Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-942/2016 ~ М-850/2016 от 30.05.2016

Дело №2-942/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2016 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.

при секретаре Пепеловой И.В.,

с участием прокурора Воронина Е.В., истца Чупровой Т.В., представителей ответчика Дуркиной З.В., Поздеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

установил:

первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов <данные изъяты> ФИО1 с иском к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее -Департамент) о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой по обращению Чупровой Т.В. выявлены нарушения прав на внеочередное предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования. Родители <данные изъяты> ФИО1, являющейся ребенком-ивалидом, - Чупрова Т.В. и Чупров С.Б. - были поставлены на учет в рамках Закона НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ по категории «граждане, имеющие на воспитании (содержании) ребенка-инвалида, при условии проживания в НАО не менее 10 лет» в качестве нуждающихся в жилом помещении для социальной зашиты отдельных категорий граждан, однако до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора НАО Воронин Е.В. и законный представитель истца Чупрова Т.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали.

Представители ответчика Дуркина З.В. и Поздеева Е.В., действовавшие на основании доверенностей, с иском не согласились. Право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору безвозмездного пользования не оспаривали, однако указали, что внеочередной порядок предоставления жилых помещений также предусматривает последовательность и отдельный список нуждающихся в жилых помещениях граждан. Предоставление жилого помещения истцу с нарушением последовательности постановки на внеочередной учет нарушит право других граждан, поставленных на учет ранее истца. Кроме того, данная мера социальной поддержки является дополнительной, предоставление жилых помещений осуществляется исходя из наличия свободных жилых помещений и финансирования по данной статье расходов. В настоящее время свободных жилых помещений для этих целей не имеется.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. ст. 98, 99 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся, в том числе, полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ч.1 ст. 7 Закона Ненецкого автономного округа от 17.03.2010 №10-ОЗ «О предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в НАО», жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются гражданам по договорам безвозмездного пользования в соответствии с решением Администрации Ненецкого автономного округа в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Гражданам, указанным в пункте 3 статьи 3 настоящего закона, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования предоставляются вне очереди на основании решения Администрации Ненецкого автономного округа.

В пункте 3 статьи 3 упомянутого окружного закона указаны граждане, имеющие на воспитании (содержании) ребенка-инвалида, проживающие в Ненецком автономном округе, при условии, что указанные граждане проживают в Ненецком автономном округе не менее 10 лет.

В силу п.11 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением администрации НАО от 09.08.2010 №150-п «Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан», учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, ведется раздельно по каждой категории граждан.

Согласно ст. 2 закона НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ жилые помещения, отнесенные к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Статьей 6 закона НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ предусмотрено, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются из расчета не менее девяти квадратных метров жилой площади на одного человека, если иное не предусмотрено законодательством.

В судебном заседании установлено, что супруги Чупрова Т.В. и Чупров С.Б. имеют несовершеннолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии .

Как следует из справки серии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является ребенком-инвалидом.

На основании распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ Чупрова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Чупров С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлены на учет по категории «граждане, имеющие на воспитании (содержании) ребенка-инвалида, при условии проживания в НАО не менее 10 лет», в качестве нуждающихся в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан. Также Чупрова Т.В. и Чупров С.Б. включены в список граждан-внеочередников, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В настоящее время истцы проживают в <адрес>, постоянно проживают в г. Нарьян-Маре более 10 лет, что подтверждается справками с места жительства управляющих компаний ООО «УК ПОК и ТС» и ООО «УК Служба заказчика».

Как следует из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ и справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по НАО от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ФИО1 и Чупрова Т.В. на территории Ненецкого автономного округа не имеют недвижимого имущества (жилых помещений).

Представителями ответчика в судебном заседании право Чупровых на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, а также наличие законных оснований включения их в Список граждан-внеочередников, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, не оспаривалось.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Чупровы не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, суд приходит к выводу о том, что они, как граждане, имеющие на воспитании ребенка-инвалида, имеют право на предоставление им органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа жилого помещения по договору безвозмездного пользования в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.13 Положения о Департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО, утвержденного постановлением администрации НАО от 16.12.2014 №484-п «Об утверждении положения о Департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО», Департамент осуществляет социальную поддержку отдельных категорий граждан в соответствии с принятыми нормативными актами Ненецкого автономного округа, в том числе в сфере оказания социальной помощи и организации социальных выплат населению, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору безвозмездного пользования в рамках возложена на ответчика - Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.

Доводы представителей ответчика о наличии очередности среди граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, судом отклоняются как противоречащие закону, поскольку ст. 7 закона НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ прямо предусмотрено предоставление жилых помещений для данной категории граждан по договору безвозмездного пользования вне очереди.

Отклоняются судом как не основанные на законе и доводы представителей ответчика о том, что предоставление жилья осуществляется исходя из наличия свободных жилых помещений и финансирования по данной статье расходов.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Предоставление жилья инвалидам - одна из мер социальной защиты определенной категории лиц. Жилье данной категории лиц должно предоставляться с целью реализации принадлежащего им субъективного права без какой-либо очереди.

Таким образом, исковые требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов ФИО1 к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа предоставить Чупровой Татьяне Владимировне, Чупрову Сергею Борисовичу, ФИО1 по договору безвозмездного пользования жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, в размере не менее 9 квадратных метров жилой площади на одного человека.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий К.Ю. Щеголихина

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016 года.

2-942/2016 ~ М-850/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Чупрова Татьяна Владимировна
Первый заместитель прокурора
Чупров Сергей Борисович
Ответчики
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты Ненецкого автономного округа
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Щеголихина Ксения Юрьевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2016Передача материалов судье
02.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.06.2016Предварительное судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2016Дело оформлено
20.04.2017Дело передано в архив
19.05.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.05.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее