Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 июня 2016 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Жунковской О.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах Менгилевой <данные изъяты> к Администрации Сковородинского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района в интересах Менгилевой <данные изъяты> обратился в суд с иском к Администрации Сковородинского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленного требования помощник прокурора Сковородинского района Жунковская О.Ю. показала, что в прокуратуру Сковородинского района поступило обращение Менгилевой <данные изъяты> с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено следующее. Менгилева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать, ФИО2, лишена родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО3, лишен родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с чем, просит суд обязать администрацию <данные изъяты> района Амурской области предоставить Менгилевой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец Менгилева <данные изъяты> надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Менгилевой <данные изъяты>
Ответчик - Администрация <данные изъяты>, должным образом извещенная о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представила в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации <данные изъяты> области.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Администрации <данные изъяты>.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление следует, что Администрация <данные изъяты> не признает исковые требования прокурора <адрес> в интересах Менгилевой <данные изъяты>., указывая на то, что в статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствует такое полномочие муниципального района по вопросам местного значения, как обеспечение жильём по договору найма специализированного жилого помещения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, п.5 ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходными обязательствами Российской Федерации является предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Учитывая вышесказанное, администрация <адрес> не может предоставить Менгилевой <данные изъяты> жилое помещение, без предоставления субвенций из областного бюджета.
Третьи лица на стороне ответчика - Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Отдел образования администрации <адрес>, должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Отдела образования администрации Сковородинского района.
Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.
Из жалобы Менгилевой <данные изъяты>. прокурору Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит обратиться в суд в защиту её интересов по предоставлению ей жилого помещения, как сироте.
Из копии паспорта на имя Менгилевой <данные изъяты>. видно, что Менгилева <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по Амурской области в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии свидетельства о рождении I-ЖО № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются: мать – ФИО2, отец – ФИО3.
Из копии свидетельства о заключении брака I-OT № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 заключил брак с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ, супруге присвоена фамилия Менгилева.
Из копии решения Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из справки отдела образования Администрации Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО10 (ФИО11) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как, мать, ФИО2, лишена родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО3, умер (а/з от ДД.ММ.ГГГГ).
Из информации начальника ОУМСиЗ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ1 года следует, что на территории <адрес> муниципального жилья по договору социального найма ФИО5 не получала.
Из копии постановления муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь для получения жилья несовершеннолетней ФИО5 следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая имеет статус оставшейся без попечения родителей, поставлена на очередь по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав позицию прокурора, изучив доводы представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Менгилева <данные изъяты>. является ребенком, оставшимся без попечения родителей с 2001 года, мать и отец ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя Менгилева <данные изъяты> постановлением и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (п.6 ст.8 Закона № 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.
Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование о предоставлении Менгилевой <данные изъяты>. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.
При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Менгилевой <данные изъяты>. в предоставлении жилой площади от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Из статьи <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления;
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 5, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению N 2 к настоящему Закону.
Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, место нахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются Правительством области.
Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению Правительство области вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.
Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется уполномоченным органом.
Согласно Постановлению Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Кроме того, в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Менгилевой <данные изъяты> не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Менгилевой <данные изъяты>. к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно постановлению главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что минимальный размер нормы предоставления жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма на территории <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен – 33 кв.м..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Менгилевой <данные изъяты> к Администрации Сковородинского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Менгилевой <данные изъяты> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю.Сушко