Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2020 ~ М-520/2019 от 27.12.2019

    Решение

Именем Российской Федерации

    п. Нижний Ингаш                                                                                        13 февраля 2020 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при секретаре Синициной АА., с участием представителя истца - старшего помощника Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кайсина В.В., представителя ответчиков - ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю Видякиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000721-26) по исковому заявлению Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,

установил:

Нижнепойменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчикам, просит обязать ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю в 12-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать карантинное отделение для мужчин на участке колонии-поселения; обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю в 4-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать материально - бытовое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю для оборудования карантинного отделения для мужчин на участке колонии-поселения.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности исполнения ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выявлено отсутствие в указанном учреждении карантинного отделения для осужденных мужчин на участке колонии-поселения. Администрацией ФКУ ИК-50 не оспаривается, что в учреждении отсутствует карантинное отделение для мужчин на участке колонии поселения. Прибывшие в учреждение осужденные мужчины размещаются в одной из жилых секций мужского общежития, расположенного на территории участка колонии-поселения. Все жилые, коммунально-бытовые и служебные помещения отряда общие, в связи с чем, вновь прибывшие осужденные содержатся совместно с общей массой осужденных. Администрацией ФКУ ИК-50 самостоятельно, за счет собственных средств, устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-50 осуществляется ГУФСИН России по Красноярскому краю. В компетенцию ГУФСИН России по Красноярскому краю входит обеспечение законности в подведомственных учреждениях и условий содержания осужденных, организация эффективного и экономного расходования бюджетных средств. На имя начальника ФКУ ИК-50 ГУФСИН края по указанным нарушениям уголовно-исполнительного законодательства внесено представление от 16.12.2019 года. Требования прокурора по устранению нарушений до настоящего времени не исполнены, карантинное отделение для мужчин на участке колонии-поселения отсутствует. Начальник ФКУ ИК-50 направил письмо на имя заместителя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором содержится просьба оказать помощь в проведении проектно-сметных и строительных работ для устранения вышеуказанного недостатка. Данное письмо подтверждает отсутствие реальной возможности у ФКУ ИК-50 самостоятельно устранить допущенное нарушение. Неисполнение требований уголовно-исполнительного законодательства влечет нарушение прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

На исковое заявление представителем ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю – Бураковой Ю.С. представлены письменные возражения, согласно которым просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывают, что ГУФСИН России по Красноярскому краю является территориальным органом федерального органа уголовно-исполнительной системы - ФСИН России, финансируемым из федерального бюджета. ГУФСИН России по Красноярскому краю распределяет выделенные из федерального бюджета денежные средства не по своему усмотрению, а согласно целям, для которых они выделены. При этом не может в силу законодательства перераспределить денежные средства на иные цели даже и в целях исполнения судебного решения. Иных денежных средств, кроме выделенных из федерального бюджета, ГУФСИН России по Красноярскому краю не имеет, следовательно, организовать материально-бытовое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю для оборудования карантинного отделения мужчин на участке колонии-поселения, при отсутствии выделенных на эти цели средств, не может. Таким образом, решение о возложении обязанности на ГУФСИН России по Красноярскому краю организовать материально-бытовое и финансовое обеспечение не будет исполнимым, что не соответствует принципу исполнимости судебных решений, определенному ГПК РФ.

На исковое заявление представителем ответчика ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Видякиной Н.В. представлены письменные возражения, согласно которым просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в ФКУ ИК-50 в настоящее время оборудование карантинного отделения УКП не представляется возможным ввиду отсутствия отдельного помещения непосредственно в общежитии. Для оборудования карантинного отделения требуется проведение проектно-изыскательских работ и строительство нового здания, оборудованного согласно требованиям действующего законодательства РФ. ГУФСИН России по Красноярскому краю денежные средства из Федерального бюджета выделить на данные цели не представляется возможным. Оборудовать карантинное отделение за счет собственных средств ИК-50 возможности не имеет.

В судебном заседании старший помощник Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кайсин В.В., исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что в ИК-50 отсутствует карантинное отделение для мужчин на участке колонии поселения, который был создан примерно в 2009 году. Прибывшие в учреждение осужденные мужчины размещаются в одной из жилых секций мужского общежития, расположенного на территории участка колонии-поселения. Все жилые, коммунально-бытовые и служебные помещения отряда общие, в связи с чем, вновь прибывшие осужденные содержатся совместно с общей массой осужденных. Никаких мер с 2009 года ответчиком не предпринималось для создания на участке колонии-поселения карантинного отделения для вновь прибывших осужденных мужчин. Возможности для оборудования такого помещения у ответчиков имеются.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю – Видякина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что бюджет на 2020 год уже принят. А мероприятия по созданию карантинного отделения для осужденных мужчин могут быть произведены исключительно за счет средств федерального бюджета, путем включения объекта в федеральную целевую программу. Объект карантинное отделение ИК-50 в данную программу не включен. С момента создания участка колонии-поселения мер по оборудованию карантинного отделения не предпринималось.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ч.1 ст. 22 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с п. п. 1, 2, 4, ст. 13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Статьей 10 УИК РФ установлены основы правового положения осужденных, к числу которых отнесено уважение и охрана их прав, свобод и законных интересов, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовая защита и личная безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии с п.3 ст. 99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.

Согласно Уставу ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее Учреждение) является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.1 Устава).

Имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления (п. 5.1). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению, осуществляет ФСИН России (п. 1.2 Устава).

При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю (п.5.12 Устава). ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3 Устава).

В соответствии с п. 2.5.2 Устава ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

ГУФСИН России по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; является участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств; осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством РФ, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Основными задачами ГУФСИН России по Красноярскому краю являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания.

В соответствии с пунктами 123, 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 16.12.2016 года, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и уголовно-исполнительным законодательством. В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Все осужденные, прибывшие в ИУ, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследования. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.

В соответствии с пунктом 8 указанного приказа все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, на срок до 15 суток помещаются в карантинное отделение.

Нахождение осужденных в карантинном отделении преследует цель предупреждения возможности переноса вирусных заболеваний в исправительное учреждение, изучения в этот период личных дел осужденных и принятия решения о направлении их внутри колонии - в отряд (бригаду), с тем, чтобы обеспечить соблюдение принципа дифференцированного исполнения наказания с учетом личности осужденного и совершенных им преступлений, а также размера назначенного срока лишения свободы.

В исправительных колониях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы: мужчин и женщин. В соответствии с требованиями ст. 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Таким образом, в силу положений указанных норм в исправительном учреждении должно быть карантинное отделение, для помещения вновь прибывших осужденных мужчин.

Нижнепойменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в пределах полномочий, предоставленных законодательством, 10.12.2019 года проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, - колонии-поселении.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 79 УИК РФ, предусматривающей помещение прибывших в исправительное учреждение осужденных в карантинное отделение на срок до 15 суток, карантинное отделение для содержания осужденных мужчин, с набором необходимых помещений, на участке колонии-поселения ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю отсутствует. Прибывшие осужденные проживают в общих жилых секциях участка колонии-поселения.

Таким образом, вновь прибывшие осужденные мужчины в течение срока карантина изолированно от остальных осужденных мужчин не содержатся, проживают в общих жилых секциях УКП, где все жилые, коммунально-бытовые и служебные помещения отряда общие. Для этих целей вновь прибывшие осужденные использует помещения общежития в свободном доступе с уже отбывающими наказание осужденными.

Изложенное стороной ответчиков не оспаривается.

Отсутствие в колонии-поселении карантинного отделения приводит к тому, что вновь прибывшие в Учреждение осужденные мужчины, не прошедшие надлежащий первичный медицинский осмотр, комплексную санитарную обработку, контактируют с другими осужденными, отбывающими наказание, что может повлечь за собой распространение заболеваний и повышает вероятность заражения основной массы осужденных, чем нарушает их права и законные интересы.

Исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями части 2 статьи 79 УИК РФ, главой 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации 16 декабря 2016 года № 295, учитывая, что в силу статьи 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, охрану здоровья осужденных, - суд приходит к выводу, что ответчиками обязанность по созданию в колонии-поселении изолированного карантинного помещения для вновь прибывших осужденных мужчин, не выполняется, а потому требование прокурора обоснованно, иск подлежит удовлетворению.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации исправительного учреждения по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права и законные интересы осужденных.

Судом также учитывается, что ГУФСИН России по Красноярскому краю является территориальным органом ФСИН России, финансируемым из федерального бюджета.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ. Расходные обязательства РФ формируются и утверждаются в порядке определенном бюджетным законодательством и отражаются в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, позицию процессуального истца в судебном заседании, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда. При этом ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти (п. 8), к которым, в том числе, отнесена Федеральная служба исполнения наказаний.

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», предусмотрено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).

Государственное учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины по делу, если оно выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов.

В настоящем споре, участие ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ГУФСИН России по Красноярскому краю в качестве ответчиков обусловлено выполнением функций государственного органа, следовательно, в силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ они освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю в течение 12 (двенадцать) месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать карантинное отделение для осужденных мужчин на участке колонии-поселения.

Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать материально-бытовое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю для оборудования карантинного отделения для мужчин на участке колонии-поселения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года.

Председательствующий

2-54/2020 ~ М-520/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнеипойменская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ГУФСИН России по Красноярскому краю
ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Судья
Рудаков Юрий Евгеньевич
Дело на странице суда
ingash--krk.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее