Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО8,
представителя ответчиков ФИО9,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении,
Установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что до ДД.ММ.ГГГГ г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, его выслуга составила 28 лет в календарном исчислении. По увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями постоянной жилой площадью не обеспечивался. На момент увольнения занимал служебную квартиру по адресу: <адрес>, в которой проживает по настоящее время. Поскольку в базе данных учета отсутствовали сведения о нем, он вынужден был обратиться в адрес территориального отделения ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» в <адрес> по вопросу реализации своего права на получение жилья, в том числе с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении. Отказ ответчика в удовлетворении требований мотивирован тем, что не представлены документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы, а также наличием у супруги истца в собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. С целью восстановления нарушенного права ФИО2 обратился в суд с настоящим иском и просит в судебном порядке признать его составом семьи, с учетом супруги ФИО5 и сыновей ФИО6 и ФИО7, нуждающимися в жилом помещении с целью реализации права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны РФ.
В судебном заседании истец, его представитель ФИО8 поддержали исковые требования по приведенным в иске основаниям, привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ и ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истцом не представлено доказательств того, что в период прохождения военной службы он в установленном законом порядке обращался с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении. Отсутствуют сведения о том, что было принято соответствующее решение и ФИО11 поставлен на учет. Уволен ФИО11 без оставления в списках очередников, в приказе об увольнении данные условия не отражены. Условия увольнения истцом не оспорены. Истец по собственной воле не реализовал имеющееся у него право на жилье, поскольку и после увольнения не обратился в органы местного самоуправления в соответствии с действующим на момент увольнения законодательством, при наличии таковой возможности. В настоящее время возможность постановки ФИО11 на учет нуждающихся в жилом помещении в учреждении Минобороны РФ отсутствует, поскольку истец не состоит на действующей военной службе, кроме того, является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен свыше установленной учетной нормы. Истцом пропущен срок исковой давности без уважительных причин. При этом, признание нуждающимся в жилом помещении осуществляется в установленном законом порядке по решению уполномоченного органа. Данный вопрос не подведомственен суду. На основании изложенного просит в иске отказать.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки, возражений по иску, ходатайств об отложении слушания по делу своевременно в суд не представили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ и при отсутствии возражений участвующих в деле лиц суд находит возможным рассмотреть спор по существу.
Заслушав стороны, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма на момент разрешения спора по настоящему делу регламентированы Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ФИО3 обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Право на получение жилого помещения имеют военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), соответствующие условиям, приведенным в ст. 15 вышеуказанного Закона, признанные установленным порядком нуждающимися в получении жилого помещения и состоящие на учете в едином реестре военнослужащих.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО2 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ и был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом ФИО3 обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков части ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет в календарном исчислении составила 28 лет.
Истец указал, что на момент увольнения был обеспечен служебным жилым помещением по последнему месту прохождения службы, расположенным по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, исходя из представленного в материалы дела корешка ордера, ФИО2 составом семьи из четырех человек, занимает вышеуказанное жилое помещение по ордеру № ****** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19). В подтверждение служебного статуса жилого помещения предоставлены архивная справка администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и копия постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** (л.д. 20-23).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На момент увольнения ФИО2 из списков личного состава действовал Приказ ФИО3 обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Нуждающимися в жилых помещениях, на момент увольнения истца из Вооруженных Сил Российской Федерации, могли быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения, военнослужащему к моменту увольнения необходимо было обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Истцом не представлены доказательства обращения им до увольнения с военной службы к командованию по вопросу постановки на учет нуждающихся в порядке, определенном Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, принятия жилищной комиссией решения о признании истца нуждающимся в жилом помещении, включении истца в список очередников на получение жилых помещений, внесении данных в автоматизированную систему «Учет».
В соответствии с п. 12 Инструкции военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно п. 13 Инструкции военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Также Инструкцией предусматривалось, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27).
В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являлось избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В силу положений того же пункта указанного нормативного акта основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части, подача рапорта по команде в год увольнения по состоянию здоровья регламентирована п. 13 Правил.
Согласно п. 28 Инструкции, утвержденной данным приказом, военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции.
В силу п. 29 Инструкции было установлено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), велся исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Пунктом 30 Инструкции предусматривалось ежегодное, с 1 по 30 января, проведение КЭЧ района перерегистрации военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляли в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). КЭЧ района была вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.
Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета.
Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке. При этом, с согласия военнослужащего, он мог быть исключен из списков личного состава части с оставлением в списках очередников на получение жилья, что также позволяло гражданину, уволенному с военной службы оставаться на учете нуждающихся, который велся соответствующей КЭЧ района, до фактического предоставления ему жилого помещения.
При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа ФИО3 обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и вступлением в силу приказа ФИО3 обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (п. 10).
ФИО2 было дано согласие на увольнение без получения жилого помещения, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны на момент увольнения он не состоял, увольнение с военной службы без обеспечения жильем, также как и приказ об исключении из списков личного состава воинской части без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, истцом в установленном порядке и в установленные законом сроки не обжалован. Вопреки приведенным истцом и его представителем в судебном заседании доводам, с момента увольнения с сентября 2001 г. в течение срока исковой давности ФИО11 не обжаловал бездействие командира и жилищной комиссии, в том числе в части непредоставления сведений в орган местного самоуправления о нуждаемости истца в жилом помещении, при наличии на то соответствующих оснований.
Приказ об исключении истца из списков личного состава воинской части не содержит указание на оставление его в списках очередников на получение жилого помещения.
Для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, военнослужащий должен был подавать соответствующий рапорт. Истцом не представлены доказательства, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру войсковой части с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации с зачислением в запас, не исключать его из списков личного состава части до заключения договора социального найма, распределения ему жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый пункта 2.1 статьи 15).
Факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
Порядок постановки таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054).
На момент увольнения истца с военной службы п. 6 ст. 15 Федеральный закона "О статусе военнослужащих", постановлением ЦК КПСС и ФИО1 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением ФИО1 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
В этом случае необходимо было встать на учет в органах местного самоуправления, т.к. обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и избравших местом жительства иной населенный пункт (не по месту службы) возлагалась на органы местного самоуправления. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На Министерство обороны Российской Федерации возлагалась обязанность по обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ только по месту прохождения военной службы.
Истец мог быть признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства органами местного самоуправления для последующего обеспечения жильем по договору социального найма.
Истцом не приведены доказательства о том, что им были совершены действия по доведению до сведения командования войсковой части о его желании получить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства.
Соответственно, при отсутствии обращения истца не имелось оснований и для направления сведений об его нуждаемости в орган местного самоуправления по избранному месту жительства, поскольку таковое не было определено самим истцом, доказательств обратному не представлено. Несмотря на это, ФИО11 не лишен был возможности самостоятельно в установленном законом порядке обратиться в орган местного самоуправления по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет, предоставлению жилого помещения.
Истцом был нарушен порядок обращения к органу, осуществляющему постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не вправе после увольнения с военной службы требовать обеспечения его жильем от Министерства обороны Российской Федерации.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Представленными в исковом заявлении документами выводы, на которых ФИО2 основывает свои требования, не доказаны, обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, документально не подтверждены. В нарушение ст. 56 ГПК РФ ФИО2 не представлены документы, являющиеся доказательствами соблюдения порядка постановки на учет нуждающихся.
Не доказан представленными документами (данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района) факт соблюдения ранее установленного порядка постановки на учет для получения жилого помещения, который на момент увольнения ФИО2 с военной службы регламентировался приказом МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства объективно согласуются с возражениями стороны ответчика.
Доводы истца о наличии права на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не являются основанием для разрешения в судебном порядке вопроса о постановке его на учет для получения жилья, поскольку необходимым условием для реализации данного права является соблюдение определенного законом порядка, который установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентировавшими в тот период порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в соответствии с которыми право на обеспечение военнослужащих жильем может возникнуть только при условии совершения ими определенных действий, направленных на реализацию данного права в течение определенного срока (до утраты статуса военнослужащего, предоставляющего гарантии в области обеспечения жилищных прав).
Из содержания ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ распространяются только на военнослужащих, в связи с чем признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Применение специальных норм основано на положениях части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется по правилам данного Кодекса лишь в том случае, если нормативным правовым актом не установлен иной порядок.
Истцом не представлены доказательства, которые однозначно и достоверно свидетельствовали бы о том, что он при прохождении военной службы в порядке, установленном действовавшим в тот период времени законодательством, был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из представленной истцом копии заявления в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления информации об очередности в списках на получение государственного жилищного сертификата, ФИО11 указал, что с соответствующим заявлением о получении государственного жилищного сертификата он обратился спустя несколько лет после увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, предоставив необходимый пакет документов.
Согласно ответу ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составом семьи 4 человека ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет жилищной комиссией части 89547 и включены в список на получение ГЖС по категории, предусмотренной пунктом «б» ст. 5 Подпрограммы – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». В адрес ФГКУ «Центррегионжилье» из ФГКЭУ «Чебаркульская КЭЧ района» указанные документы поступили ДД.ММ.ГГГГ По результатам проверки выявлена неполнота предоставленных документов. По информации Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ в 2011-2012 г.г. денежных средств для оформления ГЖС гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, не поступало, в виду чего сводный список граждан-получателей сертификатов не формировался. По распоряжению Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. То есть, в данном случае имело место обращение истца по вопросу обеспечения жильем, как гражданина, проживающего на территории закрытого военного городка, что является иным основанием, отличным от заявленного в иске.
По приведенным в иске доводам и сведениям, предоставленным стороной ответчика в письменном виде в ответе на имя истца ДД.ММ.ГГГГ, ранее ФИО11 состоял на учете по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, снят с данного учета по причине получения служебного жилья ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений об обжаловании действий соответствующего органа по снятию истца с учета последним своевременно оспорены и обжалованы не были. Данных об обращении в последующем в период прохождения службы по вопросу постановки на учет, в том числе в виду увольнения, не представлено.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в адрес ФГКУ «Центрегионжилье» истец обратился лишь после увольнения с военной службы, заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ ФИО2 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в виду отсутствия статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, предоставлением документов, которые не подтверждают право гражданина на жилое помещение по договору социального найма, а также поскольку ФИО2 и члены его семьи обеспечены общей площадью на одного члена семьи свыше учетной нормы, что не позволяет признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом ФИО3 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ешения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Общий порядок обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в настоящее время установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
По предоставленным сторонами в суд сведениям, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, супруге военнослужащего ФИО2 – ФИО5 на праве единоличной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности ФИО2 и членов его семьи общей площадью жилого помещения с целью постановки на учет нуждающихся, жилищной комиссии необходимо оценить наличие в собственности членов семьи жилых помещений.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Для целей признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений на территории муниципального образования «<адрес>» установлена Постановлением Главы муниципального образования «Чебаркульский городской округ» <адрес>, и составляет 12 кв. м. общей площади на одного человека.
Соответственно при определении уровня обеспеченности ФИО2 и членов его семьи общей площадью жилого помещения с целью постановки его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес>, следует учесть право собственности на указанное жилое помещение общей площадью 60,8 кв.м., на одного члена семьи приходится по 15,2 кв.м. (60,8/4), что превышает учетную норму по избранному месту жительства <адрес> (12 кв.м.)
Поскольку обеспеченность общей площадью ФИО2 и членов его семьи составляет 15,2 кв.м. на одного человека, что превышает учетную норму для признания нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в <адрес>, ФИО2 и члены его семьи не имеют оснований для признания, нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.
Таким образом, анализируя фактические обстоятельства и нормы действующего законодательства в совокупности, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении иска ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий Бабкина Н.А.