Дело № 2-189/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г.Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Руденко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой ЕЕ к Администрации г. Канска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления установленной в населенном пункте г. Канске Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Е.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г.Канска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в пределах населенного пункта г.Канска Красноярского края, свои требования мотивировал тем, что она (Васильева Е.Е.) относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени истица не поставлена на учет Управления образования администрации города Канска как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением на условиях договора специализированного найма.
Мать истицы (ФИО22) умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце внесены в акт о рождении на основании заявления матери.
После смерти матери Постановлением № 2378 от 25.12.2006 года, ее (Васильевой Е.Е.) опекуном была назначена бабушка, ФИО23, с сохранением за истицей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
С рождения истица проживала в г. Канске, собственного жилья или жилья на условиях найма не имела и не имеет. В настоящее время проживает на съемной квартире по указанному выше адресу.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Канска истица по категории «дети - сироты» не состоит. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили ей (Васильевой Е.Е.) жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения. Истица считает незаконным бездействие администрации г. Канска Красноярского края, выраженные в непредставлении ей (Васильевой Е.Е.) жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент.
Просит обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить ей (Васильевой Е.Е.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке г. Канска Красноярского края, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах населенного пункта город Канск Красноярского края, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Истец Васильева Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске, пояснив, что в Министерство образования и науки Красноярского края по вопросу обеспечения ее жилым помещением по специализированному найму не обращалась, т.к. в отделе опеки и попечительства ей сказали, что поскольку у нее есть в собственности доля в жилом помещении, ей будет отказано в обеспечении жильем. Общая площадь квартиры, где у нее в собственности было 1/16 доли, составляет 57,8 кв.м., соответственно площадь ее доли составляет 3,61 кв.м., проживание на такой площади невозможно, она (истица) подарила свою долю сестре, другого жилого помещения не имеет, снимает комнату в общежитии.
Представитель ответчика администрации г. Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях исковые требования не признала, пояснила, что права истца не были нарушены, поскольку ранее у истицы в собственности была доля в квартире, которую она подарила сестре, до этого прописав ее в квартире, тем самым сознательно ухудшила свои жилищные условия. На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении истица не состоит. Администрация г. Канска полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по предмету спора на стороне ответчика МКУ «Управление образования администрации города Канска» Кисельман Т.Н., действующая на основании доверенности от 13.01.2015г. полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку истица не обращалась к ним в организацию, сведений о ее обращении не имеется в журнале учета обращений граждан, ранее у истицы в собственности была 1/16 доля в квартиру по адресу: <адрес>, которую она подарила сестре, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия с целью получения жилого помещения за счет государства, считает, что истец злоупотребила своим правом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Правительства Красноярского края Алексеева А.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила отзыв на данное заявление, согласно которого считает, что участниками правоотношений по предоставлению Васильевой Е.Е. жилого помещения являются министерство образования Красноярского края и орган местного самоуправления по месту жительства Васильевой Е.Е., а не Правительство Красноярского края, которое информацией о наличии у Васильевой Е.Е. соответствующего права и соблюдении установленного порядка предоставления ей жилья не обладает.
Считает, что в удовлетворении исковых требований Васильевой Е.Е. к Правительству Красноярского края необходимо отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможными рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 14 ФЗ РФ № 131 от 24.09.2003 г с изм. на 15.02.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Ст.8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, оставшиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 г. № 12-961 (в ред. 20.12.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Включение в список лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
В соответствии со ст. 8 ФЗ 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, Васильева Е.Е. является родной дочерью ФИО22 и Васильева Е.А., что подтверждается справкой о рождении № выданной ДД.ММ.ГГГГ, сведения в графе об отце записаны со слов матери (л.д.12).
Мать истицы ФИО22 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Согласно постановлению администрации г.Канска Красноярского края № 2378 от 25.12.2006 года истица была передана под опеку ФИО23 (л.д.13).
Киселев Г.Е., ФИО23, Ростовцева О.Г., ФИО22 приобрели квартиру общей площадью 67,4 кв. метра по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
Согласно выписке из домовой книги МКУ «Служба заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы: Киселев Г.Е., Ростовцева О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Васильева Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО23 с ДД.ММ.ГГГГ, Абрамова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Васева Н.А., Васев М.М., Васева Н.М., Васев Е.М. Васева Л.М., Васева Т.М., Васева Н.М., Васев А.М. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно сведений из МКУ «Управление образования администрации г.Канска» от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.Е. в отдел опеки и попечительства г.Канска с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения не обращалась (л.д.62).
Правообладателю Васильевой Е.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежал объект недвижимости – квартира, 1/16 доля в праве по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71).
Истица Васильева Е.Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году над ней установлена опека.
Таким образом, Васильева Е.Е. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Канска, Васильева Е.Е. является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ней жилого помещения. Следовательно, обеспечению жилым помещением она подлежит в порядке п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что истица имеет в собственности жилую площадь, которую подарила своей сестре, тем самым намерено ухудшила свои условия на проживание, поскольку принадлежащая Васильевой Е.Е. общая площадь помещения, существенно ниже установленной законодательством нормы. Согласно ч.7 ст. 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору специализированного найма детям-сиротам даже при наличии у них в собственности жилого помещения, при этом площадь жилого помещения, находящегося в собственности у гражданина, учитывается при определении общей площади помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, установлено, что ответчиком не оспаривается тот факт, что Васильева Е.Е. не обеспечена жильем по установленной норме и имеет право состоять на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма.
Суд полагает, что данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует правильно возложить на Администрацию г. Канска. Кроме того, Васильева Е.Е. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть принята на учет на получение жилого помещения, в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилья.
Поскольку обеспечение жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, то возложение обязанности предоставить Васильевой Е.Е. жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета не законно и будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истца на получение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Васильевой ЕЕ к Администрации г. Канска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления установленной в населенном пункте г. Канске Красноярского края - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска предоставить Васильевой ЕЕ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска Красноярского края, исходя из общей площади нормы предоставления 33 квадратных метра с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 0211.2000 № 12-961 « О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме с 04.05.2016 года.
Судья: Охроменко С.А.