УИД № 11RS0017-01-2019-000445-61 Дело № 2-256/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми)
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Юркиной В.В.
с участием представителя прокуратуры Бражниченко О.М.
представителя ответчика Чугаевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 15 августа 2019 года гражданское дело по иску прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Подзь» об обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка под место погребения в п.Иван-Чомья и обратиться в администрацию муниципального района «Койгородский» с заявлением о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Койгородского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Подзь» об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок под кладбищем п.Подзь. п.Зимовка, п.Иван-Чомья.
В обоснование своих требований указал, что проведенной проверкой установлено, на территории сельского поселения «Подзь» расположено три кладбища. В нарушение ст.25 Земельного кодекса РФ в реестре муниципальной собственности данные участки не значатся, постановка участков на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на него не проведена. Непринятие мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации в установленном законном порядке, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение права на достойное отношение после погребения.
В последующем прокурор изменил требования, представив заявление, в котором просил обязать Администрацию сельского поселения «Подзь» в срок до 01.06.2020 года осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка под место погребения в п.Иван-Чомья и обратиться в администрацию муниципального района «Койгородский» с заявлением о предоставлении данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В судебном заседании представитель прокуратуры на удовлетворении измененных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, указав, что ими ведутся работы по постановке земельного участка на кадастровый учет.
Представитель Администрации МР «Койгородский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель Управления Росреестра по РК, привлеченный судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения сельского поселения, с учетом п.7 ч.2 ст.10 Устава МО сельского поселения «Подзь».
На территории сельского поселения «Подзь» расположено 1 кладбище в п.Иван-Чомья, которое не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества сельского поселения «Подзь» кладбище не значатся.
Судом установлено, что в настоящее время мероприятия по осуществлению постановки земельного участка под кладбищем на государственный кадастровый учет ответчиком не проведены.
Неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрацию приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Исследовав и оценив представленные доказательства, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство о местном самоуправлении, земельном законодательстве, охране жизни и здоровья, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании в срок до 01.06.2020 года осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка под место погребения в п.Иван-Чомья и обязании обратиться в АМР «Койгородский» с заявлением о предоставлении данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Койгородского района удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Подзь» в срок до 01.06.2020 года осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка под место погребения в п.Иван-Чомья.
Обязать Администрацию сельского поселения «Подзь» в срок до 01.06.2020 года обратиться в администрацию муниципального района «Койгородский» с заявлением о предоставлении земельного участка под место погребения в п.Иван-Чомья в постоянное (бессрочное) пользование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с.Койгородок, ул.Мира, д.1а) в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 15.08.2019