Дело № 2 - 109/2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Капшученко О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
15 января 2015 года
гражданское дело по иску Белоусовой Н.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Белоусова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности. Свои требования мотивировала тем, что <дата> умерла ее мать – ФИО4, после ее смерти осталось наследственное имущество в виде дома по <адрес> в <адрес>.
Указанный дом принадлежал ее матери ФИО4 на основании договора дарения от <дата> года, согласно которому дом по <адрес>, деревянный, жилой площадью 19,9 кв.м., пристрой площадью 14,3 кв.м., домовладение расположено на земельном участке площадью 1235 кв.м., на который 21.01.1992г. было выдано свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного пользования землей.
В 1960 году холодная пристройка была переоборудована в жилую, за счет чего общая площадь дома составила 56,2 кв.м., жилая площадь 44,3 кв.м., количество комнат – 3, инвентаризационная стоимость дома составила 48444 руб. Указанные изменения оформлены в надлежащем порядке не были, в связи с чем необходимо установить право собственности на дом в измененном доме.
Истец является единственной наследницей после смерти матери, других наследников нет, <дата> обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери.
Из заключения № по соблюдению градостроительных норм Управления архитектуры и градостроительства, красная линия не нарушена, размещение жилого дома и хозяйственных построек не противоречит требованиям градостроительного регламента.
Просила суд установить за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Белоусова Н.В. уточнила исковые требования, просила признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью – 56,2 квадратных метра, жилой площадью – 44,3 квадратных метра. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду пояснила, что после смерти ее матери ФИО4 осталось наследство в виде жилого дома по <адрес>, указанный дом подарил матери ее супруг - отец истца. Наследниками являются она и ее брат, при жизни ее матерью было составлено завещание на нее, брат не возражает, если она оформит наследство на себя. Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, поскольку дом перестроен, изменилась площадь дома. Изначально, как указано в договоре жилая площадь дома составляла 19,9 кв.м., пристрой 14,3 кв.м., в настоящее время общая площадь дома составляет 56,2 кв.м., жилая – 44,3 кв.м. Изначально дом состоял из комнаты и кухни, ее родители переоборудовали холодную пристройку в жилую и дом стал трехкомнатным. В доме проживала ее мать, после ее смерти в доме проживает истец.
В судебное заседание не явился представитель ответчика – о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В заявлении, приобщенном к материалам дела, представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности от 23.03.2014г., просит рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не имеет (л.д. 44-45). Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание третье лицо ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в заявлении, приобщенном к материалам дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, спора о праве между ними нет (л.д. 47).
Выслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Также данной статьей предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что (п.11) право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п.4 ст. 1152 ГК РФ).
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. указано, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО4, умерла <дата> (л.д. 6).
Решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> установлен факт, что истец является дочерью ФИО4 (л.д. 12).
На основании договора дарения от <дата> года, удостоверенного нотариусом Анжеро-Судженской государственной нотариальной конторы, ФИО4 является собственником жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, жилой площадью 19,9 кв.м., пристрой площадью 14,3 кв.м., домовладение расположено на земельном участке площадью 1235 кв.м. (л.д. 14-15).
Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства Администрации Анжеро-Судженского городского округа № 474 от 10.06.2014г., в процессе застройки адрес индивидуального жилого дома по <адрес> изменился на адрес <адрес> (л.д. 17).
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного пользования землей от 21.01.1992г., указанное свидетельство выдано ФИО4 на земельный участок по <адрес> (л.д. 16).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, на земельный участок по <адрес> установлено обременение в виде аренды земельного участка за ФИО4 (л.д. 38-39).
Согласно справке Филиала №1 БТИ № 1800 от 10.07.2014г., техническому паспорту, составленному по состоянию на 03.07.2014г., жилой дом по <адрес> принадлежит ФИО4 на основании договора от <дата> года, общая площадь – 56,2 кв.м., жилая – 44,3 кв.м., количество комнат-3, инвентаризационная стоимость на 2014 год – 48444 руб. (л.д. 18-33).
Согласно сообщению нотариуса, занимающегося частной практикой Кемеровской областной нотариальной палаты Анжеро-Судженского нотариального округа ФИО8 № от 03.09.2014г., после смерти ФИО4, заведено наследственное дело №. С заявлением от 09.11.1999г. о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство обратилась Белоусова Н.В. Наследственное имущество состоит из: жилого дома по <адрес> – по завещанию; вкладов и компенсационных выплат, принадлежавших ФИО5 Свидетельство о праве на наследство по завещанию на дом в <адрес> выдано быть не может в связи с тем, что холодная пристройка была переоборудована в жилую, после чего право собственности наследодателя не было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством (л.д. 13).
Согласно заключению № по соблюдению градостроительных норм и регламентов, определению зон ограниченного пользования и видов разрешенного использования земельного участка на дом в <адрес>, соответствует основному виду разрешенного строительства, красная линия не нарушена, размещение жилого дома не противоречит требованиям: градостроительного регламента территориальной зоны (Правила землепользования и застройки города Анжеро-Судженска, утвержденные решением Анжеро-Судженского Совета народных депутатов от 18.09.2008г. № 213); нормативам градостроительного проектирования Кемеровской области (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 №406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области»). Нормативно не соблюдены требования п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», ст. 32 «Правил землепользования застройки города Анжеро-Судженска», утвержденных решением Анжеро-Судженского Совета народных депутатов от 18.09.2008г. № 213; хозяйственные постройки лит. Г3, Г4 размещены за пределами границ существующего землепользования и подлежат сносу, Г4 размещена в охранной зоне линии водоснабжения. Особое мнение главного архитектора: индивидуальный жилой дом может существовать как объект капитального строительства (л.д. 35-37).
Свидетель ФИО1 суду пояснила, что с рождения проживала по соседству с семьей истца. Семья истца постоянно проживали в спорном жилом доме по <адрес>, который постоянно перестраивали, ремонтировали, улучшали его состояние. Отец истца умер давно, мать умерла около 15 лет назад. Отношения между истцом и ее братом дружные, спора о наследстве нет. В настоящее в доме проживает истец.
Свидетель ФИО2 суду пояснил, что проживает по <адрес> с детства, в соседнем доме проживала семья истца. Сначала они жили в небольшом доме, состоящего из одной или двух комнат, после родители истца холодную пристройку переоборудовали в жилую, дом стал трехкомнатным. Дом перестраивал отец истца самостоятельно, также пристраивал крытый двор, баню. Родители истца умерли, у истца есть брат, отношения между ними хорошие.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что жилой дом по <адрес> в <адрес> на основании договора дарения от <дата> года, удостоверенного нотариусом Анжеро-Судженской государственной нотариальной конторы, принадлежал ФИО4, умершей <дата> года, на законных основаниях.
Наследодателем указанный жилой дом был перестроен, в связи с чем изменились характеристики объекта недвижимости: общая площадь – 56,2 кв.м., жилая площадь 44,3 кв.м., комнат – 3, также в процессе застройки адрес жилого дома по <адрес> изменился на адрес: <адрес>, однако перестройка узаконена не была.
После смерти ФИО4 наследниками были ее дети: истец и ее брат ФИО3
ФИО4 пользовалась и распоряжалась домом до своей смерти открыто, добросовестно, не нарушая прав и законных интересов других лиц, никто не претендовал на указанный дом. Жилой дом соответствует санитарным нормам и требованиям.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец является наследником, фактически приняла наследство после смерти матери в установленный законом срок.
Другой наследник ФИО4 - ее сын ФИО3 на наследственное имущество в виде спорного жилого дома не претендует.
Учитывая, что истец является наследником по закону и по завещанию, суд находит требования, заявленные истцом законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белоусовой Н.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности, полностью удовлетворить.
Признать за Белоусовой Н.В., <...> право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью – 56,2 квадратных метра, жилой площадью – 44,3 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено: 20.01.2015 года.
Председательствующий: