Решения по делу № 2-903/2015 ~ М-379/2015 от 03.02.2015

Дело № 2- 903/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владимир 24 февраля 2015 года

Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи              Рыжовой А.М.,

при секретаре      Куликовой И.И.,

с участием заявителя Антонова А.В.,

представителя заявителя Аникеева М.Ю.,

представителя заинтересованного лица УФМС России по Владимирской области Винницкого И.В., действующего на основании доверенности от 04.06.2014г. №36,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова А. В., в интересах несовершеннолетней Антоновой А. А., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Антонов А.В. в интересах несовершеннолетней дочери Антоновой А.А., обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился в УФМС России по Владимирской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации его несовершеннолетней дочери Антоновой А.А. .... года рождения.

К заявлению были приложены необходимые документы, указанные в п. «а» ч.6 ст. 14 ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении заявления было отказано и заявление возвращено без рассмотрения, со ссылкой на наличие сомнений в наличии у заявителя гражданства Российской Федерации.

Выражая несогласие с оспариваемым ответом, Антонов А.В. указывает на выполнение им всех требований нормативных правовых актов и наличие у него гражданства Российской Федерации, подтвержденного паспортом, выданным УВД Октябрьского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного просит о признании незаконным признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации возложении обязанности по рассмотрении заявления по существу.

По тем же основаниям заявитель Антонов А.В. и представляющий его интересы Аникеев М.Ю. поддержали заявление в судебном заседании. Пояснили, что положениями ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым заявления о приеме в гражданство подлежат отклонению. При этом в течение шестимесячного срока, предусмотренного для рассмотрения заявления, Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области имело возможность провести необходимую проверку и решить вопрос об аннулировании гражданства у Антонова А.В. при наличии таких оснований. Возможность возвращения без рассмотрения заявления, принятого к рассмотрению действующим законодательством не предусмотрена.

    Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области с заявлением не согласился. Возражения мотивировал тем, что обращение Антонова А.В. было рассмотрено в установленный законом срок с проведением проверки законности выдачи ему документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации и наличия соответствующих обстоятельств. Прием Антоновой А.А. в гражданство невозможен в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства Российской федерации у ее отца – заявителя Антонова А.В.

    В связи с тем, что положениями ч.1 ст.16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», определяющими перечень оснований, по которым заявления о приеме в гражданство могут быть отклонены, данный случай не предусмотрен, начальником территориального органа Федеральной миграционной службы принято обоснованное решение о возвращении заявления без рассмотрения.

Просил отказать в удовлетворении заявления, полагая оспариваемое решение не противоречащим требованиям законодательства и не нарушающим прав и интересов Антонова А.В. и его дочери Антоновой А.А.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Антонова А.А., Карпова Н.А., извещенные о дне слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, представивших заявления о проведении судебного заседания без их участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод….

Согласно п. «а» ч.6 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 33 указанного Федерального закона заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, согласно п.17 которого, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, принимаются в гражданство Российской Федерации, в том числе, на основании частей шестой и седьмой статьи 14 по заявлениям указанных в настоящем пункте лиц.

    Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

    Установлено, что Антонова А.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью Антонова А.В., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года.

Антонова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации по месту регистрации своего отца по адресу <адрес>., проходит обучение в .... классе МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа ».

ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.В. обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области с заявлением о приеме в гражданство Антоновой А.А. на основании п. «а» ч.6 ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Данное заявление принято к рассмотрению, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОВГ Карповой Н.А. заявление и копии документов о приеме в гражданство Антоновой А.А. возвращены Антонову А.В. без рассмотрения в связи с отсутствием оснований. Кроме того, указано о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Антонова А.В. гражданства Российской Федерации в соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. № 1325.

В соответствии с данным положением, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

    Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Согласно представленному в суд заключению от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области установлено отсутствие регистрации Антонова А.В. по месту жительства на территории российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ и сведений о приобретении им гражданства.

В связи с этим, рассмотрев заявление и материалы, заинтересованным лицом принято решение о возвращении заявления и материалов о приеме в гражданство Российской Федерации, в связи с отсутствием основания, без рассмотрения и проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с вынесением соответствующего заключения в соответствии с п. 51 выше указанного Положения.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области вынесено заключение об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Антонова А.В. гражданства Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 приказа ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается одним из родителей либо другим законным представителем по месту их жительства в территориальный орган либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

По заявлениям об изменении гражданства, рассматриваемым в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона - в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Согласно п.17.5 выше указанного приказа N 64 должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами (пункт "е" статьи 30 Федерального закона).

При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.

Принимая во внимание вышеуказанные положения Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64, в их правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что после принятия документов, необходимых для принятия гражданства Российской Федерации по результатам проведенных проверок и согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, возможно принятие решения установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.

Возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Довод представителя УФМС о том, проведенной служебной проверкой подтверждены обстоятельства незаконности оформления паспорта гражданина РФ Антонова А.В. со ссылкой на материалы проверки, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п. 53 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.

Таким образом, законом предусмотрена процедура принудительного прекращения гражданства Российской Федерации у лица, его приобретшего, посредством отмены соответствующего решения уполномоченного государственного органа в случае установления недобросовестности действий заявителя при подаче документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации, в частности представления им либо подложных документов, либо заведомо ложных сведений.

При этом каждый из перечисленных выше юридических фактов в случае его установления в судебном порядке является самостоятельным основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации.

Кроме того, ответ на заявление не может заменить решение об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Таким образом, отказ в рассмотрении по существу заявления Антонова А.В. о приеме в гражданство Антоновой А.А. в упрощенном порядке не основан на законе, создает препятствия в реализации права заявителя действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка на получение информации о результатах рассмотрения его заявления о приеме в гражданство.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении права заявителя на получение в установленный законом срок решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.

Согласно разъяснениям, указанным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд, при удовлетворении заявления, должен указать в резолютивной части решения на принятие мер, необходимых для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, не предрешая существа решения, которое должно быть принято органом государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицом.

С учетом положений части 1 статьи 258 ГПК РФ суд приходит к выводу о возложении на Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем рассмотрения в установленном законом порядке заявления Антонова А.В., не предрешая существа данного решения.

В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, которые обязан совершить ответчик, могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает разумным и достаточным предоставить Управлению Федеральной миграционной службы по Владимирской области срок для рассмотрения данного вопроса - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,

                    Р Е Ш И Л:

     Заявление Антонова А. В., в интересах Антоновой А. А., удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления Антонова А. В. о принятии в гражданство Антоновой А. А..

    Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области рассмотреть заявление Антонова А. В. о принятии в гражданство Антоновой А. А. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М.Рыжова

2-903/2015 ~ М-379/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонов Алексей Владимирович
Другие
Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области
Начальник ОВГ Н.А. Карпова Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области
Информация скрыта
Суд
Ленинский районный суд г. Владимира
Судья
Рыжова Анна Михайловна
Дело на странице суда
leninsky--wld.sudrf.ru
03.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2015Передача материалов судье
04.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2015Судебное заседание
20.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
02.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2015Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее