Дело №2-58/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2017 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Соломкине В.И.,
с участием представителя ответчика Ковалева А.В. – Стаднюк Н.Н., действующей на основании доверенности 82 АА 0043430 от 20.01.2015 г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» к Алуштинскому городскому совету, Администрации г. Алушта, Ковалеву А.В., Лысак Е.Г., третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными и отмене решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене действия государственного акта на право собственности на земельный участок, снятие с государственного кадастрового учета земельного участка,
встречный иск Ковалеву А.В. к Акционарному общесту «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод», Лысак Е.Г., Алуштинскому городскому совету, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании добросовестным приобретателем,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» Гаврилюк А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Ковалеву А.В., Лысак Е.Г., Алуштинскому городскому совету, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными и отмене решений Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными и отмене действий государственных актов на право собственности на земельные участки, снятие с государственного кадастрового учета земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что на земельном участке, находящемся в постоянном пользовании АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» на основании государственного акта серии Б №, выданного исполнительным комитетом Алуштинского городского ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком осуществляется строительство сооружений. Также в ходе разработки документации для постановки земельного участка на кадастровый учет выяснилось, что имеется наложение посторонних земельных участков, в том числе с земельным участком, имеющим кадастровый № (<адрес> <адрес>) постановленным на кадастровый учет на основании государственного акта на право собственности, выданного Лучистовским сельским советом. Указывает, что земельным участком АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» пользовался с момента своего образования. ДД.ММ.ГГГГ Алуштинский совхоз-завод был преобразован в ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», а на сегодняшний день, в связи с приведением учредительных документов ПАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», в соответствие с законодательством Российской Федерации, наименование общества было изменено на АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод». П.1.3. Устава АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» предусмотрено, что АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» является правопреемником Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода. Считает, что Лучистовский сельский ФИО5, при принятии решения о предоставлении в собственность данного земельного участка заинтересованным лицам противоправно пренебрёг правами ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», как правообладателя земельного участка, нарушив нормы действующего законодательства ФИО7, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления, права землепользователей и процедуру принятия такого решения, поскольку до передачи земельных участков физическим лицам они должны были быть изъяты из пользования у ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод». АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» не осуществляло никаких действий и не оформляло никаких документов, направленных на добровольный отказ от права постоянного пользования земельным участком.
Ковалеву А.В. было подано встречное исковое заявление к Акционерному обществу «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», Лысак Е.Г., Алуштинскому городскому ФИО5, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании добросовестным приобретателем, мотивированное тем, что решением Лучистовского сельского ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ Лысак Е.Г. был передан в собственность земельный участок площадью 0,5974 га по адресу: <адрес> мкрн. Лесная сказка,4, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный акт ЯИ №., который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер – №. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ковалеву А.В. приобрел у Лысак Е.Г. земельный участок площадью 0,5974 га, расположенный по адресу: <адрес> сказака,4. Считает, что АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», заявляя требования о признании незаконными решений Лучистовского сельского совета и государственных актов на право собственности на землю, фактически констатирует недействительность сделки купли-продажи и истребует имущество у добросовестного приобретателя, что нарушает его права, как покупателя. Кроме того, считает, что АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», кроме государственного акта на право пользования землей, не представлено никаких документальных прав на землю, поскольку государственный акт не зарегистрирован в земельно-шнуровой книге, границы участка не вынесены в натуру, участок не зарегистрирован ни в БТИ, ни в земельном кадастре ФИО7, отсутствует техническая документация и решение сельского совета о передачи земли в пользование. Обращает внимание на то обстоятельство, что у АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» истек срок на обращение с иском в суд, поскольку еще в ДД.ММ.ГГГГ г. было известно о передаче земельного участка в собственность. Также полагает, что если бы земельный участок АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» был оформлен надлежащим образом, то выяснилось, что спорный земельный участок, который находится в его собственности никогда не передавался АО «Алуштинский эфиромасличный завод».
В судебное заседание представитель истца не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее предоставил дополнительные пояснения, в которых указал, что Переходными положениями Земельного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что граждане и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, должны до ДД.ММ.ГГГГ переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них, однако решением Конституционного Суда Украины от ДД.ММ.ГГГГ № указанный пункт был признан неконституционным и перестал действовать. На момент преобразования Общества из государственного предприятия в ОАО, действующий Земельный кодекс Украины не предусматривал такого основания прекращения права пользования земельным участком - в связи с прекращением деятельности государственного или коммунального предприятия. Поскольку АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» является правопреемником предпринятия, созданного в государстве Украина, то к нему перешло в том числе и право постоянного пользования землями, на основании государственного акта серии Б № г. Постановлением Совета Министров АРК №757 от 28.11.2006 г. было принято решение «О даче разрешения на разработку проекта приватизации земель ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», находящихся в его пользовании, расположенных за пределами населенных пунктов, в том числе Лучистовского сельского совета. На основании этого постановления и решения Лучистовского сельского совета о даче согласия на приватизацию земель в границах соответствующих населенных пунктов был разработан проект землеустройства по разгосударствлению и приватизации земель ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», который был согласован, в том числе Лучистовским сельским советом, о чем были составлены необходимые планы земельных участков, однако данный проект не был утвержден Советом Министров АРК. Объем земли, находящийся в пользовании АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» не менялся много лет, что свидетельствует о том, что никаких изъятий и прекращения права пользования не происходило. Выводы, изложенные в экспертизе, считал ошибочными, поскольку экспертами учитывались лишь некоторые отдельные документы проекта землеустройства, которые по отдельности не формируют достоверной и фактической действительности. Решений об изъятии земель у АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» не принималось. Проект решения Лучистовского сельского совета о согласовании формирования резервного фонда в пределах своих полномочий не был утверждён, следовательно изъятий и прекращения права постоянного пользования АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» не произошло.
Представитель ответчика Ковалеву А.В. – ФИО9 возражала против удовлетворения иска АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод». Указала, что у «Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода имелся госакт,
который нельзя признать надлежащим доказательтвом, поскольку в нем отсусвуют свеления каким решением, какой сессии, какого числа принято решение о передаче истцу земельного участка. Размер предоставленного земельного укачастка, указанный в государственном акте не соответсвует площади земельных участков, указанных на схемах иприобщенных к госакту.
Данный государственный акт не зарегистрирован в установленном законом порядке. 18.12.1990 г. Верховный Совет УССР принял постановление №563-XII «О земельной реформе», в п.6 указав, что граждане, предприятия, учреждения и организации, которые имеют в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекс УССР должны до 15 марта 1994 г. оформить право на владение или пользоование землей. После окончания указанного срока ранее предоставленное им право пользования земельным учаском утрачивается. В последующем данный срок был продлен до 01.01.2008 г. Истец решил воспользоваться правом переоформления земельного участка, о чем свидетельствует постановление Совета Министров АРК №757 от 28.11.2006 г., которым истцу дано разрешение на разарботку проекта приватизации земель, т.е. право постоянного пользования, право собственности у истца не наступило. Доводы истца о том, что ответчик Ковалеву А.В. занимает принадлежащий АО «Алуштинскицй эфиромасличный совхоз-завод» и ведет там незаконное строительство являются надуманными, поскольку техничесикй отчет по отводу земельного участка и выноса границ в натуре не представлен. Также ссылается, что истцу предоставлялялось право на разработку проекта приватизации земель, находящихся за предеами населенных пунктов, тогда как участок Ковалеву А.В. находится в границах <адрес>. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, о восстановлении которого истец не просит. Истцу было известно об отсутсвии у него прав на землю, поскольку приказом представительства Фонда имущества АРК в г. Алуште от ДД.ММ.ГГГГ.и актом приема-передачи истцу проданы только мезанические мастерские, склад-ангар, кузница и решениями лучистовского сельского совета передано в аренду для обслуживания перечисленных построе 4,9201 га земли. Более того, более 30 лет истец не производил оплату земельного налога.
Представители Алуштинского городского совета, Администрапции г. Алушта, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ.
Ответчик Лысак Е.Г. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсусвие и отказе в иске АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод».
Выслушав представителя ответчика ФИО11, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
К возникшим правоотношениям, на основании ст.4 ГК РФ применимо законодательство Украины, действующее до 18.03.2014, поскольку спорные отношения возникли до начала действия актов гражданского законодательства Российской Федерации на территории Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона Украины «О местном самоуправлении» сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и другими законами.
Частью 1 ст.12 ЗК Украины предусмотрено, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, в частности, относилось распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 122 ЗК Украины, сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных общин для всех нужд.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 84 ЗК Украины, в государственной собственности находятся вся земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством через органы исполнительной власти, согласно полномочий, установленных этим Кодексом. Такими органами были определены Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации.
В соответствии со ст. 4 ЗК УССР, 1970 года (в редакции по состоянию на 1981 г.), вся земля в Украинской ССР входит в единый государственный земельный фонд, в соответствии с основным целевым назначением земель состоит, в том числе из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей.
Согласно ст.ст.ст. 13,14,15 ЗК УССР, 1970 г., земля в Украинской ССР предоставляется в пользование: - колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям в бесплатное, пользование, закрепляется за ними бессрочно.
Ст. 22 ЗК УССР, 1970 года предусматривалось, что приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установление соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющий право пользования землей, запрещается.
Согласно ст. 153, 154 ЗК УССР, 1970 года, в процессе землеустройства составляются землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьей 20 этого Кодекса, которые рассматриваются и одобряются: в колхозах - на общем собрании членов колхоза (собрании уполномоченных) и районными, а в случае необходимости областными советами народных депутатов.
В соответствии со ст. 155 ЗК УССР 1970 г., землеустроительные проекты после утверждения переносятся с участием заинтересованных землепользователей в натуру (на местность) с обозначением границ землепользования межевыми знаками установленного образца.
Положениями ст. 27 ЗК Украины (в редакции на момент издания приказа Фонда госимущества от 11 июня 1997 года № 199), предусматривалось, что прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, являлось основанием прекращения права пользования земельным участком.
Аналогичная норма закреплена в ст. 141 ЗК Украины, в редакции, действующей на момент вынесении оспариваемыйх решений органа местного самоупроавления.
Законом Украины N 675-IV от 03 апреля 2003 года (вступил в силу 25 апреля 2003 года) внесены изменения п. 8 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины согласно которого, члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на время вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки, путем оформления права на земельную долю (пай), имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 этого Кодекса. В сельскохозяйственных акционерных обществах право на земельную долю (пай) имеют лишь их члены, работающие в обществе, а также пенсионеры из их числа. При исчислении размера земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья, переданные в аренду из земель государственной или коммунальной собственности или которые на момент вступления в силу Земельного кодекса Украины принадлежали этим предприятиям на праве коллективной собственности или находились в постоянном пользовании, за исключением земель, не подлежащих приватизации или которые остаются в государственной или коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 12 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых государству принадлежат доли (акции, паи), осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Из материалов дела, судом установлено следующее.
Согласно государственному акту на право пользования землей серии Б № в ДД.ММ.ГГГГ г. за Алуштинскиму эфиро-масличному совхоз-заводу в бессрочное пользовании было передано 1160,1 га земли для сельскохозяйственного использования, которая состоит из множества земельных участков, схемы которых указаны в госакте. При этом, в разделе «Изменение в землепользовании» госакт содержит ссылки на решение Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Верховного Совета Крыма №2251 от 12.12.1992 г., решение Алушттинского городского совета №б от ДД.ММ.ГГГГ и решение Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-27).
Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена техническая документация по инвентарзации земель в сельскохозяйственных предприятиях города и создан земельный запас по г. Алуште на площади 37,74 га. (по угодьям, землепользователям и сельским Советам, в том числе по Лучистовскому сельскому – 3,82 га. занимаемых многолетними насаждениями, под огороды жителям города.
Из решения Алуштинского городского совета №б от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что были изъяты из землепользования совхоза-завода «Алушта» земельные участки общей площадью 17,43 га, в том числе пашни- 6,67 га (из них 6,52 га орошаемой), пастбищ – 1,92 га, лесов – 7,56 га, дорог – 0,65 га, оврагов – 0,63 га и предоставлены в постоянное пользование Алуштинскому эфиромасличному совхозу-заводу под расширение <адрес>. Учитывая, что изымаемый земельный участок площадью 17,43 га располагается на территории Лучистовского сельского совета - 14,95 га и Изобильненского сельского совета – 2,40 га и <адрес> находится в административном подчинении Лучистовского сельского совета, изменить границу этих советов, включив участок площадью 2,48 га в границы Лучистовского сельского совета.
В соотвествии с решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на изъятие из землепользования ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» 221,73 га земель.
Согласно решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ был утврежден проект передачи земель ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» в постоянное пользование Алуштинскому гослесхозу. Из землепользования ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» изъты земельные участки общей площадью 562,1699 га и переданы в постоянное пользвание Алуштинскому гослесхозу.
В силу решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» дано разрешение по сбору материалов предварительного согласования места расположения земельного участка, оринетировочной площадью 131,45 га., расположенного на территории Лучистовского сельского совета, для последующего распаевания.
Решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» согласовано формирование земель резервного фонда в размере 10,48 га., расположенных на территории Лучистовского сельского совета
Решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена техническая документация по землеустройству о составлении документов, удостоверяющих право на земельный участок, для ведения личного крестьянского хозяйства Лысак Е.Г. и передан ей в собственность земельный участок площадью 0,5974 га для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенный в <адрес>, в районе «Сорокиного кордона». Земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес> Лесная сказка,4 (л.д.33).
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Ковалеву А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у Лысак Е.Г. земельный участок площадью 5974 кв.м., категрия земель: земли населенных пунктов, разрешенное использоание: селькохозяйственное использование, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> мкрн. Лесная Сказка,4, который ей принадлежал на основании государственного акта ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д80,81-82,85,87-88).
Справка Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.29-09/13-288 свидетельствует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> мкрн. Лесная Сказка,4 находится в границах населенного пункта. Строения и сооружения на земельном участке отсутсвуют.
В соответствии с письмом ООО «ГеоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ осуществить подготовку межевого плана земельного участка, находящегося в пользовании АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» не представляется возможным, ввиду того, что на данный земельный участок выявлено наложение с 13 земельными участками, ранее внесенными в Государственный кадастр недвижимости, с кадастровыми номерам: № (л.д.29,30).
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что резервный фонд в размере 10,48 га., расположенный на территории Лучистовского сельского совета был создан из части изъятого земельного участка АО «Алуштинский эфиромаслиничный совхоз-завод», находящегося в отделение Лучистое.
Земельные участки: №,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21, 22,23,24,24а,25, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> Сказка не входят в состав земельного участка, переданного в пользование Акционерному обществу «Алуштинский эфиромасленичный совхоз-завод», на основании государственного акта от 1980 года серии Б№ на право пользования землей.
Наложение границы земельного участка с кадастровым номером 90:15:040102:138, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> на границы земельного участка, переднного в пользование Акционерному обществу «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» на оснвоании Государственого акта от 1980 г. серии №Б014148 на право пользования землей, не имеется.
Оценивая вышеприведенные доказательства, суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие согласование границ АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» с выносом их в натуре, по отношению к границам всех землепользователей, как тех, которые являются смежными, так и тех, земельные участки которых находятся в границах государственного акта, по состоянию на 1980 г.
Из технического отчета по выдаче государственного акта на право пользования землей Алуштинскому эфиро-масличному совхозу-заводу <адрес> от 1981 года не усматривается, что во исполнение ст.ст. 155, 156 ЗК УССР он был утвержден и его границы вынесены в натуру на административной территории <адрес> (имеется лишь согласование по территории <адрес>).
При этом, как в самом госакте, так и в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка Алуштинскому эфиро-масличному совхозу-заводу на территории Лучистовского сельского совета <адрес>.
Также государственный акт не содержит соответствующей записи о его регистрации в Книге записи государственный актов на право пользование землей, однако содержит изменения в землепользовании, в том числе о выделеных земельных участках.
Приказом Представительства Фонда имущества АРК в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был преобразован Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод в ОАО «Алуштинский эфиромасличный завод».
Из Устава ОАО «Алуштинкий эфиромасличный совхоз-завод», зарегистрированного в Алуштинском горисполкоме ДД.ММ.ГГГГ под № следует, что Акционерное общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», является коммерческой организацией, учереждено в соовтествии с приказом Представительства фонда государственного имущества АРК от ДД.ММ.ГГГГ № путём преобразования государственного предприятия «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» в открытое акционерное общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», согласно Указа Президента Украины «О мерах обеспечения прав граждан по использованию приватизированных имущественных сертификатов» от 26 ноября 1994 года № 699/94.
Выписка из Единого гоударственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что сведения о регистрации АО «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод» значатся с ДД.ММ.ГГГГ.
Устав АО «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод», свидетельствует, что АО «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод» является правопреемником ГП «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод».
Исходя из положений ст. 27 ЗК Украины (Верховный совет УССР; Кодекс Украины, Закон от 18.12.1990 № 561-XII, на момент преобразовнаия (приказ Фонда госимущества от 11 июня 1997 года № 199), прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, являлось основанием прекращения права пользования земельным участком.
Согласно п. «в» ч.1 ст. 141 ЗК Украины (в редакции, по состоянию на 04.02.2010 г. - дата вынесении оспариваемых решений), прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий являлось основанием прекращения права пользования земельным участком.
Преобразование юридического лица определяется как изменение его организационно-правовой формы. Преобразование является одним из способов прекращения юридического лица с передачей всего имущества, прав и обязанностей новому юридическому лицу.
Вышеизложенное свидтельствует, что право пользования земельным участком, находившимся в пользовнаии Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода, расположенного на территории Лучистовского сельского совета, прекращалось, в связи с прекращением деятельности совхоз-завода.
В подтверждение данных доводов также свидетельствует составление проекта землеустройства по разгосударствлению и приватизации земель ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», разрабатываемый ГП «Крымский научно-исследовательский институт землеустройства» в 2010 г., который не был согласован в установленном законом порядке Советом Министров АРК, а следовательно, земля ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» приватизирована не была.
Доказательств того, что на земельном участке, принадлежащем ответчику, ведется строительство, истцом не представлено.
Доводы истца об отсутствии у Лучистовского сельского совета полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку он находился в постоянном пользовании Акционерного общества «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», суд оценивает критически, учитывая решение Верховного Совета АРК № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были установлены границы сел Лучистовского сельского совета, а следовательно, данные земли перешли в коммунальную собственность Лучистовского сельского совета.
Земельный участок, переданный в собственность Лысак Е.Г. на основании решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ не мог находиться в пользовании Акционерного общества «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», в силу закона.
Таким образом, правовых оснований для удовлетволрения иска в пределах заявленных требований, не имеется.
Ходатайство представителя ответчика, в части применения сроков исковой давности, подлежит отклонению, исходя из положений ст.60 ЗК РФ, ст.200,201 ГК РФ, учитывая, что о нарушении права АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» стало известно из письма ООО «ГеоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении встречных исковых требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 18 ГК РФ, граждане могут иметь имущество на праве собственности.
Согласно ст.ст.209, 215 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст.ст.167, 302 ГК РФ - если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником, либо было похищено, либо выбыло из его владения помимо его воли.
Ст.302 ГК РФ не является основанием для признания Ковалеву А.В. добросовестным приобретателем. Указанная статья говорит о праве добросовестного приобретателя на приобретенное им имущество. При этом добросовестный приобретатель не рассматривается как собственник, его права защищаются от требований собственника об изъятии имущества.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, указано на единственный способ защиты права добросовестного приобретателя - в рамках виндикационного иска (пункт 3.1.Постановления).
Следовательно, доказывание факта добросовестного приобретения имущества возможно лишь при разрешении спора об истребовании имущества из чужого незаконного владения, в порядке ст.301 ГК РФ, где подлежит рассмотрению вопрос о добросовестном приобретении имущества с применением ст.302 ГК РФ.
По заявленным исковым требованиям, у Ковалеву А.В. земельный участок не истребуется, следовательно, не оспаривается и добросовестность его приобретения.
Истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, не предусмотренный ст.12 ГК РФ и другими законами, который не отвечает характеру возникшего спора, ввиду чего исковые требовнаия не подлжат уловлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с истца в пользу Автономной некоммерческой организации судебной экспертизы «Крымсудэксперт» подлежат взысканию издержки за проведение экспертизы, назначенной по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязанность по оплате была возложена на АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» и им не оспорена.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления исковому заявлению Акционерного общества «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» к Алуштинскому городскому совету, Администрации <адрес>, Ковалеву А.В., Лысак Е.Г., третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными и отмене решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене действия государственного акта на право собственности на земельный участок, снятие с государственного кадастрового учета земельного участка – отказать.
Встречный иск Ковалеву А.В. к Акционарному общесту «Алуштинский эфиромасличный свохоз-завод», Лысак Е.Г., Алуштинскому городскому совету, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании добросовестным приобретателем – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» в пользу автономной некоммерческой организации судебной экспертизы «Крымсудэксперт» судебные расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в сумме 26640 (двадцать шесть тысяч шесот сорок) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме зготовлено 04.10.2017 г.