РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-608/2020 по заявлению Краснова Ю. Г. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-608/2020 по заявлению Краснова Ю. Г. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Краснов Ю.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением в порядке гл.22 КАС РФ к Департаменту градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 439 м2 по адресу: <адрес> В предоставлении земельного участка ему отказано ввиду того, что он находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора. В качестве основания для отказа указано, что предварительное согласование представления земельного участка может повлечь нарушение прав третьих лиц, т.к. на участке расположен объект, земельный участок имеет ограждение. Однако ограждения не существуют, а постройки носят временный характер и являются самовольными. Просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2263 от 12.11.2019 г. незаконным, обязать предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый квартал № площадью 439 м2.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 18.04.2019 г. Фурман М.А. заявленные требования поддержала
Представитель ответчика по доверенности от 31.12.2019 г. №Д05-01/3543 Арчхоев А.С. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 28-29).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 24.10.2019 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5765 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (л.д. 30-32) по основанию, предусмотренному п.4 ст.9 Закона Самарской области «О земле» (предоставление в собственность земельных участков инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам), а также родителям умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 35-36) испрашиваемый земельный участок геометрически представляет собой двусвязную область и имеет общую площадь 439 м2.
Распоряжением от 12.11.2019 г. №РД-2236 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по основанию, предусмотренному пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16, 19 ст.11.10 ЗК РФ (л.д. 28-29).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение в отношении наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка мотивировано ссылкой на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемом решении указывается на нарушение требований п.4 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок уже находится в пользовании неустановленного лица, он огорожен, на нём возведён объект. В связи с этим предварительное согласование предоставления земельного участка может повлечь нарушение прав третьих лиц.
Данное обстоятельство подтверждается выкопировками из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 37, 81) и, фактически, признаётся истцом.
Доводы искового заявления о том, что расположенные на испрашиваемом земельном участке строения носят временный характер и являются самовольными, не указывают на незаконность оспариваемого решения. Земельный участок, уже находящийся в фактическом пользовании другого лица, не может быть предоставлен заявителю до разрешения спора о праве на землю. Если сложившееся землепользование является самовольным, уполномоченный орган (в частности, орган местного самоуправления, осуществляющий функцию муниципального земельного контроля), вправе и обязан требовать его освобождения. Однако до освобождения земельного участка последний не может быть предоставлен другому лицу, исходя как из общих принципов публичного правопорядка, так и положений гражданского закона о защите владения. Презумпция добросовестности участников гражданского оборота распространяется и на лицо, открыто осуществляющее владение и пользование земельным участком.
Оспариваемое решение также основывается на п.19 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны водозабора.
Доводы ответчика нашли своё подтверждение в ходе разбирательства дела. Зоны санитарной охраны водозабора на ул. <адрес> установлены постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 г. №304 (л.д. 83) на основании ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Границы второго и третьего поясов совпадают и проведены во все стороны от водозабора на удаление 3 км и от уреза воды на удаление 750 м. Образуемый земельный участок полностью попадает в границы этого пояса (л.д. 79-80).
В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ земли в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.
В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный закон, разрешающий приватизацию земель в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.
Следовательно, оспариваемое решение является законным, поскольку приватизация испрашиваемых истцом земель не допускается на основании п.2, пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь