Решение по делу № 2-185/2018 ~ М-159/2018 от 16.04.2018

Дело № 2-185/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2018 года                                                                пгт. Первомайское

Первомайский районный суд Республики Крым в составе: Председательствующего – судьи Климовой А.М.,

с участием секретаря Мачихиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское

гражданское дело по заявлению прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязательстве восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав свалку отходов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, суд -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Республики Крым, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязательстве восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав свалку отходов, расположенную на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. за границами населенного пункта <адрес> В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на указанном земельном участке. Данный объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с требованиями закона. Территория, на которой размещены отходы, не оборудована сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст.1, 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», п. 2.14 указанных Правил. Кроме того, данная территория как объект размещения отходов не включена в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 24.07.2015 № 431. Указанные обстоятельства противоречат требованиям Закона и являются основанием для обращения прокурора с иском в суд. Указанный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Крым. Согласно Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, утвержденного распоряжением главы Республики Крым № 547-рг от 06.09.2016 на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложена организация ликвидации несанкционированных свалок отходов за границами населенных пунктов соответствующих муниципальных образований в случае невозможности установления лиц, совершивших правонарушение. Таким образом, непринятие мер Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, привело к загрязнению, истощению, порче земли, а также к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Помощник прокурора Первомайского района Республики Крым Мамедиев Т.С. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражений по делу не представил.

Представители третьих лиц – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района РК в судебное заседание не явились, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражали.

Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся лиц.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства, на которые истец ссылается как на основание своих требований, подтвержденные доказательствами, которые соответствуют требованиям закона об их относимости и допустимости, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.

В силу ст. 13 вышеуказанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерациист.13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Первомайского района Республики Крым проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Первомайского района Республики Крым, в частности на территории Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым (за границами населенных пунктов).

Согласно акта планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым на предмет соблюдения природоохранных требований выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления за границами населенного пункта <адрес> (морфологический состав: строительные отходы на основе бетона, БТО, медицинские отходы, в том числе отработанные шприцы, иглы медицинские, капельницы, халаты медицинские, перчатки одноразовые).

Согласно информации администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный вблизи населенного пункта <адрес> находится на территории муниципального образования Октябрьское сельское поселение за границами населенного пункта.

В соответствии с постановлением государственного инспектора Республики Крым консультанта отдела экологического надзора Перекопского региона управления экологического надзора Северо-Крымского региона Сенив И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ по указанному факту производство по делу об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц, совершивших административное правонарушение по ст. 8.2 КоАП прекращено в связи с тем, что материалы переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК для проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки.

Согласно сообщения Министерства экологии и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, за границами муниципального образования Первомайский район остаются не ликвидированными 5 свалок.

Разрешая спор, суд считает правомерным указание в иске ответчиком Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, поскольку при ликвидации несанкционированного размещения отходов с земельного участка, в силу установленного правового регулирования обязанным лицом является не только орган местного самоуправления, но и орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Абз. 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Это означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений статьей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 13.10.2015 № 26-П).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

Положениями статей 3,5-7 вышеуказанного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель и предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения «несанкционированного» складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.

Так, в соответствии с положениями п. 6.3 п. 6 Распоряжения Главы Республики Крым от 06.09.2016 N 547-рг (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым» (далее Распоряжение) ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае неустановления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.

Согласно п. 7 Распоряжения для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов.

В соответствии с положениями п. 8.2 п. 8 Распоряжения Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанный в пункте 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 года № 1583-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Белашовой Е.М. на нарушение ее конституционных прав статье 41 и абзацем третьим статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации).

Таким образом, с учетом заявленных требований, положений Распоряжения Главы Республики Крым от 06.09.2016 N 547-рг (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым», суд считает необходимым обязать ответчика в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенных на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. за границами населенного пункта <адрес>.

Судебные расходы распределению не подлежат, поскольку ответчик в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязательстве восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав свалку отходов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым – удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. за границами населенного пункта <адрес>

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:

2-185/2018 ~ М-159/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Министерство жилищно- коммунального хозяйства
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов РК
Суд
Первомайский районный суд Республики Крым
Судья
Климова Анна Михайловна
Дело на странице суда
pervomaiskiy--krm.sudrf.ru
16.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
20.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2018Судебное заседание
14.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2018Дело оформлено
28.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее