Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1022/2020 ~ М-1073/2020 от 08.12.2020

УИД 28RS0008-01-2020-001861-52

    Дело № 2-1022/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года                          г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при помощнике Логиновой Т.Н.,

с участием истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапона П. К. к ООО «СПЕЦЭКОМАШ» об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Истец Гапон П.К. обратился в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦЭКОМАШ», просит обязать ответчика изменить тариф в договоре № ИЖС/19-14 от 06 ноября 2019 года на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в зависимости об объема вывозимых отходов.

В обоснование иска указано, что истец зарегистрирован и проживает один в доме по адресу: <адрес>, часто и на продолжительное время уезжает из села. Твердые коммунальные отходы (ТКО) в с. Чалбачи собирают в проходящую по селу машину два раза в месяц. По согласованию с ООО «СПЕЦЭКОМАШ» он может изготовить или приобрести емкость согласованного объема, при ее наполнении мешками с отходами он подаст заявку на вывоз, который загрузит в машину в дни вывоза и оплатит.

В судебном заседании истец Гапон П.К. на удовлетворении иска настаивал, из его объяснений следует, что ответчик ООО «СПЕЦЭКОМАШ» предоставляет жителям с.Чалбачи услугу по вывозу ТКО с 2019 года. У него лично какой-либо нужды в указанных услугах нет, он пытался договориться с ответчиком, чтобы оплачивать вывоз мусора по его заявке, когда мусор накопится, но безрезультатно. По его просьбе в ноябре 2019 года с ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, который он попытался расторгнуть. Он часто и надолго бывает в отъезде, мусор практически не скапливается, биологические отходы перерабатываются в земле, металлом сдает, а стеклом и пластиком он старается не пользоваться, мусор вывозит сам. Машина ООО «СПЕЦЭКОМАШ» за мусором приезжает в село 2 раза в месяц, люди ждут эту машину на дороге с мусорными пакетами. Он желает оплачивать вывоз мусора, когда это необходимо. ООО «СПЕЦЭКОМАШ» бездействует, не производит переработку и сортировку мусора, только деньги собирает.

Представитель ответчика ООО «СПЕЦЭКОМАШ» в судебное заседание не явился, с иском не согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, из отзыва на иск следует, что ООО «СПЕЦЭКОМАШ» является региональным оператором, который с 01.04.2019 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории зоны «Кластер № 1 (<адрес>, "<адрес><адрес>. 16 октября 2019г. в ООО «СПЕЦЭКОМАШ» от Гапона П.К. поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор между истцом и ООО «СПЕЦЭКОМАШ» подписан 06 ноября 2019г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 апреля 2019г.

Расчет платы за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО в отношении физических лиц действующим законодательством не предусмотрен.

В селе Чалбачи Зейского района органами местного самоуправления в соответствии с п. п. «в», п. 2.5. и п. 11.1 Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 24.08.2017г. № 408, определен бесконтейнерный способ складирования ТКО. Данный способ складирования ТКО подразумевает под собой складирование Потребителем ТКО в специализированный транспорт, предоставляемый региональным оператором, в связи с чем расчет с собственниками ТКО села Чалбачи осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

На территории Амурской области принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, плата за обращение с ТКО истцу начисляется по утвержденному тарифу исходя из площади жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, регламентируется правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г №641» (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

В соответствии с п.4 разд.1 названных Правил обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.

В силу п.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов и мусора применимы правила ст.426 ГК РФ о публичном договоре.

    Судом установлено, что 20 августа 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «СПЕЦЭКОМАШ» заключено соглашение, по условиям которого на Регионального оператора ООО «СПЕЦЭКОМАШ» возложена обязанность по организации об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер №1 (<адрес>)» Амурской области на период 2018-2028 годы. 25 декабря 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «СПЕЦЭКОМАШ» заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному соглашению от 20 августа 2018 года.

    Таким образом, с 1 апреля 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твёрдых коммунальных отходов на территории зоны «Кластер <Номер обезличен> (<адрес>)» Амурской области осуществляется Региональным оператором ООО «СПЕЦЭКОМАШ».

    Истец Гапон П.К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении.

    16 октября 2019 года истец направил в адрес ответчика заявку для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. 23 октября 2019 года ООО «СПЕЦЭКОМАШ» направило истцу договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

    06 ноября 2019 года между сторонами был заключен договор № ИЖС/19-14 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с потребителем физическим лицом в жилом помещении, по условиям которого ответчик обязался принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и месте и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а истец обязался оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

    Согласно п. 5 договора от 06 ноября 2019 года под расчетным периодом понимается один календарный месяц, размер платы за обращение с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании постановления Правительства Амурской области от 25.02.2019г. № 58 по установленной формуле.

В соответствии с п.2 ст.1, ст.9 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу ч.1 ст.420 ГК РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. (ч.1 ст.421 ГК РФ).

    В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

    В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

    По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только:

    1) при существенном нарушении договора другой стороной;

    2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

    Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

    Согласно п.26 договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами №ИЖС/19-14 от 06 ноября 2019 года все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными после их подписания.

Истец Гапон П.К. настаивает на том, что он не нуждается в предоставлении услуги по обращению с ТКО, желает оплачивать вывоз мусора по мере необходимости.

    В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.06.2016г. № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, т.е. расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

    Иных способов коммерческого учета объема и (или) массы ТКО действующим законодательством не предусмотрено.

    Согласно ст. 8 ч. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

    Согласно ст. 13.4 ч. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

    Расчет платы за фактически оказанные физическим лицам услуги по обращению с ТКО действующим законодательством не предусмотрен.

    В селе Чалбачи Зейского района органами местного самоуправления в соответствии с п. п. «в», п. 2.5. и п. 11.1 Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 24.08.2017г. № 408, определен бесконтейнерный способ складирования ТКО.

    Данный способ складирования ТКО подразумевает под собой складирование потребителем ТКО в специализированный транспорт, предоставляемый региональным оператором, в связи с чем расчет с собственниками ТКО села Чалбачи осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

    Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, исходя из цены на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, и нормативов накопления ТКО.

    Нормативы накопления ТКО на территории Амурской области установлены постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2016г. № 606 в кубических метрах на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

    В соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.

    Постановлением Правительства Амурской области от 25.02.2019г. № 58 «Об оплате потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Амурской области» установлено, что на территории Амурской области оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителями исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

    Таким образом, условия договора № ИЖС/19-14 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённого 06 ноября 2019 года между истцом и ответчиком, о цене услуги, сроках и порядке оплаты, согласно которым плата за обращение с ТКО истцу начисляется по утвержденному тарифу исходя из площади жилого помещения соответствуют действующему законодательству.

Требования истца о внесении в договор от 06 ноября 2019 года условий об оплате услуг по обращению с ТКО по мере необходимости (по его заявкам в зависимости об объема отходов) не основаны на законе, поскольку, как указано выше, расчет платы за фактически оказанные физическим лицам услуги по обращению с ТКО действующим законодательством не предусмотрен.

    Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости изменения договора по требованию истца, предусмотренные ст. 450 ГК РФ, не установлены, доказательства существенного нарушения ответчиком ООО «СПЕЦЭКОМАШ» условий договора не представлены.

    При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения исковых требований об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Гапона П. К. к ООО «СПЕЦЭКОМАШ» об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                               О.Б.Ворсина

Мотивированное решение составлено 24 декабря 2020 года

Судья                                        О.Б. Ворсина

2-1022/2020 ~ М-1073/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гапон Павел Константинович
Ответчики
ООО "Спецэкомаш"
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее