Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Дерунова Д.А., при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1572/18 по административному иску МИФНС России № 18 по Самарской области к Сысоеву Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонной ИФНС № 18 по Самарской области обратилось в суд с административным иском к Сысоеву В.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав, что на основании данных, полученных из органов ГИБДД и ГИМС и из Управления Росереестра по Самарской области в 2014, 2016 гг. в собственности гр. Сысоева В.И. находились транспортные средства, указанные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Абзац 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ НК РФ предусматривает, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объект налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщиком налоговым органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями статей 69. 1 НК РФ, Налоговый орган выставил и направил в адрес Должника требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 год в сумме 77340.00 рублей и пени в размере 360.28 рублей, а также предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить указанную сумму задолженности. Факт направления требования в адрес Налогоплательщика подтверждается реестром почтовых отправлений.
Однако Сысоев В.И. в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать законно установленные налоги сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пене; штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога сбора, пеней, штрафов.
На основании изложенного, с учетом уточнения, административный истец просит взыскать с Сысоева Владимира Ивановича задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 38 670 рублей и пени в размере 180,14 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Иванян Б.А., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить уточненный административный иск, по указанным в нем основаниям.
Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Абзац 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ НК РФ предусматривает, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объект налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщиком налоговым органом.
Судом установлено, что в собственности гр. Сысоева В.И. до ДД.ММ.ГГГГ находились транспортное средство Кадилак GM CTS г/н №.
На момент обращения в суд, у административного ответчика имелась недоимка по транспортному налогу в отношении указанного транспортного средства за 2014 год в размере 38 670 рублей и пени в размере 180,14 рублей, о чем в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог, что подтверждается реестром почтовых отправлений № (л.д. 12-13).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N № была утверждена форма документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, налоговым органом в адрес ответчика направил требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 год в сумме 77340.00 рублей и пени в размере 360.28 рублей, а также предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить указанную сумму задолженности. Факт направления требования в адрес Налогоплательщика подтверждается реестром почтовых отправлений № (л.д. 11).
Однако Сысоев В.И. в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство Кадилак GM CTS г/н № выбыло из владения Сысоева В.И., в связи с чем представитель административного истца уточнил административный иск требованиями о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу только за 2014 год в размере 38 670 рублей и пени в размере 180,14 рублей.
С учетом вышеизложенного, суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку в нарушение ст. 23 НК РФ административный ответчик не произвел оплату налога в установленный срок.
Доводы административного ответчика об отсутствие убедительных доказательств направления в его адрес уведомления по транспортному налогу и требования об уплате налога, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм Закона.
В соответствии со ст. 31 ч. 4 НК РФ В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу ст. 52 ч. 2 и 4 НК РФ В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 57 ч. 4 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Анализ приведенных норм Закона свидетельствует о том, что признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления.
При этом положения ст. 31, 52 НК РФ, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу, что согласуется с позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2010 года N 468-О-О и от 24 марта 2015 года N 735-О.
В тоже время, административным ответчиком факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления не был опровергнут при рассмотрении настоящего спора в суде.
При этом, судом установлено, что налогового уведомление и требование об уплате недоимки по налогу было направлено заказной почтой по месту регистрации и проживания административного истца по адресу: <адрес>. Обязанность получения почтовой корреспонденции возложена на налогоплатильщика.
Таким образом, реестр заказных писем(список внутренних почтовых отправлений №№ и № суд признает достоверным доказательством направления административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Поскольку административный ответчик не произвел оплату налога полностью в срок до 01.12.2017 года, ему были начислены пени в размере 180,14 рублей, расчет которых проверен судом и признан правильным.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика -физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец обратился в суд в течение установленного законом шестимесячного срока, исчисляемого с момента истечения срока выполнения требования.
Требование № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок обращения в суд - до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Мировой судья судебного участка № Самарского судебного района <адрес> вынес судебный приказ о взыскании с Сысоева В.И. суммы неуплаченного налога, определением от 23.07.2018г. указанный судебных приказ отменен.
Административный иск поступил в суд 18.09.2018г.
Таким образом, административный истец выполнил необходимые действия, предусмотренные налоговым законодательством для взыскания недоимки
Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования МИФНС России № 18 по Самарской области к Сысоеву Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с Сысоева Владимира Ивановича в доход государства задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 38 670 рублей и пени в размере 180,14 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2018 г.