РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Лариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Коноплянки В.В. к Мэрии городского округа Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда,
установил:
Прокурор г. Тольятти в интересах Коноплянки В.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда.
В судебном заседании пом. Прокурора г. Тольятти ФИО11 исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части отказа в приеме на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, в результате которой установлено, что Коноплянка В.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, его родители лишены в отношении сына родительских прав. В отношении Коноплянки В.В. установлена опека в лице бабушки ФИО12 Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 06.02.2014 года № 652-р/5 Коноплянке В.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, в связи с тем, что Коноплянка В.В. обеспечен жилым помещением, является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу <адрес> (14,6 кв.м.), что выше учетной нормы (14 кв.м.). Данный отказ считает незаконным, поскольку в указанной квартире зарегистрированы и проживают 4 человека, общая площадь квартиры 43,8 кв.м., следовательно, на 1 человека приходится 10,95 кв.м., что ниже учетной нормы. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти включить Коноплянку В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда с даты принятия заявления, то есть с 21.01.2014 года.
Коноплянка В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель мэрии г.о. Тольятти ФИО13 действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, поскольку отсутствуют обстоятельства, указанные в 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД – имеет 1/3 доли собственности – 14,6 кв.м. в квартире по адресу г. Тольятти <адрес> (общая площадь 43,8 кв.м.), что более учетной нормы. То есть, Коноплянка В.В. обеспечен жилой площадью. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. ж, ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Коноплянка <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО14 и отец ФИО15 лишены родительских прав. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении и решением <данные изъяты> райсуда г. Тольятти от <данные изъяты> года, вступившим в законную силу 14 декабря 2009 года.
Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 27.02.2010 года № 2541-р/3 над несовершеннолетним Коноплянкой В.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО16.
Согласно выписки из поквартирной карточки в квартире, расположенной по адресу г. Тольятти <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м., зарегистрированы собственники ФИО17., Коноплянка В.В., ФИО18., а также их родственник ФИО19
Из выписок из ЕГРП следует, что на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность № 7588 от 26.06.2012 года Коноплянка <данные изъяты>, ФИО20 и ФИО21 являются собственниками (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности у каждого) жилого помещения, расположенного по адресу г. Тольятти <адрес>.
ФИО22, зарегистрированная и проживающая в указанной квартире, прав собственности на данное жилое помещение не имеет.
Судом установлено, что ФИО23 зарегистрирована в спорной квартире с 21.10.2010 года, оформила нотариально удостоверенный отказ от участия в приватизации квартиры, однако на момент приватизации имела равные права пользования квартирой с иными проживающими членами семьи, в последующем приватизировавшими квартиру, в связи с чем, за ФИО24 сохраняется право бессрочного пользования спорной квартирой.
21 января 2014 года в Мэрию г.о. Тольятти подано заявление о включении Коноплянки Виктора Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти 06.02.2014 года № 652-р/5 Коноплянке <данные изъяты> в составом семьи 1 человек, зарегистрированному в квартире по адресу г. Тольятти <адрес> общей площадью 43,8 кв.м., имеет 1/3 доли собственности, всего зарегистрировано 4 человека, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в части 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД.
В соответствии с частью 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях:
родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения закреплены и в п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В силу п. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что Коноплянка В.В. имеет 1/3 доли собственности в квартире по адресу г. Тольятти <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м., что составляет – 14,6 кв.м., что более учетной нормы (14 кв.м.). Поэтому ему обоснованно отказано во включении в список.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено, что в спорной квартире зарегистрированы и фактически проживают 4 человека: собственники Коноплянка В.В., ФИО25., ФИО26 а также ФИО27 имеющая право бессрочного (пожизненного) пользования данной квартирой.
Таким образом, в квартире, расположенной по адресу г. Тольятти, <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м., проживает 4 человека, что составляет 10,95 кв.м. на одного человека, что ниже установленной п. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД учетной нормы 14 кв.м. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания в одной квартире и дают Коноплянке В.В. право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда.
На основании изложенного, суд считает, что Коноплянка В.В. необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, и он подлежит включению в указанный список с даты принятия заявления, то есть с 21 января 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти включить Коноплянку <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда с даты принятия заявления с 21 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: