УИД:66RS0011-01-2020-002111-36
№5-621-2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Каменск-Уральский 31 июля 2020 года
Судья Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Сметанина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский», расположенного по ул. * в г. Каменске-Уральском Свердловской области (*)
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области (ГАУЗ СО) «Городская больница город Каменск-Уральский», расположенное по ул. * в г. Каменске-Уральском Свердловской области, на объекте Корпус №* * отделение, допустило нарушение законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выразилось в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включенной в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №715 от 01 декабря 2004 года (в ред. №66 от 31.01.2020), которые выразились в следующем.
В период с 10.06.2020 по 17.06.2020 ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский»
- не выполнены требования к передаче экстренных извещений на случай инфекционного заболевания. Из * человек, поступивших в ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский» с диагнозами «пневмония бактериальная» (код по МКБ-10 J159), «пневмония неуточненной этиологии» (код по МКБ-10 J18.9), «Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован» (код по МКБ-10 U07.2), «Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов)» (код по МКБ-10 U07.1), не передано экстренных извещений на * пациента;
- не переданы экстренные извещения на * госпитализированных больных с положительными результатами на коронавирусную инфекцию COVID-19.
По состоянию на 18 июня 2020 года не переданы экстренные извещения на больных коронавирусной инфекцией ФИО. и ФИО. на основании постановлений о госпитализации от 17 июня 2020 года, поступивших в ГБУЗ СО «ССМП г. Каменск-Уральский» для организации госпитализации 18 июня 2020 года.
Тем самым допущены нарушения п. 12.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 12.2. СП 3.1/3.2.3146-13, п. 12.4. СП 3.1/3.2.3146-13, п. 3.5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Не выполнены требования к проведению противоэпидемических мероприятий, связанных с госпитализацией лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19, а именно: не госпитализирована ФИО. с выявленной 16 июня 2020 года коронавирусной инфекцией, постановление о госпитализации которой, было передано в ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский» 18 июня 2020 года, при наличии в квартире по месту ее проживания лиц старше 65 лет. Тем самым нарушены п. 5.1, п. 4.5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Роспотребнадзора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 названной статьи предусмотрена ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Постановлением Правительства РФ №66 от 31.01.2020 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 исполнительным органам поручено введение ограничений и проведение мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», который в дальнейшем дополнялся последующими указами, на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
В период с 10 июня по 18 июня 2020 года на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области существовала угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Приказом Главного государственного санитарного врача в г. Каменск-Уральский №* от 17 июня 2020 года назначено проведение в отношении ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни. Поводом для проведения эпидемиологического расследования послужило поступление из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» информации о том, что ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» не переданы экстренные извещения на лиц с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19 в период с 10 июня 2020 года по 17 июня 2020 года.
По результатам эпидемиологического расследования выявлены вышеуказанные нарушения.
Представитель юридического лица считает, что эпидемиологическое расследование проведено незаконно, в нарушение положений Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Роспотребнадзор не известил больницу за 24 часа до начала расследования. Приказ был получен в день проведения расследования.
С доводами представителя юридического лица согласиться нельзя, поскольку в соответствии с подп. 5 п.3 ст. 1 положения названного закона не распространяются на расследование причин инфекционных заболеваний.
Факт невыполнения ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – коронавирусной инфекции (2019-nCoV), нашел подтверждение.
В соответствии с п. 1.2. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 6.2. СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний» предусмотрено, что медицинская организация, выявившая больного с внебольничной пневмонией (в том числе при изменении диагноза), обязана направить экстренное извещение в установленном порядке в территориальные органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае необходимости (при подозрении на инфекцию, вызванную возбудителями, относящими к I - II группам патогенности или новыми (ранее неизвестными) возбудителями) принять меры по его изоляции.
В соответствии с п. 3.5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 №65 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.
Согласно п. 12.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» экстренные извещения обязаны направлять в течение 2 часов по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Факт не предоставления за период с 10 июня 2020 года по 17 июня 2020 года в уполномоченный орган экстренных извещений подтвержден актом эпидемиологического расследования (л.д.15-20, 22 том 1), фотокопиями журнала регистрации госпитализации пациентов (л.д.40-91 том 1), журналами экстренных извещений (л.д. 59-115, 116-174 том 2).
Представитель юридического лица утверждала об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку извещения о госпитализированных больных с признаками коронавирусной инфекции были переданы через систему электронных извещений * в программе *. У Роспотребнадзора имеется доступ к указанной системе, поэтому извещения должны были доходить до них.
С доводами представителя юридического лица нельзя согласиться, поскольку внедрение с 02.06.2020 нового порядка экстренных извещений о случаях инфекционных и паразитарных болезней в Роспотребнадзор не отменило порядок, предусмотренный вышеуказанными нормативными актами. Созданная электронная система предусматривает сверку данных между Министерством здравоохранения Свердловской области и Роспотребнадзором, что следует из протокола оперативного штаба от 02.06.2020 (л.д.86 том 1). Сайт * (л.д. 4 том 2) содержит указание на то, что все экстренные извещения, передаваемые в письменном виде по новой коронавирусной инфекции должны в обязательном порядке заноситься в информационную систему * для последующей централизованной передачи в Роспотребнадзор.
Представленные копии извещений, занесенные больницей в информационную систему, подтверждают, что часть из них в Каменск-Уральский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» не направлялась. Согласно представленным журналам регистрации экстренных извещений (л.д. 59-115, 116-174 том 2) каждому извещению присваивается номер, который сообщается лечебному учреждению при получении от него экстренного извещения. В случае непередачи извещения, регистрационный номер у извещения отсутствует. Следовательно, в систему * больницей занесены извещения, имеющие номер, которые переданы уполномоченному органу, а без номера, которые не переданы. Вышеизложенное свидетельствует, что требования положений пункта 12.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» больницей не выполнены.
Отсутствие информации о больных коронавирусной инфекцией (COVID-19) не позволяет своевременно организовать санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний.
В соответствии с п. 5.1. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется, в том числе, по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении лиц, относящихся к группе риска). Согласно п. 4.5. указанных санитарных правил к группам риска заболевания COVID-19 относятся лица в возрасте 65 лет и старше.
Необходимость госпитализации ФИО. с подтвержденным диагнозом COVID-19 подтверждается постановлением о госпитализации от 17 июня 2020 года, результатами лабораторного анализа (л.д. 25, 28-29 том 1). Наличие в жилом помещении лиц, относящихся к группе риска, подтверждено эпидемиологическим обследованием очага инфекции (л.д.26 том 1). Данные о ее госпитализации переданы не были. Из журнала экстренных извещений (л.д.165 том 2) следует, что ФИО. лечится амбулаторно.
Представитель юридического лица считает, что необходимость изоляции лиц с коронавирусной инфекцией COVID-19 не является обязательной и определяется врачом. Порядок оказания медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией не относится к компетенции Роспотребнадзора, поэтому отсутствует состав административного правонарушения в вышеуказанных действиях, с чем нельзя согласиться.
Согласно подп. «б» и «ж» п. 8 приказа Минздрава Российской Федерации №198н от 19 марта 2020 года, на который ссылается представитель юридического лица, следует, что подлежат госпитализации в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 вне зависимости от тяжести заболевания пациенты, проживающие в многонаселенной квартире с лицами старше 65 лет, а также в случае невозможности изоляции при проживании с лицами, относящимися к группе риска (возраст старше 65 лет). Из эпидемиологического обследования очага инфекции (л.д. 26-27 том 1) следует, что в квартире с ФИО. проживает *, а также * ФИО в возрасте старше 65 лет. Следовательно, ФИО. подпадала под критерии, определенные приказом Минздрава Российской Федерации №198н от 19 марта 2020 года, и подлежала обязательной госпитализации. Непринятие мер по ее госпитализации нарушало требования вышеуказанного приказа, СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и создавало угрозу распространения новой коронавирусной инфекции.
При вышеизложенных обстоятельствах действия ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» образуют состав административного правонарушения и подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в качестве нарушения ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» указано невыполнение требования к организации лабораторного обследования пациентов на коронавирусную инфекцию. В журнале №3 «Лабораторное обследование пациентов на КВИ» отсутствуют результаты лабораторного обследования пациентов, относящихся к приоритету 1 уровня, на COVID-19 за 08 июня 2020 года на * человек, за 10 июня 2020 года на * человек, за 11 июня 2020 года на * человек. Тем самым нарушены п. 3.1. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 3.4. СП 3.1.3597-20, пункты 11.1. – 11.5 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Представленная копия журнала забора анализов Корпуса №* (л.д.55-66 том 1) свидетельствует, что за вышеуказанные даты в журнале не проставлены результаты анализов, что, по мнению Роспотребнадзора, является нарушением санитарных правил и образует состав административного правонарушения.
Согласно пунктам 11.1, п. 11.2, 11.3, 11.4, 11.5 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» диагностика инфекционных и паразитарных болезней включает комплекс медицинских вмешательств, осуществляемый посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, в том числе эпидемиологического осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях установления диагноза. Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие). Для постановки диагноза инфекционного или паразитарного заболевания больной с подозрением на заболевание должен быть обследован лабораторно в целях определения возбудителя, вызвавшего заболевание, любым из доступных методов диагностики. Забор биологических материалов проводится в первый день обращения больного за медицинской помощью (выявления), в последующем исследования повторяются в определенные для каждой нозологической формы сроки. При доставке материала для исследования учитываются сроки забора и хранения материала.
Из представленных журналов следует, что у больных, поступивших в отделение, произведен забор анализов на COVID-19, указана дата забора. Материалы для проведения анализов переданы в лабораторию. Следовательно, требования вышеуказанных санитарных правил медицинскими работниками * отделения выполнены.
Согласно п. 3.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, обязаны направлять результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал. Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы Роспотребнадзора с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия.
Исходя из вышеизложенного, и доводов представителя юридического лица следует, что отсутствие результатов анализов в журнале свидетельствует о непоступлении их из лаборатории, поскольку сроки проведения анализов не прошли. Кроме того, положительные результаты на COV1D-19 направляются для подтверждения и только после этого сообщаются в отделение.
Юридическому лицу не вменяется в качестве нарушения несвоевременная передача результатов анализов из лаборатории, а затем в Роспотребнадзор, а только факт отсутствия в журнале результатов. Специалистом Роспотребнадзора факт проведения анализов по материалам, отобранным 08 июня, 10 июня, 11 июня, 12 июня, 15 июня и 16 июня 2020 года, не проверялся. Доказательств проведения (не проведения) анализов за указанные даты, и передачи (не передачи) их в отделение для фиксирования в журнале, в материалы дела и судебное заседание не представлено. Как и не представлено доказательств порядка отбора и проведения анализов, который был нарушен больницей. При изложенных обстоятельствах отсутствует событие вышеуказанного административного правонарушения.
Также юридическому лицу вменяется не выполнение требования к проведению дезинфекции в очагах инфекции, а именно: не представлены материалы по организации заключительной дезинфекции в очагах инфекции, что является нарушением п. 3.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В протоколе об административном правонарушении не конкретизированы очаги инфекции, в которых требовалось организовать дезинфекцию. В материалы дела, а также в судебное заседание доказательств совершения указанного правонарушения не представлено. При отсутствии доказательств данное нарушение подлежит исключению из протокола.
Вместе с тем, как указано выше, ГАУЗ СО «Городская больница город Каменск-Уральский» допущено два нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и за которые предусмотрена административная ответственность.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учесть, что допущенное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое в условиях распространения коронавирусной инфекции создает реальную угрозу для здоровья неопределенного круга лиц.
Обстоятельством, смягчающим наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья признает совершение правонарушения впервые, направление экстренных извещений через * для их статистического учета и сверки, отсутствие последствий несвоевременной госпитализации больного с подтвержденным диагнозом на коронавирус.
Предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.
Оснований для применения ч.2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем просил представитель юридического лица не имеется, поскольку закон допускает замену штрафа предупреждением для лиц, совершивших впервые правонарушение, при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия неблагоприятных последствий в виде возникновения очага инфекции, судья приходит к выводу о существенном снижении риска распространения коронавирусной инфекции и о возможности назначения минимального размера штрафа со снижением его размера в порядке ч. 2.2, ч.2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного постановления путем подачи жалобы через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Реквизиты для уплаты штрафа
УИН 14102660015220002848
Получатель платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)
ИНН 6670083677 КПП 667001001 БИК 046577001 ОКТМО 65740000
Счёт получателя платежа № 40101810500000010010 Уральское ГУ Банка России
КБК 14111601061010003140.
ЕИП 26612049211661201001
Судья Н.Н.Сметанина