Решение по делу № 2-570/2012 от 28.08.2012

Гражд. дело № 2-570/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 6 ноября 2012 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Тукановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по установлению на местности границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Артинского района Свердловской области, представляющий интересы неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по установлению на местности границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок.

    Свои требования прокурор Артинского района Свердловской области мотивировал тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения органом местного самоуправления земельного законодательства, в ходе проведения которой, было установлено, что Решением Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в договор оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ с Азигуловской сельской администрацией Администрации Артинского городского округа путем внесения основных средств» на баланс Азигуловской сельской администрации передан объект - кладбище, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес> для планирования расходной части бюджета. Границы земельного участка, на котором расположено кладбище, на местности не установлены, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право собственности не зарегистрировано. Вместе с тем, кладбище <адрес> имеет реестровый номер № и находится в собственности Артинского городского округа и закреплено за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и состоит на балансе Азигуловской сельской администрации. В связи с чем, на основании ст. 6, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.1 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», он просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа и возложить на ответчиков обязанности по установлению на местности границы земельного участка, расположенного под объектом – кладбище <адрес>, постановке данного земельного участка на кадастровый учет и регистрации в установленном законом порядке права собственности на земельный участок в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора Артинского района Гаина Л.П. в судебном заседании изменила исковые требования в части указания срока исполнения – ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа Волкова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признала, пояснив, что объект - кладбище <адрес> находится в муниципальной собственности, реестровый номер №, закреплено за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и стоит на балансе Азигуловской сельской администрации. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ. Договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ № организация обязана в месячный срок после подписания договора выполнить землеустроительный работы и получить правоустанавливающие документы на земельный участок. Решением Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в договор оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ № с Азигуловской сельской администрацией путем внесения дополнительных основных средств» кладбище <адрес> было передано на баланс учреждения. Следовательно, такая обязанность у Азигуловской сельской администрации возникла с момента передачи объекта на баланс, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи. прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц об обязанности ответчика установить на местности границы земельного участка, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности в нарушение части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку из искового заявления следует, что имеется возможность указать конкретно и конкретно индивидуализировать каждого из смежных землепользователей, а также граждан, права на погребение которых нарушены, в интересах которых предъявлен иск прокурором, поэтому неопределенность круга лиц в данном споре отсутствует. Фактически прокурор обратился в суд не в защиту интересов неопределенного круга лиц, а за защитой прав и свобод значительного числа граждан либо юридических лиц, каждого из которых можно индивидуализировать. Обращений от конкретных граждан по поводу нарушения ответчиком их прав, свобод и законных интересов в сфере земельного законодательства прокурору не поступало и предусмотренных статьей 45 ГПК РФ оснований для обращения с иском в суд у прокурора не имеется.

    Представитель ответчика специалист Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа Миниахметова М.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Пунктом 3. ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки относятся к недвижимым вещам.

Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве" предусмотрено проведение территориального землеустройства, то есть мероприятий по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, путем выполнения работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства; по межеванию объектов землеустройства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки являются недвижимым имуществом), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997).

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.

В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

В силу ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 6 и п. 23 ч.1 ст. 31 Устава Артинского городского округа к вопросам местного значения и к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся организация похоронного дела (погребение), содержание мест захоронения

Согласно ст. 37 Устава Артинского городского округа в структуру администрации городского округа входят территориальные органы, в том числе Азигуловский. К полномочиям территориальных органов администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся организация похоронного дела (погребение) и содержание мест захоронения.

Согласно п. 13 п. 2.3 Положения «Об Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа» к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 4.3 Положения «Об Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа», имущество Азигуловской сельской администрации закрепляется Комитетом по управлению имуществом Артинского городского округа на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью Артинского городского округа.

В соответствии со ст. 57 Устава Артинского городского округа, в собственности городского округа находится (может находиться) имущество, определенное федеральным законом, устанавливающим основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предназначенное для решения установленных данным федеральным законом и настоящим Уставом вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 36 Устава Артинского городского округа, комитет по управлению имуществом городского округа является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. К полномочиям Комитета относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Судом установлено, что на территории Артинского городского округа расположено кладбище в <адрес>.

Согласно имеющимся в материалах дела выписке из реестра муниципальной собственности Артинского городского округа и решению Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, объект- кладбище, расположенное в <адрес>, является муниципальной собственностью Артинского городского округа и числится на балансе Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Красноуфимский отдел, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельный участок (кладбище), расположенный по адресу <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено кладбище в <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.

В результате ответчиками не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Доводы ответчика Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа о необоснованности обращения прокурора Аринского района в суд в порядке, предусмотренном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не состоятельны, т.к. отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, по мнению суда, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

    При данных обстоятельствах суд считает требования прокурора Артинского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.ст. 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    Заявление прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по установлению на местности границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности - удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа, выразившееся в неприятии мер по установлению на местности границ земельного участка, расположенного под объектом – кладбище <адрес>, постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации в установленном законом порядке права собственности на земельный участок.

    Возложить на Комитет по управлению имуществом Артинского городского округа и Азигуловскую сельскую администрацию Администрации Артинского городского округа обязанность по установлению на местности границ земельного участка, расположенного под объектом – кладбище <адрес>, постановке данного земельного участка на кадастровый учет и регистрации в установленном законом порядке права собственности на земельный участок в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.

Судья Волкова Е.В.

Копия верна Волкова Е.В.

2-570/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный к.л.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом АГО
Азигуловская сельская администрация
Другие
Прокурор Артинского района
Суд
Артинский районный суд Свердловской области
Дело на странице суда
artinsky.svd.sudrf.ru
28.08.2012Передача материалов судье
28.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2012Предварительное судебное заседание
06.11.2012Судебное заседание
12.11.2012Дело сдано в канцелярию
01.03.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее