Дело № 2а-427/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Кубышкин Ю.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора Фокеева Р.А.,
представителя административного ответчика - главы Администрации Саровского сельского поселения Томской области – Викторова В.Н., действующего на основании решения,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Саровского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации Саровского сельского поселения, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, возложении на Администрацию Саровского поселения обязанности в срок не позднее 01.07.2021 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Администрацией Саровского сельского поселения муниципальных услуг, в электронном виде, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование исковых требований, указано, что по результатам проведенной проверки соблюдения Администрацией Саровского сельского поселения исполнения требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», этапа №5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», постановления Правительства РФ от 26.03.2016 №236, до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. В настоящий момент нарушения законодательства не устранены. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Кроме того, непринятие мер по дистанционному оказанию муниципальных услуг в период функционирования режима повышенной готовности, введенного Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра, в нарушение Указа Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации», в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), создает угрозу жизни и здоровью людей.
Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора Фокеев Р.А., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика глава Администрации Саровского сельского поселения Викторов В.Н., действующий на основании Устава и решения Совета поселения, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что в настоящее время муниципальные услуги в электронном виде не оказываются, однако ведется работа по переходу на предоставление ряда востребованных муниципальных услуг в электронном виде
В возражении на административное исковое заявление представитель ответчика Администрации Саровского сельского поселения с исковыми требованиями не согласился, указал, что все муниципальные услуги, предоставляемые Администрацией Саровского сельского поселения являются маловостребованными либо невостребованными, Администрацией Саровского сельского поселения было принято решение о том, что целесообразно перевести только отдельные составы действий муниципальных услуг в электронную форму. Так, на официальном сайте муниципального образования «Саровское сельское поселение» во вкладке «Муниципальные услуги», размещена информация о предоставляемых Администрацией Саровского сельского поселения муниципальных услугах. Таким образом, все желающие могут в электронной форме получить информацию о порядке и сроках предоставления муниципальных услуг. Также при предоставлении муниципальных услуг организовано межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.
Заслушав представителя административного истца, ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 указанного закона, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
При этом гражданам и иным установленным Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ переход на предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительных органом государственной власти субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления.
В соответствии с этапом №5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (п. 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Сводный перечень, первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде, учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в рамках полномочий Российской Федерации переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с описанием этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде утверждены Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р.
Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электроном виде, предусмотренных приложением N 1 и 1 (1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения N 2 распоряжения Правительства РФ N 1993-р от 17.12.2009 г.
Постановлением Администрации Саровского сельского поселения от 04.07.2019 №65 включены в реестр муниципальных услуг услуги, предоставляемые органами местного самоуправления Саровского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки городской прокуратуры соблюдения Администрацией Саровского сельского поселения требований законодательства в сфере инвестиционной деятельности, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №.
Согласно ответу Администрации Саровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора, по результатам рассмотрения приняты следующие меры: ведутся работы по устранению нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В ближайшее время нарушения будут устранены.
На требование от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Саровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила следующее: нарушения устранены, информация об осуществлении муниципального контроля с перечнем нормативных правовых актов, размещена на официальном сайте органа местного самоуправления; информация об оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства размещена на официальном сайте органа местного самоуправления «Саровское сельское поселение»; ведутся работы по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с уставом МО «Саровское сельское поселение Колпашевского района Томской области», Администрация Саровского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законом Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, если иное не установлено федеральным законодательством, законами Томской области, настоящим Уставом. Администрация поселения также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом и решениями Совета Саровского сельского поселения, не отнесенные настоящим уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления Саровского сельского поселения (ст.30 Устава).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время Администрацией «Саровское сельское поселение» не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронном виде через официальный сайт администрации, что противоречит приведенным выше требования законодательства.
Не оказание муниципальных услуг в электронном виде создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, бездействие Администрации Саровского сельского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде подлежит признанию незаконным, с возложением на Администрацию Саровского сельского поселения обязанности в срок не позднее 01.07.2021 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Администрацией Саровского сельского поселения муниципальных услуг, в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством.
При этом суд учитывает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению.
При этом, предложенный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, до 01 июля 2021 года, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что о необходимости выполнения требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг административный ответчик был проинформирован административным истцом еще ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Саровского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Саровского сельского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать Администрацию Саровского сельского поселения Колпашевского района Томской области не позднее 01.07.2021 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Администрацией Саровского сельского поселения муниципальных услуг, в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен: 01 июня 2020 года.
Судья: Н.В. Бакулина