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам установила факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения истицы в соответствии с установленными требованиями, и приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения общей площадью 32,9 кв.м. расположенной в одноэтажном жилом доме по адресу --.
Как следует из материалов дела, истцы обратившись в суд с указанным иском, полагали о наличии у них права пострадавшего лица в результате ЧС в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, на включение в списки граждан для оказанию им социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого дома по адресу; --, подвергнутого подтоплению затоплению в результате наводнения.
Представленными суду доказательствами, подтверждается постоянное проживание истцов в жилом помещении по --, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года на территории Новокиевского сельсовета -- и требующее проведение капитального ремонта.
Так, из представленного суду истцами свидетельств о государственной регистрации права от --, следует, что на основании акта приема-передачи от --; договора об участии в долевом строительстве квартиры в многоквартирном доме; дополнительного соглашения к договору об участии в долевом строительстве; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истец --3 и двое её детей являются долевыми собственниками квартиры, общей площадью 33 кв.м., по адресу --.
Представленные доказательства свидетельствуют о наличие у истицы вещных прав на другое, пригодное для проживания, жилое помещение, кроме подвергнутого в августе-сентябре 2013 подтоплению в результате ЧС.
Согласно справке администрации Новокиевского сельсовета -- выданной --, --3 зарегистрирована в --, вместе с ней проживает сожитель --1
Согласно акту -- обследования жилого помещения от -- межведомственной комиссии само домовладение было подвергнутого затоплению в результате наводнения 02 август 2013 года. Судом установлены юридически значимые обстоятельства, свидетельствующие о том, что истцы в августе 2013 года являлись собственником домовладения подвергнутого затоплению. А с июня 2014 года --3 также собственником другого пригодного для проживания жилья.
Суд считает, что при решении вопроса о наличии у пострадавшего гражданина, имеющего другое жилое помещение, права на получение мер социальной поддержки как на строительство нового жилья взамен утраченного, так и на капитальный ремонт поврежденного жилья (в зависимости от целесообразности такого ремонта), следует исходить из того – обеспечивает ли это другое жилое помещение жилищные права такого гражданина не только с технической точки зрения (на предмет аварийности), но и с учетом иных санитарных и социальных нормативов, в том числе размера общей площади жилого помещения, приходящейся на одно проживающее в нем лицо.
В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, именуется учетной нормой площади жилого помещения и устанавливается органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, истцы, на момент чрезвычайной ситуации являлись собственниками жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации и нуждающегося в капитальном ремонте, расположенного по адресу: --, а с июня 2014 года истец --3, её несовершеннолетние дети --11, -- года рождения, --2 собственниками общей долевой собственности ( 1/3 доли каждому) жилого помещения в --, площадью 33 кв.м., то есть по 11 кв.м каждому, что не соответствует социальным нормативам.
Из объяснений истцов следует, что после приобретения жилого помещения в -- собственность, они провели капитальный ремонт дома, фундамента, заменены четыре венца, окна, двери, полы, крышу, внутри помещение оштукатурили. Эти доводы заявителей подтверждены показаниями свидетелей допрошенных в судебном заседании --7, --9, --10
Свидетель --8 в судебном заседании подтвердила, что она, участвовала в обследовании жилого дома истцов, при первоначальном осмотре были установлены повреждения жилому помещению, а при повторном осмотре было установлены повреждения, которых не было при первоначальном осмотре.
Эти обстоятельства подтверждают, что повреждения жилому дому истцов, указанные заявителями и в акте межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции -- от --, назначенной распоряжением главы администрации -- ---р от --, были причинены в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2013 года на территории --.
Таким образом, суд полагает, что истцы являясь собственниками поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, нуждающегося в проведении капитального ремонта по адресу: --, постоянно проживающие на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении, обладают правом на получение государственных мер социальной поддержки в соответствии с -- ---ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта.
Рассматривая требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми интересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования --3, --1 удовлетворить.
Обязать администрацию -- включить --3, --1 в списки на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу --.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий