Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-709/2019 ~ М-733/2019 от 01.11.2019

Дело № 2а-709/2019 года            УИД: 28RS0015-01-2019-001150-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    25 ноября 2019 года                                                                                    г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Матвеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области к Бирюковой Светлане Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени,

У С Т А Н О В И Л:

    МИ ФНС России № 2 по Амурской области обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с административным иском к Бирюковой С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, указав в его обоснование, что МИ ФНС России № 2 по Амурской области, ИНН/КПП , зарегистрирована в ЕГРЮЛ под с ДД.ММ.ГГГГ, заявила административный иск к Бирюковой Светлане Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН , проживающей по адресу: <адрес>, о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование (о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере), страховых взносов на обязательное социальное страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере).

    Ссылаясь на ст. 419 НК РФ, ст. 57 Конституции РФ, п. 2 ст. 69 НК РФ, ст. 70 НК РФ, указала о неисполнении административным ответчиком Бирюковой С.А. обязанности по уплате сумм страховых взносов и пеней, что явилось основанием для направления в ее адрес требований от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , о добровольной оплате суммы недоимки и пени, в котором налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный в требованиях срок и на день подачи заявления данные требования закона административным ответчиком не исполнены, задолженность по страховым взносам составила 8 104, 77 руб.

Инспекцией, в соответствии со ст. 75 НК РФ, были начислены пени, начисление пеней произведено из расчета суммы неуплаченного налога, ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ и количества дней просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов ( количество дней исчислено с установленного срока уплаты по дату направления требований).

Налоговый орган, административный истец, используя право, предоставленное ст. 48 НК РФ, обратился в суд с данным административным иском для взыскания сумм задолженности по страховым взносам с Бирюковой С.А.

На основании ст. 123.4 КАС РФ, в Инспекцию поступило определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, рекомендовано обратиться с иском в суд.

При этом административный истец МИ ФНС России № 2 по Амурской области ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд для взыскания задолженности по страховым взносам за период 2017 года с Бирюковой С.А., причиной пропуска срока для подачи заявления в суд является неукомплектованность штата.

Руководствуясь ст.ст. 31, 48 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, ст. 125, 126, 286 КАС РФ, МИ ФНС России № 2 по Амурской области просила суд взыскать с Бирюковой Светланы Александровны, ИНН , <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, задолженность по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 93,82 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 1 493,85 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 4 744,85 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 908,63 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 863,62 руб., на общую сумму 8 104,77 руб., направить решение в адрес Инспекции, взысканные суммы перечислять по реквизитам, указанным в расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица.

Административный истец МИ ФНС России № 2 по Амурской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще уведомлен, в письменном заявлении, направленном в суд, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции, а также о взыскании с Бирюковой Светланы Александровны, ИНН , <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, задолженности по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 93,82 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 1 493,85 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 4 744,85 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 908,63 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 863,62 руб., на общую сумму 8 104,77 руб., направить решение в адрес Инспекции, взысканные суммы перечислять по реквизитам, указанным в расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица. В административном исковом заявлении Инспекция ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд для взыскания задолженности по страховым взносам за период ДД.ММ.ГГГГ Бирюковой С.А. по причине неукомплектованности штата.

Административный ответчик Бирюкова С.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежаще, не представила письменного отзыва на административный иск, явку своего представителя не обеспечила.

Суд, на основании положений ст. 289 КАС РФ, определил: рассмотреть дело в отсутствие административных сторон.

Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Статья 75 НК РФ определяет понятие пени как установленную настоящей статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области, имеет ИНН/КПП , зарегистрирована в ЕГРЮЛ под с ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Бирюкова Светлана Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН , проживающая по адресу: <адрес>, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии.

Административный ответчик Бирюкова Светлана Александровна зарегистрирована в ЕГРИП МИ ФНС России № 1 по Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ, прекратила предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.

    Административным истцом МИ ФНС России № 2 по Амурской области административному ответчику Бирюковой С.А. были исчислены страховые взносы на обязательное, медицинское, социальное и пенсионное страхование, которые подлежали уплате, согласно налоговому законодательству.

В связи с несвоевременностью перечисления страховых взносов административному ответчику Бирюковой С.А. были исчислены пени, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, - пеня в размере 93,82 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, - пеня в размере 1 493,85 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ)- пеня в размере 4 744,85 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ - пеня в размере 908,63 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - пеня в размере 863,62 руб., а всего в общей сумме 8 104,77 руб.

Пени административным ответчиком Бирюковой С.А. также не уплачены в бюджет.

    Неисполнение административным ответчиком Бирюковой С.А. обязанности по уплате сумм страховых взносов и пеней явилось основанием для направления в ее адрес требований от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ о добровольной оплате суммы недоимки и пени, в которых налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается расчетом пеней, вышеназванными требованиями МИ ФНС России № 2 по Амурской области.

Судом также было установлено, что в указанный срок и на день подачи административного искового заявления данные требования об уплате возникшей задолженности административным ответчиком Бирюковой С.А. не исполнены, задолженность, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов составила 8 104, 77 руб.

Проверяя соблюдение административным истцом срока принудительного взыскания задолженности по взысканию пеней по страховым взносам, в связи с несвоевременностью их уплаты, суд отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п. 3 данной статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ и п. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Как изложено выше, в требованиях об уплате налогов, сборов, пеней, установлен срок их уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

К мировому судье за взысканием страховых взносов административный истец обращался ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного налоговым законодательством срока, ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи Амурской области по Прогрессовскому судебному участку вынесено определение ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с должника Бирюковой С.А. вышеназванных задолженностей.

Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Бирюковой С.А. пеней по страховым взносам на обязательное, медицинское, социальное и пенсионное страхование истек до подачи административного иска в суд.

Фактически административное исковое заявление поступило в Райчихинский городской суд Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, аналогичным образом, за пределами установленного законом срока.

Ссылка административного истца на факт неукомплектованности штата МИ ФНС России № 2 по Амурской области суд не расценивает в качестве уважительной причины, позволяющей пропущенный срок восстановить, поскольку законодательно установленный срок для обращения с заявлением в суд (6 месяцев) является достаточным для подготовки необходимой документации даже при недостатке кадров в Инспекции.

Иных уважительных причин, препятствующих налоговому органу своевременно обратиться в суд, административным истцом не приведено, доказательств тому не представлено.

Таким образом, заявленные МИ ФНС России № 2 по Амурской области к Бирюковой С.А. административные исковые требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени не может быть удовлетворено, в связи с пропуском срока на обращение с данным иском в суд.

В соответствии с положениями НК РФ, административный истец при подаче настоящего иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины. В удовлетворении заявленных административных исковых требований МИ ФНС России № 2 по Амурской области судом отказано, поэтому государственная пошлина взысканию, на основании положений ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Бирюковой Светланы Александровны задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, в связи с пропуском срока для обращения с настоящим административным иском в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области.

Председательствующий судья:                              Н.В. Шорохова

2а-709/2019 ~ М-733/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспеция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области
Ответчики
Бирюкова Светлана Александровна
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Шорохова Н.В.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
01.11.2019Регистрация административного искового заявления
01.11.2019Передача материалов судье
05.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2019Подготовка дела (собеседование)
18.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее