РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по заявлению Саяпина А. А. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Саяпин А.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «Дальстрой» был заключён договор о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> Стоимость квартиры составила <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в реестр, т.к. ему ранее была оказана мера государственной поддержки путём заключения соглашения с ООО «Поволжская строительная корпорация» о возврате денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что указанное уведомление не основано на законе, так как никаких мер государственной поддержки ему оказано не было, он отказался от заключения нового договора долевого участия с ООО «ПОСКО», поэтому ему вернули денежные средства. Просит признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Таркина Ю.А. в судебном заседании иск не признала, указала, что Саяпину ранее была оказана мера государственной поддержки.
Представитель заинтересованного лица ООО «Строй-Центр» пояснил, что Министерством строительства Самарской области Саяпин А.А. не был включен в Список дольщиков, чьи права подлежат восстановлению за счет передачи квартир от ООО «Строй-Центр».
Представитель ООО «Донстрой» в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснил, что административный истец не включен Министерством строительства Самарской области в список дольщиков, чьи требования подлежат удовлетворению за счет ООО «Донстрой».
Заинтересованные лица ООО «Кросс», ООО «Авто-М», ООО «ПОСКО», ООО «Материк», ООО «Дальстрой» представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Саяпиным А.А. (Участник долевого строительства) и ООО «Дальстрой» (Застройщик) был заключён договор о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>. При этом в договоре указано, что Застройщик осуществляет строительство многоквартирного дома на основании, в том числе договора №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части функций заказчика» между ООО «Материк» («Дальстрой») и ООО «Сантехстрой».
Стоимость квартиры составила 1 809 500 рублей. Оплата произведена административным истцом полностью, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Саяпин А.А. признан потерпевшим по уголовному делу № в отношении директора ООО «Материк», в части строительства дома в границах улиц: Арцыбушевская, Рабочая, Буянова и Одесского переулка (л.д. 42).
Определением Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-17311/2009 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ООО «Дальстрой» завершено, из текста определения следует, что права требования дольщиков будут удовлетворять за счет возведения новых объектов ООО «Донстрой», кроме того, указано, что из материалов дела следует, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника дальнейших мер по защите дольщиков принято быть не может, все необходимые действия в рамках конкурсного производства в отношении должника совершены, дальнейшее производство по делу нецелесообразно.
Согласно пп.2 п.2 ст.3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 г. №927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п.1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако решением Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу отказано по включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, в связи с представлением пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки.
Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.
В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявителя в реестр пострадавших участников долевого строительства принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин РФ, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключённого с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством РФ (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п.2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются:
а) паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком;
в) платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Копии документов, не заверенные нотариально, должны быть представлены с предъявлением оригинала. Копии документов, представленные с предъявлением оригинала, сличаются, заверяются должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим приём документов, а также непосредственно самим пострадавшим участником долевого строительства, после чего оригинал возвращается пострадавшему участнику долевого строительства.
Оспариваемое решение Министерства строительства Самарской области мотивировано тем, что истцу ранее была оказана мера государственной поддержки по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ООО «Кросс», путём заключения соглашения между административным истцом и ООО «Поволжская строительная корпорация» о возврате денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик указывает, что ранее административному истцу были предоставлены меры государственной поддержки в связи с другим договором участия в долевом строительстве, а именно договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённым им с ООО «Кросс». Меры государственной поддержки были оказаны заявителю опосредованно, через ООО «Поволжская строительная корпорация», которое заключило с административным истцом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о возврате денежных средств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая законность оспариваемого решения и доводы ответчика о получении заявителем мер государственной поддержки по другому договору участия в долевом строительстве, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включённых в перечень проблемных, либо п.3.1 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
4) предоставление субсидий местным бюджетам, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
6) предоставление субсидий новому застройщику на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели завершения строительства проблемного объекта;
7) предоставление субсидий новому застройщику, объединению участников долевого строительства на возмещение затрат на внесение арендной платы за земельный участок под проблемным объектом;
8) установление с момента принятия застройщиком обязательств по завершению строительства проблемного объекта понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности либо право собственности на которые не разграничено и занятые такими объектами;
9) возмещение расходов новому застройщику, объединениям граждан на проведение обследования технического состояния проблемного объекта, составление и государственную экспертизу документации, определяющей сметную стоимость завершения строительства проблемного объекта;
10) предоставление пострадавшим участникам долевого строительства земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Самарской области «О земле»
11) завершение строительства проблемного объекта специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей завершение строительства таких объектов и созданной Правительством Самарской области;
12) иные меры поддержки, не запрещённые действующим законодательством.
В соответствии с п.2, 5 ст.5 названного закона меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно.
Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены 2 и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории Самарской области, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства. Финансирование завершения строительства второго и последующего жилого помещения в проблемном объекте или нескольких проблемных объектах, в том числе в случаях, когда гражданину ранее оказывалась мера государственной поддержки, осуществляется участником долевого строительства самостоятельно.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
Между тем, механизм конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов к мерам государственной поддержке, указанным в п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», не отнесён.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кросс» и Саяпиным А.А. был подписан договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого застройщик (ООО «Кросс») обязался передать дольщику (истцу) по завершении строительства однокомнатную квартиру <адрес> Стоимость долевого строительства истцом оплачена в размере 750 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кросс», в лице конкурсного управляющего Николаевой О.В., и ООО «Поволжская Строительная Корпорация» заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен проект договора долевого участия в строительства № при этом стоимость доплаты по договору составляла 1 400 000 рублей, однако административный истец отказался от заключения указанного договора, вследствие чего ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Поволжская строительная корпорация» и Саяпиным А.А. было заключено соглашение о возврате денежных средств, согласно которому Саяпину А.А. были переданы денежные средства в размере <данные изъяты>, а им осуществлен отказ от удовлетворения его прав путем заключения договора долевого участия.
Таким образом, выплата административному истцу денежных средств была осуществлена без использования мер государственной поддержки, перечисленных в п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», а произошла в результате соглашения между дольщиком и новым застройщиком и была вызвана отсутствием у административного истца возможности произвести доплату по новому договору долевого участия.
При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Саяпина А. А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Саяпина А. А., заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.12.2021 г.
Судья (подпись) М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: