Дело № 2-285/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 13 ноября 2012 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Российской Федерации о признании бездействия Главы администрации МО "К.р." выразившегося в не удовлетворении протестов прокурора Камбарского района от xx.08.2012 г., принесенных на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г., незаконным, возложения обязанности на Главу администрации МО "К.р." удовлетворить протесты, принесенные на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г., путем выполнения изложенных в протестах требований прокурора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района УР, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Камбарский районный суд УР с самостоятельными заявлениями к Главе Администрации МО "К.р." содержащими следующие требования:
1) признать постановление Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР», незаконным;
2) обязать Главу Администрации МО "К.р." в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить постановление Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР»;
3) признать постановление Главы Администрации МО "К.р." № ххх от xx.05.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР», незаконным;
4) обязать Главу Администрации МО "К.р." в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить постановление Главы Администрации МО "К.р." № ххх от xx.05.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР».
Определением суда от xx.09.2012 г. указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения (Том № 1 л.д.19, Том № 2 л.д.22).
В ходе подготовки и рассмотрения дела, помощник прокурора Камбарского района Н.Р.Н. представил заявление прокурора об уточнении заявленных требований и окончательно просил:
1) признать бездействие Главы администрации МО "К.р." выразившееся в не удовлетворении протестов прокурора Камбарского района от xx.08.2012 г., принесенных на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г., незаконным;
2) обязать Главу администрации МО "К.р." удовлетворить протесты, принесенные на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г., путем выполнения изложенных в протестах требований прокурора.
В заявлении об уточнении заявленных требований, прокурор указал об отказе от ранее заявленных требований, а именно:
1) о признании постановления Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР» незаконным;
2) о возложении обязанности на Главу Администрации МО "К.р." в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить постановление Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР»;
3) о признании постановления Главы Администрации МО "К.р." № ххх от xx.05.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР» незаконным;
4) о возложении обязанности на Главу Администрации МО "К.р." в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить постановление Главы Администрации МО "К.р." № ххх от xx.05.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР».
Заявление об уточнении заявленных требований и отказе от части вышеуказанных требований, приобщено к материалам дела (Том № 2 л.д.63-65).
Частичный отказ прокурора Камбарского района от заявленных требований не противоречит действующему законодательству и был принят судом, о чем вынесено определение от хх октября 2012 года о прекращении производства по делу в части заявленных требований (Том № 2 л.д.66-67)
Прокурору Камбарского района разъяснены и понятны положения статьей 173, 221 ГПК РФ, в соответствии с которыми повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Уточненное заявление прокурора мотивировано следующими доводами.
хх февраля 2012 года Правительством Удмуртской Республики принято Постановление № 41 «О распределении субсидий на благоустройство городских и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики на I квартал 2012 года», которым утверждается распределение субсидий муниципальным образованиям на благоустройство городских и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики на I квартал 2012 года.
Согласно указанному Постановлению муниципальному образованию "К.р." выделяется хххх тыс. рублей на благоустройство городских и сельских поселений.
В целях распределения выделенных бюджетом Удмуртской Республики субсидий муниципальным образованиям Камбарского района Главой Администрации МО "К.р." принято Постановление № хх от xx.02.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики», которое противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает виды доходов бюджетов, ими являются: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В соответствии с ч. 4 ст. 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные 318 субсидии).
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 139 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов. Таким образом, Фонд софинансирования расходов Удмуртской Республики представляет собой совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета Удмуртской Республики.
В статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты определены как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 153 БК РФ представительные органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 20 Устава муниципального образования "К.р." принятого xx.06.2005 устанавливает, что представительным органом муниципального образования МО "К.р." является Совет депутатов муниципального образования "К.р.".
Принимая во внимание, что исключительными полномочиями по рассмотрению и распределению субсидий из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики выделенных муниципальному образованию "К.р." обладает Совет депутатов МО "К.р.", следует, что Постановление Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики» принято с превышением должностных полномочий.
Также установлено, что во исполнение принятого xx.04.2012 г. Постановления Правительства УР № 163 «О распределении субсидий на благоустройство городских и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики на II и о внесении изменений в Постановление Правительства УР от xx.02.2012 № 41» Главой администрации Камбарского района принято Постановление № ххх от xx.05.2012 г., которым денежные средства в размере хххх тыс. рублей, выделенные бюджетом УР, распределены муниципальным образованиям Камбарского района.
Данное Постановление Главы администрации Камбарского района противоречит закону по аналогичным основаниям.
В целях устранения указанных нарушений хх августа 2012 года прокурором Камбарского района в адрес Главы Администрации МО "К.р." принесен протест с предложением отменить Постановления Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г. Однако согласно ответу Главы администрации МО "К.р." в удовлетворении протестов прокуратуре района отказано.
В силу ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора с заявлением в суд вызвано необходимостью защиты интересов Российской Федерации на соблюдение принципа законности, принципа непротиворечия нормативно правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно правовым актам субъектов Российской Федерации (Том № 2 л.д.63-65).
В судебном заседании помощник прокурора Н.Р.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.
Представитель Главы Администрации МО "К.р." Л.М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на уточненные требования прокурора, которые сводятся к следующему.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от xx.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протесты Прокурора Камбарского района от xx.08.2012 года № 90ж-2012 на постановление Главы Администрации МО "К.р." № хх от xx.02.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР» и постановление Главы Администрации МО "К.р." № ххх от xx.05.2012 года «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов УР» рассмотрены Администрацией Камбарского района. О результатах рассмотрения сообщено xx.08.2012 года (ответ Администрации Камбарского района исх. № 01-18/1940 и 01-18/1941 от xx.08.2012 года).
Протесты не имеют силы закона и действующее законодательство не возлагает обязанности на органы местного самоуправления удовлетворять протесты в случае, если они с ними не согласны (Том № 2 л.д. 71).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
xx.02.2012 года Главой администрации МО "К.р." К.Н.В. принято Постановление № хх от xx.02.2012 «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики» (далее Постановление № хх) (Том № 1 л.д. 5).
xx.08.2012 г. прокурором Камбарского района УР в адрес Главы администрации МО "К.р." К.Н.В. принесен протест на Постановление № хх, с предложением отменить его как незаконное (Том № 1 л.д. 6-7).
xx.08.2012 г. Главой администрации МО "К.р." К.Н.В. в адрес прокурора Камбарского района УР направлен ответ (исх. № 01-18/1941 от xx.08.2012 г.) из которого следует, что Глава администрации МО "К.р." считает, что Постановление № 99 вынесено на законных основаниях, в связи с чем, не подлежит отмене по протесту прокурора (Том № 1 л.д. 8).
xx.05.2012 г. Главой Администрации МО "К.р." принято Постановление № ххх «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики» (далее Постановление № ххх) (Том № 2 л.д. 6).
xx.08.2012 г. прокурором Камбарского района УР в адрес Главы администрации МО "К.р." К.Н.В. принесен протест на Постановление № ххх, с предложением отменить его как незаконное (Том № 2 л.д. 8-9).
xx.08.2012 г. Главой администрации МО "К.р." К.Н.В. в адрес прокурора Камбарского района УР направлен ответ (исх. № 01-18/1940 от xx.08.2012 г.) из которого следует, что Глава администрации МО "К.р." считает, что Постановление № ххх вынесено на законных основаниях, в связи с чем, не подлежит отмене по протесту прокурора (Том № 2 л.д. 10).
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований прокурора Камбарского района УР необходимо отказать в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от xx.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ "О прокуратуре РФ" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (п. 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2).
Положения ст. 23 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливают, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), сам по себе протест прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает. Из анализа указанных норм не следует, что принесение прокурором протеста на правовой акт автоматически влечет обязанность органа или должностного лица, принявшего указанный акт, по его отмене. Принесение протеста преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре РФ" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении протеста прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, направив протесты в адрес Главы администрации МО "К.р." на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. и № ххх от xx.05.2012 г., прокурор действовал в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов.
Протест прокурора возлагает на орган или должностное лицо, издавшие акт, обязанность в силу закона рассмотреть протест и о результатах рассмотрения сообщить прокурору.
Ответ прокурору на его протесты, исходя из представленных документов, был дан. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Российской Федерации о признании бездействия Главы администрации МО "К.р." выразившегося в не удовлетворении протестов прокурора Камбарского района от xx.08.2012 г., принесенных на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики» и № ххх от xx.05.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики», незаконным, возложения обязанности на Главу администрации МО "К.р." удовлетворить протесты, принесенные на постановления Главы администрации Камбарского района № хх от xx.02.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики» и № ххх от xx.05.2012 г. «О распределении субсидий на благоустройство городского и сельских поселений из Фонда софинансирования расходов Удмуртской Республики», путем выполнения изложенных в протестах требований прокурора, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен хх ноября 2012 года.
Судья Мавлиев С.Ф.