№ 2- 1333/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 марта 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.
при секретаре Избещук Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой О.С., Ивановой А.С. к Иванову С.П., Ивановой А.А., Ивановой В.П. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Иванова О.С., Иванова А.С. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ (дело № 2-1307/09) удовлетворен их иск к Иванову С.П., Ивановой В.В., ОАО «Уфанефтехим» о признании недействительным договора передачи в собственность <адрес> и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно данному решению, право собственности Иванова С.П. на данную квартиру прекращено, т.е. квартира расприватизирована.
Кассационным определением ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменение, т.е. вступило в законную силу.
Но когда они обратились в Управление Росреестра по РБ с заявлением об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, узнали, что собственником вышеуказанной спорной квартиры являются наряду с Ивановым С.П. и его отец Иванов П.И., т.е. после приватизации квартиры Иванов С.П. произвел отчуждение части квартиры, о чем он умолчал на протяжении судебного рассмотрения дела (несколько лет).
Иванов С.П. сделал это умышленно, чтобы чинить им препятствия при реализации их права на жилище.
Поскольку вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ применены последствия недействительности договора передачи Иванову С.П. жилого помещения по адресу: <адрес>, то эти последствия должны быть распространены на все совершенные сделки, совершенные Ивановым С.П. с этой квартирой.
В настоящее время Иванов П.И. умер, его наследниками наряду с Ивановым С.П. являются Иванова А.А. (вдова) и Иванова В.П. (дочь), поэтому указанные лица привлекаются к делу в качестве соответчиков.
На основании изложенного просят:
- применить последствия недействительности сделки к договору, заключенному между Ивановым С.П. и Ивановым П.И., согласно которому Иванов С.П. произвел отчуждение Иванову П.И. доли жилого помещения по адресу: <адрес>, признав его недействительным, прекратив право собственности Иванова П.И. на это жилое помещение.
- применить последствия недействительности сделки и ко всем остальным сделкам, возможно, произведенным позже в вышеуказанной квартирой, а также к возможно выданным свидетельствам о праве на наследство в части указанной квартиры, признав их недействительными.
В судебном заседании истец Иванова А.С. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Истец Иванова О.С. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Ответчики Иванов С.П., Иванова А.А., Иванова В.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Ивановой В.П.- Кузбмин В.Д., действующий по доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, заявил о пропуске истцами срока исковой давности.
Третье лицо Иванова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела и гражданского дела № 2-1307/2009, выслушав участников процесса, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ- обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Иванов С.П. и Иванова В.В. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
От данного брака Ивановы имеют троих детей - Ивановой О.С., <данные изъяты>, Ивановой А.С., <данные изъяты>, и Иванову А. С., <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что до октября 1995 года супруги Ивановы С.П. и В.В. и их дети - Олеся и Алевтина были зарегистрированы и проживали в <адрес>, балансодержателем которой являлось АО «Уфанефтехим».
Указанная квартира общей площадью 45,0 кв.м., в том числе жилой площадью 29,3 кв.м. состоит из двух комнат.
В октябре 1995 года Иванова В.В. вместе с несовершеннолетними на тот момент детьми: Ивановой О.С. и Ивановой А.С., снялись с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании договора передачи квартиры в совместную собственность, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между АО Уфанефтехим» и нанимателем Ивановым С.П., <адрес> в порядке приватизации бесплатно перешла в собственность Иванова С.П.
Постановлением администрации Октябрьского района города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ за № «О передаче в собственность жилых квартир...» указанный ранее договор от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден и Иванов С.П. признан собственником указной квартиры.
Указанная сделка прошла государственную регистрацию в ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, о чем свидетельствует регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Иванова В.В. и несовершеннолетние Иванова О.С., Иванова А.С. впоследствии вновь зарегистрировались в спорную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ у супругов Ивановых С.П. и В.В. родилась дочь Иванова А. С., которая после рождения также была зарегистрирована по адресу: <адрес> проживала там.
Согласно справок о регистрации, выданных Филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» Октябрьский район отделение «Центральное» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истцы Ивановы, ответчики Ивановы, несовершеннолетняя Иванова А.С. до настоящего времени состоят на регистрационном учете по месту жительства по указанному ранее адресу.
Указанным решение постановлено:
Удовлетворить иск Ивановой О.С., Ивановой А.С. к Иванову С.П., Ивановой В.В., Открытому акционерному обществу «Уфанефтехим» о признании недействительным договора передачи <адрес> Республики Башкортостан в собственность и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Признать недействительным договор передачи жилого помещения в виде <адрес> Республики Башкортостан в совместную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Акционерным обществом «Уфанефтехим» и Иванову С.П..
Применить последствия недействительности указанной сделки и признать недействительным запись о регистрации права собственности Иванову С.П. на указанное жилое помещение, произведенную Государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за №, прекратив право собственности Иванову С.П. на жилое помещение <адрес> Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно подпункта 2 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст. 209 ГК РФ, с момента приобретения права собственности на имущество собственнику принадлежат права пользования, владения и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При этом сделкой, на основании ст. 153 ГК РФ, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.П. (Даритель) подарил Иванову П.И. (Одаряемый) 1/2 долю в праве долевой собственности на двухкомнатную <адрес>, общей площадью жилого помещения 43,5 кв.м., жилой площадью 29,3 кв.м., расположенную на восьмом этаже девятиэтажного кирпичного жилого дома. Указанная квартира принадлежит «Дарителю» на праве собственности на основании договора передачи квартиры в совместную собственность б/н от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ (дубликат), что подтверждается регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (дубликат), выданным УГФ ГУП ЦУИОН РБ.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признан недействительным договор передачи жилого помещения в виде <адрес> Республики Башкортостан в совместную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Акционерным обществом «Уфанефтехим» и Иванову С.П.. Применены последствия недействительности указанной сделки и признать недействительным запись о регистрации права собственности Иванову С.П. на указанное жилое помещение, произведенную Государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за № № прекратив право собственности Иванову С.П. на жилое помещение <адрес> Республики Башкортостан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками спорной квартиры указаны Иванов С.П. и его отец Иванов П.И.
В судебном заседании установлено, что Иванов П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками первой очереди после смерти Иванова П.И. являются Иванова А.А. (вдова), Иванова В.П. (дочь) и Иванов С.П. (сын).
Согласно сообщения нотариуса Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Башкортостан» нотариальный округ город Стерлитамак Республики Башкортостан Ямщиковой Н.В., наследственное дело после смерти Иванова П.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживающего на момент смерти по адресу: <адрес> не заведено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что после приватизации квартиры Иванов С.П. произвел отчуждение части квартиры, о чем молчал на протяжении судебного рассмотрения дела.
Таким образом, договор, заключенный между Ивановым С.П. и Ивановым П.И., согласно которому Иванов С.П. произвел отчуждение Иванову П.И. доли жилого помещения по адресу: <адрес> является недействительным.
Представителем ответчика Ивановой В.П.- Кузьминым В.Д. было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ:
1. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
2. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.П. по договору дарения подарил Иванову П.И. 1/2 долю в праве долевой собственности на двухкомнатную <адрес>
Истцам стало известно о совершении сделки дарения ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №, приложенной к исковому заявлению. Указанный довод истцами не оспаривается.
Таким образом, срок исковой давности по исковым требованиям, заявленным истцом, истек.
Истцы обратились в суд с данным иском согласно входящего номера- 25м декабря 2013 года, т.е. с пропуском срока исковой давности.
Стороной истцов в ходе рассмотрения дела по существу не было представлено доказательств факта наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, тогда как, исходя из смысла ст.205 ГК РФ, бремя доказывания данных обстоятельств лежит на стороне истца. Заявлений от истцов о восстановлении срока исковой давности не поступало. Оснований для перерыва и (или) приостановления течения срока исковой давности, предусмотренных ст. ст. 202, 203 ГК РФ, в данном случае не имеется.
Согласно п.26 с постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001г. № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой О.С., Ивановой А.С. к Иванову С.П., Ивановой А.А., Ивановой В.П. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности, в связи с пропуском срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Ивановой О.С., Ивановой А.С. к Иванову С.П., Ивановой А.А., Ивановой В.П. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Р.Р. Нурисламова