Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12964/2021 от 19.03.2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

                                     Дело № 33а-12964/2021

                                      № 2а-179/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2021 года                                  г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего             Иваненко Е.С.,

судей     Булата А.В., Кривцова А.С.,

при секретаре Вартанян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мельник В.В. к администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в исключении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи,

по апелляционной жалобе Ширмановой А.А., действующей в интересах администрации г. Сочи на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Булата А.В., судебная коллегия

установила:

Мельник В.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в исключении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи о нахождении земельного учасстка, расположенного по адресу город Сочи, <Адрес...> с кадастровым номером <№...> в границах первой зоны горно-сантарной охраны курорта, изложенного в ответе от 21 октября 2020 года и об обязании администрации г. Сочи в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи устранить нарушения прав административного истца путем исключения указанных сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи.

Обжалуемым решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 января 2021 года удовлетворены административные исковые требования Мельник В.В.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Хостинского района г. Сочи от 09 апреля 2007 года <№...> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью <№...> кв.м по адресу город Сочи, <Адрес...>, кадастровый <№...>. Указанный земельный участок был предоставлен на основании договора аренды от 06 апреля 2010 года <№...> сроком до 01 февраля 2059 года. Согласно договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 16 ноября 2010 года право аренды по договору перешло к административному истцу. На указанном земельном участке возведены объекты недвижимости - жилые дома, в отношении которых зарегистрировано право собственности за Мельник В.В., что следует из представленных в материалах дела сведений ЕГРН.

Мельник В.В. обратился в администрацию Хостинского района г.Сочи с заявлением об оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...>.

Однако решением администрации Хостинского района города Сочи, отраженным в письме от 07 сентября 2020 года, административному истцу отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, ввиду того, что при получении справки ИСОГД выяснилось, что земельный участок административного истца находится в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны.

В дальнейшем, Мельник В.В. в адрес МКУ города Сочи Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» был направлен запрос, в котором ставился вопрос об исключении из ИСОГД сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером <№...> по адресу город <ФИО>3, <Адрес...> в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта.

Ответом МКУ города Сочи Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» от 21 октября 2020 года было отказано в исключении сведений и указано на то, что Приказом Минздрава РСФСР от 21 октября 1969 года №297 утверждены границы округа горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи, при этом отмена данного Приказа до пересмотра установленных границ горно-санитарной охраны невозможна.

Полагая указанное решение административного ответчика незаконным, административный истец обжаловал его в суд.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции посчитал установленными основания для исключения земельного участка из границ первой зоны горно-санитарной охраны курорта.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Так, постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (далее по тексту Постановление N 1425) утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. N 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи», Сочинский курортный регион определен как курорт федерального значения, которому придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями исполнительного комитета Сочинского городского Совета трудящихся от 6 апреля 1977 г. N 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», от 2 сентября 1987 г. N 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи» (далее по тексту решения NN 142 и 455 соответственно).

Согласно преамбуле к решению N 142 исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся при его принятии руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654 «Об утверждении положения о курортах», а также приказом министра здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 «Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта».

Утвержденным приказом министра здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 проектом округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта в первую зону (строгого режима) включены морская акватория в прибрежной полосе шириной 500 метров, пляжи с прилегающей к пляжам полосой суши шириной в среднем до 100 метров от реки Шепси до реки Псоу, территория в районах расположения буровых скважин и минеральных источников, внутренних областей питания месторождений минеральных вод, а также залежей лечебных грязей.

Пункт 2 постановления N 1425 гласит, для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

В соответствии с пунктом 7 постановления N 1425 территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Согласно пунктам 11 – 12 Постановления N 1425 округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района). Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Понятие природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие) и понятие общий округ территории курорта федерального значения различны и не являются тождественными (пункты 11 – 12 Постановления N 1425).

Режим первой зоны горно-санитарной охраны курорта установлен непосредственно на территории города-курорта федерального значения Сочи и включает в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и не ограничивается лишь лечебными пляжами и акваториями, предназначенными для лечебных купаний, распространяясь на общий округ территории курорта федерального значения.

Судом первой инстанции не учтено, что в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи» определено местоположение поворотных точек границ первой зоны на территории всего города-курорта Сочи, указана протяженность ее расположения.

Также судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции относительно того, что границы округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297, в настоящее время утратили силу, ввиду следующего.

Частью 3 статьи 10 Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом указанная норма не определяет статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а констатирует сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого закона, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года и продолжающих быть таковыми после этой даты.

Кроме того, обязывая администрацию г. Сочи в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи устранить нарушения прав административного истца путем исключения сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0303001:226 в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, судом не было учтено следующее.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее, ИСОГД) – это систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города-курорта Сочи сведений, который не является первоисточником сведений территориального планирования, а лишь воспроизводит данные генерального плана г. Сочи, применение которого для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений является обязательным.

Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 26 статьи 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (принятого решением Городского Собрания Сочи от 29 июля 2010 г. N 92), к вопросам местного значения относятся, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа

Согласно статье 56 Градостроительного кодекса РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Картографической основой государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе и сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон.

Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, подлежат передаче в органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 г.

В соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса РФ, создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.

Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных частью 4 статьи 56 настоящего Кодекса сведений..

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности сведений, документов, материалов, не указанных в части 1.2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к территориям таких муниципальных районов, в том числе входящих в их состав поселений, или органами местного самоуправления городских округов применительно к территориям таких городских округов.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной.

Информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» – «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Постановлением администрации г. Сочи от 12 октября 2011 г. N 2065 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи» определено, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи – организованный в соответствии с кадастровым делением города систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города-курорта Сочи, сведений.

Целью создания ИСОГД МО г. Сочи является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, инвесторов, проектировщиков, других участников градостроительной деятельности сведениями, необходимыми для принятия инвестиционных и градостроительных решений, и служит источником информационного обмена при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственного контроля за градостроительной деятельностью, государственного контроля за использованием памятников истории и культуры, мониторинга реализации плана развития территории муниципального образования город-курорт Сочи, в иных случаях – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования город-курорт Сочи.

ИСОГД МО г. Сочи – целостный автоматизированный программный комплекс, имеющий ряд подсистем, структура которых соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», ведение которой осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров в части присвоения регистрационных и идентификационных номеров, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».

К участникам ИСОГД относятся: администрация города-курорта Сочи; лица, осуществляющие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры; лица, осуществляющие проектную, топографическую геодезическую, геологическую деятельность; иные лица, участие которых в ИСОГД предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 постановления администрации г. Сочи от 12 октября 2011 г. N 2065, ведение ИСОГД осуществляется департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города-курорта Сочи путем сбора, документирования, актуализации и хранения сведений.

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации МО г. Сочи, в том числе обеспечивает общее методическое руководство, функционирование ИСОГД и проводит мероприятия по перспективному развитию и пополнению информационной базы, также осуществляет контроль за деятельностью оператора, осуществляющего техническое сопровождение ИСОГД.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Согласно пунктам 26 – 29 постановления N 2065, основные разделы ИСОГД формируются путем размещения поступающих от органов государственной власти или структурных подразделений администрации муниципального образования город-курорт Сочи и иных участников ИСОГД документов, предусмотренных статьей 56 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 2.1 настоящего раздела, либо заверенных в установленном порядке их копий.

Сведения, подлежащие размещению в информационной системе и полученные в соответствии с частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ от органов государственной власти или органов местного самоуправления, регистрируются в книге учета сведений в день их поступления и в течение 14 дней с даты регистрации, указанные сведения размещаются в ИСОГД.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления. Копии документов и материалов, на основании которых в сведения, содержащиеся в информационной системе, вносились изменения, помещаются в ранее открытые книги соответствующих разделов информационной системы.

Таким образом, правила и порядок ведения системы ИСОГД, закрепленные названной нормой, порядок подготовки документации по планировке территории в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в предусмотренных законом случаях не позволяют произвольно исключать либо ставить под сомнение законность сведений, внесенных в систему обеспечения градостроительной деятельности.

Судом первой инстанции не было учтено, что ИСОГД не является первоисточником сведений территориального планирования, а лишь воспроизводит данные генерального плана г. Сочи, применение которого для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений является обязательным. Обжалуемым решением суда первой инстанции фактически подменены административные полномочия органов местного самоуправления по ведению деятельности по созданию и ведению ИСОГД муниципального образования город-курорт Сочи, при том, что какие-либо изменения в сведения генерального плана г. Сочи в установленном порядке не вносились.

Вместе с тем, согласно статье 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

В силу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, в генеральном плане содержаться в том числе сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения и так далее.

В соответствии с главой N 2 решения Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» документация по планировке территории разрабатывается на основании Генерального плана города Сочи с соблюдением Правил землепользования и застройки города Сочи, технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке проекта внесения в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения, городского округа в форме постановления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования и принятыми на его основе муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления поселения, городского округа.

Утверждение генерального плана осуществляется представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа, то есть Городским Собранием Сочи.

Внесение изменений в генеральный план города происходит путем назначения и проведения публичных слушаний, а утверждение осуществляется представительным органом местного самоуправления – Городским Собранием Сочи.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в акты, регулирующие порядок внесения сведений о границах данных зон.

Согласно статье 5 указанного закона, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г.

Изменения предусматривают, что зоны с особыми условиями использования, в том числе возникающие в силу закона (когда не требуется специальное решение об установлении зоны), а также ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными со дня внесения сведений о зоне в ЕГРН, измененными – со дня внесения соответствующих изменений в сведения о зоне в ЕГРН, прекратившими существование – по общему правилу со дня исключения сведений о зоне из ЕГРН (часть 24 статьи 106 Земельного кодекса РФ).

В отношении зон, уже установленных до 4 августа 2018 г. в части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон N 342) сформулировано переходное положение, в соответствии с которым до 1 января 2022 г. такие зоны считаются установленными и в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН.

Таким образом, возложение обязанности на администрацию г. Сочи внести изменения в ИСОГД в отношении исключения спорного земельного участка из зоны округа горно-санитарной охраны курорта не влечет изменения основного документа градостроительного планирования – генерального плана г. Сочи.

Также судом первой инстанции не было учтено, что оспариваемое решение об отказе во внесении изменений в сведения ИСОГД принято в пределах компетенции административного ответчика, порядок принятия решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

До внесения в установленном порядке изменений в генеральный план г. Сочи с соблюдением Правил землепользования и застройки города, технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов оснований для внесения изменений в сведения ИСОГД не имеется, что указывает на необоснованное удовлетворение судом первой инстанции требований административного истца.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такой совокупности условий при рассмотрении дела судебной коллегией установлено не было.

Однако при принятии обжалуемого решения, судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца не установлен судом апелляционной инстанции.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. №3 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 января 2021 года приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу пунктов 1-4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.

Пункты 2 и 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение, а также прекратить производство по делу в предусмотренных процессуальным законом случаях.

С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные судом нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции

определила:

апелляционную жалобу Ширмановой А.А., действующей в интересах администрации г. Сочи удовлетворить.

Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 января 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Мельник В.В. к администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в исключении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи о нахождении земельного учасстка, расположенного по адресу город <ФИО>3, <Адрес...> с кадастровым номером <№...> в границах первой зоны горно-сантарной охраны курорта, и об обязании администрации г. Сочи в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи устранить нарушения прав административного истца путем исключения указанных сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи отказать в полном объеме.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:    

33а-12964/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мельник Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация г. Сочи
Другие
Администрация Хостинского района г. Сочи
Начкебия Кохта Марианович
Дкпартамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Булат Александр Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
19.03.2021Передача дела судье
22.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее