Дело № 2- 903/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владимир 24 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Рыжовой А.М.,
при секретаре Куликовой И.И.,
с участием заявителя Антонова А.В.,
представителя заявителя Аникеева М.Ю.,
представителя заинтересованного лица УФМС России по Владимирской области Винницкого И.В., действующего на основании доверенности от 04.06.2014г. №36,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова А. В., в интересах несовершеннолетней Антоновой А. А., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Антонов А.В. в интересах несовершеннолетней дочери Антоновой А.А., обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился в УФМС России по Владимирской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации его несовершеннолетней дочери Антоновой А.А. .... года рождения.
К заявлению были приложены необходимые документы, указанные в п. «а» ч.6 ст. 14 ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении заявления было отказано и заявление возвращено без рассмотрения, со ссылкой на наличие сомнений в наличии у заявителя гражданства Российской Федерации.
Выражая несогласие с оспариваемым ответом, Антонов А.В. указывает на выполнение им всех требований нормативных правовых актов и наличие у него гражданства Российской Федерации, подтвержденного паспортом, выданным УВД Октябрьского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного просит о признании незаконным признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации возложении обязанности по рассмотрении заявления по существу.
По тем же основаниям заявитель Антонов А.В. и представляющий его интересы Аникеев М.Ю. поддержали заявление в судебном заседании. Пояснили, что положениями ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым заявления о приеме в гражданство подлежат отклонению. При этом в течение шестимесячного срока, предусмотренного для рассмотрения заявления, Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области имело возможность провести необходимую проверку и решить вопрос об аннулировании гражданства у Антонова А.В. при наличии таких оснований. Возможность возвращения без рассмотрения заявления, принятого к рассмотрению действующим законодательством не предусмотрена.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области с заявлением не согласился. Возражения мотивировал тем, что обращение Антонова А.В. было рассмотрено в установленный законом срок с проведением проверки законности выдачи ему документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации и наличия соответствующих обстоятельств. Прием Антоновой А.А. в гражданство невозможен в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства Российской федерации у ее отца – заявителя Антонова А.В.
В связи с тем, что положениями ч.1 ст.16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», определяющими перечень оснований, по которым заявления о приеме в гражданство могут быть отклонены, данный случай не предусмотрен, начальником территориального органа Федеральной миграционной службы принято обоснованное решение о возвращении заявления без рассмотрения.
Просил отказать в удовлетворении заявления, полагая оспариваемое решение не противоречащим требованиям законодательства и не нарушающим прав и интересов Антонова А.В. и его дочери Антоновой А.А.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Антонова А.А., Карпова Н.А., извещенные о дне слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, представивших заявления о проведении судебного заседания без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод….
Согласно п. «а» ч.6 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 33 указанного Федерального закона заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, согласно п.17 которого, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, принимаются в гражданство Российской Федерации, в том числе, на основании частей шестой и седьмой статьи 14 по заявлениям указанных в настоящем пункте лиц.
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
Установлено, что Антонова А.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью Антонова А.В., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года.
Антонова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации по месту регистрации своего отца по адресу <адрес>., проходит обучение в .... классе МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №».
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.В. обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области с заявлением о приеме в гражданство Антоновой А.А. на основании п. «а» ч.6 ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Данное заявление принято к рассмотрению, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОВГ Карповой Н.А. заявление и копии документов о приеме в гражданство Антоновой А.А. возвращены Антонову А.В. без рассмотрения в связи с отсутствием оснований. Кроме того, указано о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Антонова А.В. гражданства Российской Федерации в соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. № 1325.
В соответствии с данным положением, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Согласно представленному в суд заключению от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области установлено отсутствие регистрации Антонова А.В. по месту жительства на территории российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ и сведений о приобретении им гражданства.
В связи с этим, рассмотрев заявление и материалы, заинтересованным лицом принято решение о возвращении заявления и материалов о приеме в гражданство Российской Федерации, в связи с отсутствием основания, без рассмотрения и проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с вынесением соответствующего заключения в соответствии с п. 51 выше указанного Положения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области вынесено заключение об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Антонова А.В. гражданства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 приказа ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается одним из родителей либо другим законным представителем по месту их жительства в территориальный орган либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
По заявлениям об изменении гражданства, рассматриваемым в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона - в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
Согласно п.17.5 выше указанного приказа N 64 должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами (пункт "е" статьи 30 Федерального закона).
При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.
Принимая во внимание вышеуказанные положения Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64, в их правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что после принятия документов, необходимых для принятия гражданства Российской Федерации по результатам проведенных проверок и согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, возможно принятие решения установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.
Возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Довод представителя УФМС о том, проведенной служебной проверкой подтверждены обстоятельства незаконности оформления паспорта гражданина РФ Антонова А.В. со ссылкой на материалы проверки, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п. 53 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Таким образом, законом предусмотрена процедура принудительного прекращения гражданства Российской Федерации у лица, его приобретшего, посредством отмены соответствующего решения уполномоченного государственного органа в случае установления недобросовестности действий заявителя при подаче документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации, в частности представления им либо подложных документов, либо заведомо ложных сведений.
При этом каждый из перечисленных выше юридических фактов в случае его установления в судебном порядке является самостоятельным основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации.
Кроме того, ответ на заявление не может заменить решение об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Таким образом, отказ в рассмотрении по существу заявления Антонова А.В. о приеме в гражданство Антоновой А.А. в упрощенном порядке не основан на законе, создает препятствия в реализации права заявителя действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка на получение информации о результатах рассмотрения его заявления о приеме в гражданство.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении права заявителя на получение в установленный законом срок решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд, при удовлетворении заявления, должен указать в резолютивной части решения на принятие мер, необходимых для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, не предрешая существа решения, которое должно быть принято органом государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицом.
С учетом положений части 1 статьи 258 ГПК РФ суд приходит к выводу о возложении на Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем рассмотрения в установленном законом порядке заявления Антонова А.В., не предрешая существа данного решения.
В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, которые обязан совершить ответчик, могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает разумным и достаточным предоставить Управлению Федеральной миграционной службы по Владимирской области срок для рассмотрения данного вопроса - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Антонова А. В., в интересах Антоновой А. А., удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отказе в рассмотрении заявления Антонова А. В. о принятии в гражданство Антоновой А. А..
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области рассмотреть заявление Антонова А. В. о принятии в гражданство Антоновой А. А. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М.Рыжова