Дело № 12-9/2018.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении.
«27» апреля 2018 года с. Красногвардейское.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Черниковой А.А.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Бестужей М.Е.,
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Бондаревой Натальи Васильевны,
представителя органа опеки и попечительства администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края – Мирошниченко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда протест прокурора Красногвардейского района Ставропольского края на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района № 3/33 от 23.03.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Бондаревой Натальи Васильевны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района № 3/33 от 23.03.2018 Бондарева Наталья Васильевна была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
02 апреля 2018 года прокурором Красногвардейского района Ставропольского края внесен протест на вынесенное постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района № 3/33 от 23.03.2018, в связи с имеющимися нарушениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно указанное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Бондарева Н.В. ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности по содержанию своих малолетних детей ФИО2 и ФИО3, так как в домовладении антисанитарные условия, отсутствуют продукты питания.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Установлено, что Бондаренко Н.В. ранее привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в виде 500 рублей, что Комиссией учтено в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность в соответствии со ст. 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, учитывая, что административное правонарушение Бондаревой Н.В. совершено не впервые, а также то, что неисполнение родителем своих обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей влечет угрозу причинения им вреда здоровью, постановление от 23.03.2018 № 3/33 о назначении Бондаревой Н.В. по ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказания в виде предупреждения вынесено Комиссией в нарушение ч. 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просит суд:
постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района № 3/33 от 23.03.2018 в отношении Бондаревой Натальи Васильевны по ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить, передать материалы дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района на новое рассмотрение.
Участвующий в судебном заседании прокурор Бестужая М.Е. подтвердила доводы, изложенные во внесенном протесте, настаивает на его удовлетворении.
Председательствующий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района ФИО8 в судебное заседание не явилась, ходатайствует о проведении судебного слушания дела без ее участия.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Бондаренко Н.В. в судебном заседании просила разрешить протест прокурора на усмотрение суда.
Суд, выслушав прокурора, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, представителя органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, проходит к нижеследующему убеждению.
Частью 1 статьи 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Как следует из материалов дела, 14.02.2018 в отношении Бондаревой Натальи Васильевны составлен протокол об административном правонарушении 26РР № 945052/266 по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с ненадлежащим исполнением им своих родительских обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из содержания постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района следует, что Бондарева Н.В. ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности по воспитанию малолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно 14.02.2018 было установлено, что в помещении домовладения Бондаревой Н.В. полная антисанитария, отсутствуют продукты питания, что является фактом неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
В протесте прокурора указано о том, что при рассмотрении дела в соответствии со ст. 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было учтено повторное совершение однородного административного правонарушения, что комиссией учтено в качестве обстоятельств отягчающих наказание, а наказание вынесено в виде предупреждения, в нарушение ч. 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, исходя из положений ч.ч. 1 и 3 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Привлекая Бондареву Н.В. к административной ответственности, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района обязана была исходить из определенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Из анализа указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
В постановления о привлечении Бондаревой Н.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях второй раз, что подтверждается материалами дела, а именно постановлением № 14/3 от 15.09.2017, согласно которого Бондарева Н.В. признана виновной в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Также привлечение к административной ответственности подтверждается представленной сводкой на лицо в материалах дела Бондаревой Н.В.
При таких обстоятельствах, при установлении отягчающих наказание вину обстоятельств, назначение наказания в виде предупреждение, дано в нарушение требований ч. 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене как вынесенное с нарушением.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вместе с тем, в настоящее время установленный ч. 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, что исключает возможность отмены ввиду нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления о назначении административного наказания № 3/33 от 23.03.2018 в отношении Бондаревой Н.В. о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения по делу об административном правонарушении от 23.03.2018, а также повторного рассмотрения дела об административном правонарушении органом, в компетенцию которого входит такое полномочие.
Согласно ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 2 месяца, при этом давность привлечения к административной ответственности должна исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения.
Правонарушение было выявлено сотрудником полиции 14.02.2018.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5. и п. 6 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении в отношении Бондаревой Н.В. подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6., 30.8., п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красногвардейского муниципального района № 3/33 от 23.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондаревой Натальи Васильевны.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондаревой Натальи Васильевны прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток в Ставропольский краевой суд.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения жалобы (представления) можно получить на Интернет-сайте Ставропольского краевого суда www.stavsud.ru.
Судья: Л.В. Гетманская.