Дело № 2-87/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Корткерос 21 мая 2014 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Елфимовой И.А., с участием представителя истца Кузнецовой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кузнецовой Г.Н. в интересах Киселевой М.П. к
Администрации муниципального района «Корткеросский»
о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Г.Н., действующая в интересах Киселевой М.П., обратилась в суд с заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» (далее: АМР «Корткеросский») предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, на основании Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». В обоснование заявления указала, что Киселева М.П. является вдовой участника ВОВ, имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих. <дата> Киселева М.П. принята на учет в АМР «Корткеросский» на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий за ХХХ общей очереди. Считает, что данная выплата должна быть предоставлена истцу незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение субсидии, а не в порядке какой - либо очереди.
В последующем представитель истца Кузнецова Г.Н. дополнила требования, полагая, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из постановления Правительства РК от 05.04.2012 N 121.
Определением суда от 06.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию, а в последующем - 01.04.2014 - в качестве соответчика по делу Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее-Минархстрой РК).
Представитель истца Кузнецова Г.Н. требования изменила, просила обязать Минархстрой РК через АМР «Корткеросский» предоставить Киселевой М.П. социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий вне очереди как жене умершего участника ВОВ, имеющей соответствующее удостоверение. В связи с изменениями полномочий, которые в настоящее время из Агентства РК по социальному развитию переданы в администрацию района, социальная субсидия на строительство или приобретение жилья Киселевой должна быть предоставлена ответчиком вне очереди на основании Федерального закона РФ «О ветеранах», через Минархстрой РК, который уполномочен осуществлять на территории РК предоставление социальных выплат за счет средств республиканского бюджета. С учетом переданных АМР «Корткеросский» полномочий истец поставлена на учет на получение субсидии в рамках Закона РК № 30-РЗ.
Ответчики АМР «Корткеросский», Минархстрой РК и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Агентство Республики Коми по социальному развитию, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Представитель ответчика АМР «Корткеросский» Гевейлер Х.Н. в предыдущих судебных заседаниях с иском не согласилась, пояснив суду, что выделение субсидии Киселевой М.П., как вдове участника ВОВ, на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, не входит в полномочия АМР «Корткеросский» в соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья". Постановлением АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата> истец Киселева признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и принята на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, но не как член семьи погибшего (умершего) ВОВ. Выделение денежных средств в данном случае осуществляет Минархстрой РК. Для вдов умерших участников ВОВ денежные средства в АМР «Корткеросский» не поступают.
Заслушав представителя истца, рассмотрев представленные материалы, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По материалам дела судом установлено, что Киселева М.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны. <дата> истец обратилась в АМР «Корткеросский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Из постановления АМР «Корткеросский» от <дата> ХХХ и уведомления АМР «Корткеросский» от <дата> ХХХ следует, что истец поставлена на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, за номером ХХХ общей очереди, на основании Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30 – РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Факт нуждаемости Киселевой М.П. в улучшении жилищных условий не оспаривается ответчиками.
Обратившись в суд с заявлением, истец считает, что данная социальная выплата должна быть предоставлена ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, вне очереди.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди..
Таким образом, действующее жилищное законодательство содержит исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения вне очереди, к которым не отнесены члены семьи, вдовы умерших участников Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в части оформления документов, постановки на учет, ведение списков граждан, информирование о порядке и условиях получения выделяемых за счет средств федерального бюджета субсидий (социальных выплат) по жилищным сертификатам
Согласно пп. «з», п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2011) "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья.
Исходя из положений Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2011) "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" внеочередное предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны не предусмотрено.
При этом, Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, имеющим право на их получение в соответствии с законами Республики Коми, утверждаются Правительством Республики Коми (ст. 5 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2011) "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Пунктом 4 Порядка и условиями предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РК от 20.02.2007 N 32 (ред. от 23.04.2012), распределение средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусмотренных на предоставление гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, осуществляется в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (далее - ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов), - Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство). Распределение указанных средств осуществляется Министерством по мере представления ему органами местного самоуправления сформированных и утвержденных ими списков ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в порядке очередности по дате постановки названных граждан на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - дата постановки на учет), в пределах предусмотренных на эти цели средств республиканского бюджета Республики Коми. Распределение указанных средств в первую очередь осуществляется Министерством ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, с датами постановки на учет до 1 марта 2005 года.
Таким образом, расходование средств республиканского бюджета Республики Коми на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья гражданам, имеющим право на их получение, в рамках Закона РК от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", к которым относится Киселева М.П., определено за Минархстрой РК. Следовательно, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через администрацию МО МР «Корткеросский» предоставляет социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий гражданам, принятым на учет, в порядке общей очереди.
Доводы представителя истца о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по предоставлению гражданам социальной выплаты на приобретение или строительство жилья вне очереди, исходя из Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах», не состоятельны и не основаны на законе.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Положениями ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. Меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляются в соответствии со ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения. При этом супруге погибшего (умершего) инвалида (участника) Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", которым предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категории, установленной ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 N 58.
Согласно п. 3, 8 утвержденного Порядка (в ред. Постановления Правительства РК от 07.12.2010 N 425) формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 4.15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате подачи гражданами заявлений на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Агентство. Для получения единовременных денежных выплат граждане (их представители) самостоятельно представляют или направляют через организацию почтовой связи, иную организацию, осуществляющую доставку корреспонденции, в Агентство через государственные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства граждан (далее - центры по предоставлению государственных услуг) заявления по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с приложением документов.
Таким образом, сведения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий предоставляются не органами местного самоуправления, как было предусмотрено в предыдущей редакции, а самостоятельно непосредственно в Агентство либо через государственные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства граждан.
Кроме того, п. 6 Порядка регламентировано предоставление гражданам единовременных денежных выплат в порядке очередности в соответствии с республиканским списком исходя из объема субвенций, передаваемых в установленном порядке в соответствующем финансовом году.
Исходя из указанного пункта Порядка, следует, что внеочередность предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как члену семьи умершего ветерана ВОВ также не предусмотрена.
При этом, решением Сыктывкарского городского суда от 10.08.2011 по гражданскому делу № 2 – 5780/2011 Киселевой М.П. отказано в удовлетворении исковых требований к Агентству РК по социальному развитию об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, исходя из намеренного ухудшения ею жилищных условий, т.к. с <дата> пятилетний срок, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, не прошел и оснований для признания Киселевой М.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С учетом установленного, полномочия по реализации на территории РК Федерального закон от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах», Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки" отнесены Агентству РК по социальному развитию. Требования истца исходят из ошибочного толкования законодательных актов, предусматривающих право выбора граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Ссылка представителя истца на постановление Правительства РК от 05.04.2012 N 121 (ред. от 19.04.2013) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" не состоятельна, поскольку оно определяет Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Однако Киселева М.П. к данной категории граждан не относится, т.к. принята на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий <дата>.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что требования Киселевой М.П. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Кузнецовой Г.Н., действующей в интересах Киселевой М.П., об обязании Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через администрацию МО МР «Корткеросский» предоставить Киселевой М.П. социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий вне очереди отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Э.Ф. Буян
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2014 года.