Гражданское дело № 2-1168/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2012 года
Жуковский городской суд Московской области по старости
в составе
председательствующего судьи Парфеновой Т.И.
при секретаре Изотовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Макаровой Е/F/ к ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении стаж для назначения пенсии периодов работы, обязании назначить досрочную трудовою пенсию по старости
У С Т А Н О В И Л :
Макарова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении стаж для назначения пенсии периодов работы, обязании назначить досрочную трудовою пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований в судебном заседании истица пояснила, что ею в декабре 20хх года было подано заявление в ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью., указав, что ее трудовой педагогический стаж составляет более 25 лет.
Однако, комиссией по назначению пенсий ей, Макаровой Е.А., было отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен период работы с хх.хх.ххххг. по хх.хх.ххххг., что отражено в выписке из протокола № хх коллегиального рассмотрения вопросов о назначении пенсии от хх.хх.ххххг.
При вынесении отказа комиссия ссылается на то, что в специальный стаж не может быть включен период работы в ХХХ в связи с тем, что «списками должностей» от 06.09.1991г. № 463 и от 29.10.2009г. N° 781 не предусмотрено наименование данного учреждения.
Из формулировки отказа можно сделать вывод, что имеются в виду утративший силу «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В итоге решением комиссии из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, было исключено два года шесть месяцев и 16 дней, и по ее решению он стал составлять 22 года 05 месяцев и 25 день, что и повлекло отказ в назначении пенсии.
С выводами комиссии она, истица не согласна, просит суд признать незаконным решение ответчика, ГУ-УПФ РФ № ХХ, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей, Макаровой Е.А., хх.хх.хххх года рождения.
Обязать ответчика, ГУ-УПФ РФ № ХХ, включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период работы с хх.хх.ххххг. по хх.хх.ххххг.
Обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем досрочного назначения трудовой льготной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 10.01.2012 г. (момента обращения за назначением).
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям указанным в отказе, а так же в возражениях на иск.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного заседания истица обратилась в ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В назначении пенсии истице было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, при этом из подсчета стажа был исключен период работы в ХХ. в связи с тем, что «списками должностей» от 06.09.1991г. № 463 и от 29.10.2009г. N° 781 не предусмотрено наименование данного учреждения.
С решением комиссии истица не согласна, считает, что решение неправомерно.
Суд считает возможным с доводами истицы согласиться.
На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьей 28 п.1 пп.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывавшей в стаж- работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) предусмотрены должности: педагог, учитель, в наименовании учреждений предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, центр образования.
Постановлениями № 463, 1067 также предусмотрены данные должности и учреждения.
В соответствии с пунктом 9 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года - в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемых должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года - при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (п.п.10-12 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности
По смыслу статей 8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 35 (ч.1), 37 (ч.1 и 3), 39 (ч. 1 и 3) и 55 (ч.3 Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностям и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 10-12 п. 5 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», производится на общих основаниях. Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса). зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ).
При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей -учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Спорный период работы истца относится к тому времени, когда действовал Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Однако в соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2001 года «О признании недействительным раздела "наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» раздел «Наименование учреждений» указанного списка признан недействительным.
В решении указано также, что ст. 83 действовавшего на тот момент Закона Российской Федерации 20.11.90 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» прямо определяет полномочия Правительства Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Поэтому Правительство Российской Федерации, издав в Списке раздел "Наименование учреждений", вышло за пределы предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с п. 2. Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в разделе «1.1. Общеобразовательные учреждения» имеются учреждения следующих наименований: «школы всех наименований», «центр образования». Следовательно, налицо полная идентичность наименования «Центр образования — школа № хх» с обозначенными списком наименованиями.
Следует признать, что наименование «Центр образования — школа № хх» не вводит нового названия общеобразовательного учреждения, не присутствующего в вышеуказанном списке, а состоит из двух частей: «Центр образования», которое присутствует в списке, и «школа № хх», которое определяет, чем именно является центр образования, какие функции на него возложены, и наименование которого также присутствует в списке.
ХХХ является правопреемником средней школы № хх и правопредшественником МОУ лицей № хх о чем свидетельствует справка № ххх от 04.04.2012г., выданная указанным учреждением.
Различные наименования это учреждение получало в результате реорганизаций, не затрагивавших направление деятельности.
В записях в трудовой книжке за этот период имеются сведения лишь о соответствующих переименованиях учреждения, но не о какой-либо иной реорганизации, связанной с изменением видов деятельности учреждения. В справке, уточняющей занятость, за № ххх от 07.02.2012г., выданной ХХХ». спорный стаж указан как стаж работы в этом учреждении.
Отказ в назначении пенсии обоснован лишь наименованием учреждения. Педагогический характер деятельности истицы у комиссии сомнений не вызвал. Педагогическая деятельность в период с хх.хх.ххххг. по хх.хх.ххххг. подтверждена записями в трудовой книжке. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования.
При указанных выше обстоятельствах следует признать неправомерным решение комиссии по назначению пенсий ГУ-УПФ РФ № 28 об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и нарушающим пенсионные права, гарантированные законодательством РФ.
Не включение ответчиком вышеуказанного периода работы в льготный стаж нарушает права истицы на получение досрочной пенсии и на заслуженный отдых.
Истицей были представлены все необходимые документы для назначения льготной пенсии и в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение пенсии должно производиться со дня такого обращения в пенсионные органы, т.е. с 29.12.2009 г.
Соответственно в связи с признанием отказа в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным датой обращения за назначением пенсии в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является первоначальная дата обращения в ГУ-УПФ РФ № 28.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение ответчика, ГУ-УПФ РФ № хх, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Макаровой Е.А., хх.хх.хххх года рождения.
Обязать ответчика, ГУ-УПФ РФ № хх, включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии Макаровой Е.А., хх.хх.хххх года рождения, период работы с хх.хх.хххх г. по хх.хх.ххххг.
Обязать ответчика назначить Макаровой Е.А. досрочную трудовую пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 10.01.2012 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке, в Мособлсуд с подачей жалобы через Жуковский горсуд.
Судья Т.И. Парфенова