Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-162/2018 от 05.06.2018

Дело № 12-162/2018

РЕШЕНИЕ

12 июля 2018 года с. Устье, Усть-Кубинский район,

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Серебрякова О.И.,

при секретаре Менемчиадис Ю.Н.

рассмотрев жалобу Большакова Михаила Александровича на постановление Межмуниципального отдела по Вожегодскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 30 мая 2018 года, которым Большаков М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителем главного государственного инспектора Усть-Кубинского района по использованию и охране земель Фомичевой О.Н. от 30 мая 2018 года Большаков М.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за занятие и использование части земельного участка в границах кадастрового квартала площадью 190 кв.м., находящегося в государственной собственности без предусмотренного законодательством Российской Федерации права на указанный земельный участок.

Большаков М.А. обратился в Сокольский районный суд Вологодской области с жалобой на указанное постановление с требованием о его отмене, мотивировав жалобу тем, что на основании свидетельства о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ он имеет в собственности участок площадью 2000 кв.м., согласно выписке из ЕГРН от 30.05.2018 в его собственности имеется земельный участок с кадастровым номером площадью 2600 кв.м. При проведении проверки обмер участка с западной стороны был произведен по забору соседа неверно, т.к. между границей его участка и границей участка соседа имелся технический проезд. На момент вынесения постановления были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ его земельного участка, в результате чего площадь его земельного участка составила 2600 кв.м. Считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку никакого умысла и вины на совершение правонарушения у него не было, просит постановление отменить.

Большаков М.А. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней, пояснил, что является собственником земельного участка с 1993 года, земельный участок достался ему по наследству от родителей. Участок находился в заборе, который никуда не переставлялся и площадь участка не изменялась. С северной стороны забор рухнул, так как был ветхий. Он не согласен, что с этой стороны ему включили в площадь участка проезд. О том, что площадь участка больше, чем значится в документах, он узнал только в ходе проверки. В настоящее время площадь участка уточнена и она составляет 2600 кв. м.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и заместителя главного государственного инспектора Усть-Кубинского района по использованию и охране земель Фомичевой О.Н. Виноградова Н.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, поскольку постановление является законным и обоснованным. Пояснила, что в апреле 2018 года участок измеряли в отсутствие Большакова М.А., в акте указано, что площадь участка превышает указанную в сведениях ЕГРН. Площадь превышения – 190 кв. м - является значительной. Полагает, что, используя земельный участок, в ходе хозяйственной деятельности Большаком М.А. увеличил его площадь. Полагает, что Большаков М.А., являясь собственником земельного участка, не мог не знать, что площадь его больше, чем в правоустанавливающих документах, так как к свидетельству о праве собственности прилагается план участка, один экземпляр этих документов выдается собственнику земли. По результатам инвентаризации 2004 года площадь участка составляла 2337 кв.м. Кустарники, о которых в жалобе указывает Большаков М.А., в площадь участка при его замере не вошли.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что <данные изъяты> Она присутствовала, когда производили замеры земельного участка. Не согласна с тем, где определили границу участка с северной стороны и с западной стороны. В настоящее время с западной стороны огорода нет, там проходит граница с соседом Климовым. С северной стороны забора нет, там растут кусты, но почему сотрудники Росреестра решили, что кусты принадлежат Большакову М.А., не понятно. Берег всегда окашивается, но в мае, когда проходила проверка, травы не было, косить было нечего. С восточной стороны участка установлена сетка-рабица примерно пять лет назад, с запада и севера забор был установлен, когда построили дом, никуда не передвигался. Участком пользуется она, использует не более трех соток участка, больше никто не пользуется.

Судья, исследовав доводы жалобы и материалы дела, заслушав стороны, показания свидетеля, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ состоит в самовольном занятии земельного участка или использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов. При этом объективная сторона правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

Таким образом, указанная норма права предусматривает ответственность за два самостоятельных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (статья 25 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основаниями возникновения прав на такой вид имущества как земельные участки, согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.Согласно п. 5 ст. 71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

В соответствии с п. 7 ст. 71 ЗК РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на основании Плана административных обследований на 2 квартал 2018 года 18.05.2018 проведено плановое административное обследование земельного участка с кадастровыми номерами , на части земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, назначена внеплановая выездная проверка в отношении указанного участка.

В ходе проверки 16.05.2018 выявлено нарушение земельного законодательства Большаковым М.А., связанное с занятием и использованием части земельного участка в границах кадастрового квартала площадью 190 кв.м., находящегося в государственной собственности без предусмотренного законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м. принадлежит Большакову М.А. на праве собственности на основании свидетельства о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, декларированная площадь земельного участка составляет 2000 кв.м. Земельный участок частично огражден деревянным забором, частично сеткой-рабицей. На участке находятся жилой дом, парники, теплица, хозяйственное строение, гряды, плодово-ягодные насаждения, участок выкошен.

В результате обмера площади участка установлено, что площадь фактически используемого участка составляет 2190 кв.м.. Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности, Большаков М.А. самовольно занял и использует часть земельного участка в границах кадастрового квартала площадью 190 кв.м., находящегося в государственной собственности без предусмотренного законодательством Российской Федерации права на указанный земельный участок.

В подтверждение указанных обстоятельств представлены: акт проверки №24 от 16.05.2018 года, схематический чертеж, расчет площади земельного участка, и обмер границ земельного участка, протокол об административном правонарушении.

По смыслу статьи 7.1 КоАП РФ, предусмотренное данной нормой закона административное правонарушение, характеризуется только умышленной формой вины.

Самовольное занятие земельного участка может быть выражено в размещении на земельном участке каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование им, использование – в частности, в его засевании сельскохозяйственными растениями.

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок Большаковым М.А. использовался в тех же границах, в которых был получен в 1993 году, каких-либо сведений о том, что он совершал действия, направленные на увеличение площади земельного участка, не представлено. Достоверных сведений о том, что Большакову М.А. до проведения обследования объекта земельных отношений было известно о несоответствии площади земельного участка правоустанавливающим документам на 190 кв. м, не представлено. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что сразу после того, как было выявлено данное несоответствие, Большаков М.А. принял меры к уточнению границ земельного участка.

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Большакова М.А. умысла при использовании части земельного участка в границах кадастрового квартала площадью 190 кв.м., находящегося в государственной собственности, не представлено.

При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии вины в действиях Большакова М.А. заслуживают внимания и постановление заместителя главного государственного инспектора Усть-Кубинского района по использованию и охране земель Межмуниципального отдела по Вожегодскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 30 мая 2018 года, которым Большаков М.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Большакова М.А. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:    

жалобу Большакова М.А. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Усть-Кубинского района по использованию и охране земель Межмуниципального отдела по Вожегодскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 30 мая 2018 года, которым Большаков М.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.И. Серебрякова

12-162/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Большаков Михаил Александрович
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Серебрякова О.И.
Статьи

КоАП: ст. 7.1

Дело на сайте суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
05.06.2018Материалы переданы в производство судье
12.07.2018Судебное заседание
16.07.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.07.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2018Вступило в законную силу
31.07.2018Дело оформлено
20.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее