Дело № 2-436/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
18 декабря 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Тонких А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным и отмене решения, обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
Тонких А.А. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с иском об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным и отмене решения, обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец, ФИО1 До самой смерти отец содержал ее материально. Обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако в назначении пенсии по случаю потери кормильца было отказано, с чем не согласна. Поскольку установить факт нахождения на иждивении иным способом лишена возможности, а установление факта необходимо для назначения пенсии по случаю потери кормильца, вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивала, пояснила, что является дочерью ФИО1 Полагает, что находилась на иждивении отца. В тоже время указала, что на момент смерти отца имела доход – пособия по уходу за ребенком. Отец не работал, осуществлял уход за престарелой матерью, за что с учетом бабушкиных доплат получал около 3000 рублей. Также ФИО1 подрабатывал, однако подработки носили нестабильный характер. Отец давал денежные средства по возможности, большую часть расходов семьи несла мать ФИО2, доход которой стабильный и превышал доход отца. В последующем истец указала, что на исковых требованиях не настаивает, просит вынести решение по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в суде иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Тонких А.А., заслушав свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы, будучи высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод (статьи 2, 7, 18, 39 часть 1, статья 46).
Обеспечение нетрудоспособным иждивенцам в случае смерти кормильца права на получение пенсии обусловлено необходимостью поддержания стабильности имущественного положения лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю собственными усилиями. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, на основе которых должно осуществляться социальное обеспечение, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение.
В судебном заседании установлено, что Тонких А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ от родителей ФИО1 и ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ ТО ЗАГСа Койгородского района Управления ЗАГС Республики Коми составлена запись акта о рождении №, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-EA № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-EA № от ДД.ММ.ГГГГ.
09 сентября 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлениями об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 16.10.2019 № в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт нахождения Тонких А.А. на иждивении ФИО1 на дату его смерти.
Возникновение у лица права на получение пенсии по потере кормильца закон связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением на иждивении умершего.
Как следует из части второй статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичным образом понятие иждивения определяется и в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Подпунктом 1 пункта 3 ст. 8 вышеназванного Закона предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи признаются дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
П. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» определяет, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу подп. п. 2 вышеуказанной статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (п. 4 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ).
В тоже время суд исходит из того, что назначение пенсии по случаю потери кормильца, возможно только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, что в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 ТК РФ); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (ч. 1 ст. 265 ТК РФ).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 ГК Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 № 2428-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», положения закона, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие право граждан на социальное обеспечение и не согласующиеся с конституционным принципом равенства.
Поскольку на момент смерти ФИО1 Тонких А.А. достигла 18 лет, ее нахождение на иждивении отца не может предполагаться.
В связи с этим истцу надлежит доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: нетрудоспособность лица, постоянность источника средств к существованию, получаемых от кормильца и установление факта того, что такой источник является основным для его существования.
При этом необходимо учитывать, что под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30.09.2010 № 1260-О-О указал, что в системе действующего законодательства, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим, и собственными доходами нетрудоспособного, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Согласно п. 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н (ред. от 24.04.2019) нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
На момент смерти ФИО1 проживал по адресу: Республика Коми, Койгородский район, с. Койгородок, <адрес>, что подтверждается справкой АСП «Койгородок» от 26.11.2019 № 896. При этом совместно с умершим проживала, в том числе и дочь Тонких А.А.
19.06.2016 Тонких А.А. достигла совершеннолетия.
Тонких А.А. с 01.09.2019 является студенткой 1 курса по очной форме обучения ГПОУ «СКСиС» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, планируемый срок окончания обучения - 30.06.2021, что подтверждается справкой учебного заведения от 23.09.2019 №.
По информации МИФНС России № 1 по Республике Коми от 05.12.2019 №-дсп последняя располагает сведения о доходах за период 2016-2018 гг. только у ФИО2, последняя работала в ООО «Койгородок» и АО Монди Сыктывкарский ЛПК, при этом доходы последней составили за 2016 год 220 179,85 рублей, за 2017 год – 155 172,17 рубля и 120 070,29 рублей соответственно, за 2018 год – 259 985,05 рублей. Сведения о доходах Тонких А.А., ФИО1 за вышеуказанный период в Инспекции отсутствуют.
Согласно сведений Центра ПФР в Республике Коми от 11.12.2019 № в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО1 за период с 01.01.2013 по 31.10.2019 нет сведений, составляющих пенсионные права. Также ФИО1 получателем пенсии и иных социальных выплат в территориальных органах ПФР Республики Коми не является.
При этом ФИО3 и ФИО2 получателями пенсий или иных социальных выплат также не являются.
Получал компенсацию по уходу в связи с нахождением по уходу за нетрудоспособным гражданином, размер которой составлял 1440 рублей в месяц, при этом компенсация выплачивалась получателю пенсии.
Представленной ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» справкой от 05.12.2019 № установлено, что за период с 01.05.2018 по 01.10.2019Тонких А.А. была получена ЕДВ при рождении первого ребенка до полутора лет на общую сумму 227 350 рублей 44 копейки, в том числе в августе 2018 года 12 883,00 рубля. Также Тонких А.А. 01.06.2018 выплачены денежные средства в размере 20 110 рублей 91 копеек. При этом Тонких А.А. является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, за период с 01.06.2018 по 01.10.2019 ею получено 69 314 рублей 85 копеек, при этом в августе 2018 года получено 3932,94 рубля. За период с 01.06.2018 по 01.11.2019 Тонких А.А. выплачено пособие на детей на общую сумму 32 211 рублей 98 копеек, в августе 2018 года – 1819,45 рублей. Кроме этого за период с 01.06.2018 по 01.11.2018 Тонких А.А. получила государственную социальную помощь на общую сумму 24 068 рублей 00 копеек, из них в августе 2018 года получено 3958,00 рублей.
На день смерти ФИО1 ФИО2 получателем МСП не являлась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент смерти ФИО1 трудоустроен не был, стабильного официального дохода не имел.
Более того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ заявитель не представила допустимых и достоверных доказательств того, что находилась на иждивении отца, то есть получала от отца такую помощь, которая носит систематический характер, является основным и постоянным источником средств к существованию.
Данный факт подтвержден и показаниями свидетеля ФИО2 – матери Тонких А.А., которая пояснила, что ФИО1 имел непостоянный и незначительный доход, из которых выделял дочери по ее просьбе разовые суммы. Покупкой продуктов питания, оплаты ЖКУ в значительной степени занималась сама, так как имела больший доход в семье.
Таким образом, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела суд признает действия ответчика в части отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца законными, следовательно, заявленные Тонких А.А. требования об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным и отмене решения, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца удовлетворению не подлежат.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Тонких А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным и отмене решения, обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2019 года.