адм. дело №2а-563/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020г. Центральный районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием представителя административного ответчика по доверенности Урюпиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баят Ялда к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке <адрес> Баят Ялда,
У С Т А Н О В И Л :
Баят Ялдаобратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Обосновывая заявленные исковые требования, административный истец указывает, что обратилась в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако, было вынесено решение от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища. Указанный отказ он считает незаконным.
Административный истец Баят Ялда в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Баят Ялда по ордеру адвокат Бунятова Э.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании пояснений сторон, копии паспорта иностранного гражданина, виз, копии миграционной карты, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Баят Ялда, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой <адрес>. Документирована паспортом гражданина <адрес>, выданным центральным паспортным департаментом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. Баят Ялда прибыла на территорию Российской Федерации на основании однократной визы Российской Федерации № от 27.11.2017, выданной консульством РФ в <адрес>, со сроком действия до 27.12.2017г. (л.д.14) с целью частного визита. Административный истец уведомляла 10.07.2019 о своем прибытии как иностранный гражданин по месту пребывания в Российской Федерации по адресу: <адрес> до 01.10.2019 (л.д.15). На основании данных анкеты, автобиографии, заявления о предоставлении временного убежища судом установлено, что Баят Ялда с рождения проживала со своей семьей в <адрес>. До приезда в РФ не покидала страну гражданской принадлежности. Родители административного истца умерли. Указывает в анкете на двоюродного брата ФИО1, который имеет вид на жительство в РФ, однако, отсутствуют доказательства подтверждения родственных отношений.
Со дня въезда на территорию РФ Баят Ялда с 04.12.2017 проживала и проживает в <адрес>, вместе с двоюродным братом на арендованной квартире по адресу: <адрес>, помогает брату по хозяйству, присматривает за детьми. В период со времени окончания визы, то есть с 28.12.2017 не обращалась в компетентные органы с заявлениями о легализации своего положения на территории РФ. 19.06.2019 была привлечена к административной ответственности по постановлению Советского районного суда г.Воронежа по ст.18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, в связи с чем, 03.07.2019 обратилась с заявлением к административному ответчику о предоставлении временного убежища. При этом, в период с 28.12.2017 по 02.07.2019 нелегально находилась на территории РФ, не предпринимая никаких мер к легализации своего положения на территории РФ.
03.07.2019 Баят Ялда обратилась в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Сроком действия с 03.07.2019 по 03.10.2019 административному истцу выдана справка установленного образца серии ВУ-РФ №. Однако, в период действия справки административный истец так же не пыталась иным легализоваться на территории РФ. После отказа в предоставлении временного убежища административный истец так же не сразу обратилась в суд, а только 26.12.2019, при этом зная, что ее законное пребывание на территории РФ закончилось 03.10.2019.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 15.09.2019 № 1120-00-014887 в предоставлении временного убежища отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» (л.д. 17-22).
Как следует из оспариваемого решения и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, основной причиной отказа, на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N "О беженцах", явилось то обстоятельство, что Баят Ялда не привела правдоподобных доводов, свидетельствующих о наличии объективных причин для ее опасения стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в <адрес>.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженца Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему она лично опасается стать жертвой преследования (п.45 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране гражданского происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п.42 Руководства). Административный ответчик в своем решении указывает, что указанным требованиям предоставленные заявительницей сведения не соответствуют. Административный ответчик указывает, что Баят Ялда рассматривает временное убежище как способ легализации на территории РФ. Об указанном свидетельствует поведение административного истца, которая по прибытию в РФ не обратилась с заявлением о предоставлении временного убежища, а сделала это только спустя два года, хотя в анкете указала, что вынуждена была покинуть страну в связи с поступающими угрозами физической расправой семье общей опасностью пребывания в <адрес>. Суд соглашается с доводами административного ответчика, так как административный истец обратилась за предоставлением временного убежища не в связи с указанными в анкете обстоятельствами, иначе бы обращение имело место при въезде на территорию РФ, а в связи с тем, что она была выявлена миграционной службой как иностранный гражданин, незаконно пребывающий на территории РФ, и рассматривает временное убежище как способ легализации на территории РФ. Вместе с тем, суд полагает, что административный истец имела возможность легализации своего положения в обычном порядке.
Суд полагает, что решение об отказе в предоставлении временного убежища является законным и обоснованным, так как суду не было представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом № 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах".
Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления указанным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицо утрачивает временное убежище: в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 12 вышеназванного Закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно Пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
В силу п. 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Согласно п. 7 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации, либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Перечень гуманных причин законом не установлен. К обстоятельствам, при наличии которых лицо не может быть выдворено (депортировано) относятся следующие: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В судебном заседании установлено, что Баят Ялда, обращаясь с заявлением о предоставлении временного убежища, обосновала свое заявление опасением за свою жизнь и здоровье, вследствие боевых действий, а так же опасениями быть подвергнутой преследованию со стороны боевиков движения «Талибан», которые считаю ее вероотступницей из-за отъезда в РФ (со слов заявительницы).
Доказательств того, что административный истец Баят Ялда занималась политической, общественной, религиозной деятельностью, принимала участие в военных операциях, имела проблемы во взаимоотношениях с властями государства гражданской принадлежности, подвергалась уголовному преследованию, суду не предоставлено, к заявлению о предоставлении временного убежища не прилагалось и не указано.
Кроме того, из анкеты, приложенных к заявлению документов, не следует наличие достоверных данных, свидетельствующих о реальных угрозах Баят Ялда в случае её возвращения в <адрес>.
При принятии решения суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 30.09.2010 года № 1317-О-П, согласно которой по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом сo стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации (п.2.2 Определения).
Временное убежище предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства в том случае, если он не имеет законных оснований находиться на территории России, но не может быть выдворен по гуманным основаниям.
При принятии решения суд исходит из того, что Баят Ялда находится на территории Российской Федерации не в силу сложной жизненной ситуации, требующей применения мер экстраординарного характера, к которым относится институт временного убежища, а в силу нелегального положения на территории РФ, когда административный истец использует временное убежище как альтернативу для своей легализации на территории РФ. При этом, основанием для въезда на территорию РФ был частный визит, а не временное убежище, так как с 28.12.2017 с заявлением о предоставлении временного убежища административный истец не обращалась, что так же свидетельствует о том, что фактически административный истец не нуждалась во временной убежище, и только после привлечения ее к административной ответственности решила обратиться за предоставлением временного убежища по истечении практически двух лет нахождения на территории РФ.
При рассмотрении дела, судом должен учитываться, в том числе баланс интересов государства – Российской Федерации, связанной с его безопасностью, безопасностью проживающих граждан. Все действия административного истца, после въезда на территорию РФ, свидетельствовали о его нежелании легализации и трудоустройства, непризнании себя беженцем (в связи с отсутствием обращений), в то время как на момент его обращения о предоставления временного убежища указанные в законе основания для признания его таковым отсутствуют.
Суд полагает, что административным ответчиком дана надлежащая оценка изложенных иностранным гражданином доводов ввиду отсутствия достаточных оснований невозможности возвращения в государство гражданской принадлежности в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ. Решение принято с учетом норм международного законодательства (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы его принятия.
Суд считает, что в отношении иностранного гражданина Баят Ялда временное убежище не является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, так как у административного истца имелся способ реализации своих прав по законности оснований для пребывания на территории РФ, однако, никаких мер к легализации своего положения на территории России не предпринимала, кроме того, имеющиеся реальные возможности легально находится на территории РФ были утрачены административным истцом по субъективным причинам.
Оспариваемое решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий ГУ МВД России по Воронежской области, в связи с отсутствием причин гуманного характера требующих предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконным решения ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, а, следовательно, для возложения на ГУ МВД России по Воронежской области обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Установив, что оспариваемый отказ ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 № 1120-00-014887 принят в установленном законом порядке, уполномоченным на то государственным органом в пределах предоставленной компетенции, соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, наличие которых не доказано, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Баят Ялда к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке <адрес> Баят Ялда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
адм. дело №2а-563/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020г. Центральный районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием представителя административного ответчика по доверенности Урюпиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баят Ялда к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке <адрес> Баят Ялда,
У С Т А Н О В И Л :
Баят Ялдаобратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Обосновывая заявленные исковые требования, административный истец указывает, что обратилась в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако, было вынесено решение от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища. Указанный отказ он считает незаконным.
Административный истец Баят Ялда в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Баят Ялда по ордеру адвокат Бунятова Э.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании пояснений сторон, копии паспорта иностранного гражданина, виз, копии миграционной карты, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Баят Ялда, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой <адрес>. Документирована паспортом гражданина <адрес>, выданным центральным паспортным департаментом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. Баят Ялда прибыла на территорию Российской Федерации на основании однократной визы Российской Федерации № от 27.11.2017, выданной консульством РФ в <адрес>, со сроком действия до 27.12.2017г. (л.д.14) с целью частного визита. Административный истец уведомляла 10.07.2019 о своем прибытии как иностранный гражданин по месту пребывания в Российской Федерации по адресу: <адрес> до 01.10.2019 (л.д.15). На основании данных анкеты, автобиографии, заявления о предоставлении временного убежища судом установлено, что Баят Ялда с рождения проживала со своей семьей в <адрес>. До приезда в РФ не покидала страну гражданской принадлежности. Родители административного истца умерли. Указывает в анкете на двоюродного брата ФИО1, который имеет вид на жительство в РФ, однако, отсутствуют доказательства подтверждения родственных отношений.
Со дня въезда на территорию РФ Баят Ялда с 04.12.2017 проживала и проживает в <адрес>, вместе с двоюродным братом на арендованной квартире по адресу: <адрес>, помогает брату по хозяйству, присматривает за детьми. В период со времени окончания визы, то есть с 28.12.2017 не обращалась в компетентные органы с заявлениями о легализации своего положения на территории РФ. 19.06.2019 была привлечена к административной ответственности по постановлению Советского районного суда г.Воронежа по ст.18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, в связи с чем, 03.07.2019 обратилась с заявлением к административному ответчику о предоставлении временного убежища. При этом, в период с 28.12.2017 по 02.07.2019 нелегально находилась на территории РФ, не предпринимая никаких мер к легализации своего положения на территории РФ.
03.07.2019 Баят Ялда обратилась в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Сроком действия с 03.07.2019 по 03.10.2019 административному истцу выдана справка установленного образца серии ВУ-РФ №. Однако, в период действия справки административный истец так же не пыталась иным легализоваться на территории РФ. После отказа в предоставлении временного убежища административный истец так же не сразу обратилась в суд, а только 26.12.2019, при этом зная, что ее законное пребывание на территории РФ закончилось 03.10.2019.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 15.09.2019 № 1120-00-014887 в предоставлении временного убежища отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» (л.д. 17-22).
Как следует из оспариваемого решения и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, основной причиной отказа, на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N "О беженцах", явилось то обстоятельство, что Баят Ялда не привела правдоподобных доводов, свидетельствующих о наличии объективных причин для ее опасения стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в <адрес>.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженца Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему она лично опасается стать жертвой преследования (п.45 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране гражданского происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п.42 Руководства). Административный ответчик в своем решении указывает, что указанным требованиям предоставленные заявительницей сведения не соответствуют. Административный ответчик указывает, что Баят Ялда рассматривает временное убежище как способ легализации на территории РФ. Об указанном свидетельствует поведение административного истца, которая по прибытию в РФ не обратилась с заявлением о предоставлении временного убежища, а сделала это только спустя два года, хотя в анкете указала, что вынуждена была покинуть страну в связи с поступающими угрозами физической расправой семье общей опасностью пребывания в <адрес>. Суд соглашается с доводами административного ответчика, так как административный истец обратилась за предоставлением временного убежища не в связи с указанными в анкете обстоятельствами, иначе бы обращение имело место при въезде на территорию РФ, а в связи с тем, что она была выявлена миграционной службой как иностранный гражданин, незаконно пребывающий на территории РФ, и рассматривает временное убежище как способ легализации на территории РФ. Вместе с тем, суд полагает, что административный истец имела возможность легализации своего положения в обычном порядке.
Суд полагает, что решение об отказе в предоставлении временного убежища является законным и обоснованным, так как суду не было представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом № 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах".
Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления указанным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицо утрачивает временное убежище: в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 12 вышеназванного Закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно Пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
В силу п. 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Согласно п. 7 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации, либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Перечень гуманных причин законом не установлен. К обстоятельствам, при наличии которых лицо не может быть выдворено (депортировано) относятся следующие: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В судебном заседании установлено, что Баят Ялда, обращаясь с заявлением о предоставлении временного убежища, обосновала свое заявление опасением за свою жизнь и здоровье, вследствие боевых действий, а так же опасениями быть подвергнутой преследованию со стороны боевиков движения «Талибан», которые считаю ее вероотступницей из-за отъезда в РФ (со слов заявительницы).
Доказательств того, что административный истец Баят Ялда занималась политической, общественной, религиозной деятельностью, принимала участие в военных операциях, имела проблемы во взаимоотношениях с властями государства гражданской принадлежности, подвергалась уголовному преследованию, суду не предоставлено, к заявлению о предоставлении временного убежища не прилагалось и не указано.
Кроме того, из анкеты, приложенных к заявлению документов, не следует наличие достоверных данных, свидетельствующих о реальных угрозах Баят Ялда в случае её возвращения в <адрес>.
При принятии решения суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 30.09.2010 года № 1317-О-П, согласно которой по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом сo стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации (п.2.2 Определения).
Временное убежище предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства в том случае, если он не имеет законных оснований находиться на территории России, но не может быть выдворен по гуманным основаниям.
При принятии решения суд исходит из того, что Баят Ялда находится на территории Российской Федерации не в силу сложной жизненной ситуации, требующей применения мер экстраординарного характера, к которым относится институт временного убежища, а в силу нелегального положения на территории РФ, когда административный истец использует временное убежище как альтернативу для своей легализации на территории РФ. При этом, основанием для въезда на территорию РФ был частный визит, а не временное убежище, так как с 28.12.2017 с заявлением о предоставлении временного убежища административный истец не обращалась, что так же свидетельствует о том, что фактически административный истец не нуждалась во временной убежище, и только после привлечения ее к административной ответственности решила обратиться за предоставлением временного убежища по истечении практически двух лет нахождения на территории РФ.
При рассмотрении дела, судом должен учитываться, в том числе баланс интересов государства – Российской Федерации, связанной с его безопасностью, безопасностью проживающих граждан. Все действия административного истца, после въезда на территорию РФ, свидетельствовали о его нежелании легализации и трудоустройства, непризнании себя беженцем (в связи с отсутствием обращений), в то время как на момент его обращения о предоставления временного убежища указанные в законе основания для признания его таковым отсутствуют.
Суд полагает, что административным ответчиком дана надлежащая оценка изложенных иностранным гражданином доводов ввиду отсутствия достаточных оснований невозможности возвращения в государство гражданской принадлежности в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ. Решение принято с учетом норм международного законодательства (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы его принятия.
Суд считает, что в отношении иностранного гражданина Баят Ялда временное убежище не является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, так как у административного истца имелся способ реализации своих прав по законности оснований для пребывания на территории РФ, однако, никаких мер к легализации своего положения на территории России не предпринимала, кроме того, имеющиеся реальные возможности легально находится на территории РФ были утрачены административным истцом по субъективным причинам.
Оспариваемое решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий ГУ МВД России по Воронежской области, в связи с отсутствием причин гуманного характера требующих предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконным решения ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, а, следовательно, для возложения на ГУ МВД России по Воронежской области обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Установив, что оспариваемый отказ ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 № 1120-00-014887 принят в установленном законом порядке, уполномоченным на то государственным органом в пределах предоставленной компетенции, соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, наличие которых не доказано, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Баят Ялда к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2019 об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 03.07.2019 о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке <адрес> Баят Ялда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: