Решение
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 10 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.,
при секретаре Жирных О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Красноярский машиностроительный завод» о понуждении выполнения работ,
установил:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением о возложении на ОАО «Красмаш» обязанности выполнения монтажа II ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9.
Требования мотивированы тем, что основным видом деятельности ОАО «Красмаш» является проектирование и производство ракетно-космической техники, выполнение работ по гарантийному и послегарантийному надзору за эксплуатацией серийной ракетно-космической техники и её ремонту. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха на предприятии является котельная (цех № 64), где источниками выделения загрязняющих веществ являются шесть паровых и водогрейных котлоагрегатов, тракт топливоподачи, пересыпки, загрузки и дробления угля. В процессе сжигания топлива - бурого угля Ирша-Бородинского разреза и мазута марки М100, используемого для растопки котлов и поддержания факела, с дымовыми газами в атмосферу поступают пыль неорганическая, коксовый остаток (сажа), сернистый ангидрид, окислы азота, оксид углевода, пятиокись ванадия. Дымовые газы отводятся через трубу высотой 120 м. с внутренним диаметром устья - 6м. Кроме того, источниками загрязнения атмосферного воздуха на данном объекте являются выбросы от аспирационных систем тракта топливоподачи и от склада угля. В ходе деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: диАлюминий, триоксид, ванадия пятиоксид, титана диоксид, диЖелезо триоксид, магний оксид, марганец и его соединения, натрий гидрооксид, никеля растворимые соли, хром (в пересчете на трехокись хрома), барий и его соли, азота диоксид, азота оксид, бензол, стирол, толуол, этилбензол, хлоропрен, бутан-1-ол, этанол, фенол и иные загрязняющие вещества.
В ходе проведения проверки установлено, что валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2009 году составил согласно статистическому отчету по форме 2 ТП (воздух) 2876,156 тонн при разрешенном объеме - 4810,872 т/год - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 136 от 30.12.2008г. выданное Енисейским межрегиональным управлением технологического и экологического надзора на период с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г. Проект нормативов ПДВ разработан в 2005 году и утвержден Енисейским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору заключением № 32-1/184 от 29.06.2005г. Срок действия проекта нормативов ПДВ установлен на пять лет с момента регистрации заключения об утверждении проекта. Достижение ПДВ по пыли неорганической - 1245,845 т/ год и в целом по предприятию- 3345,841 т/год - предусматривалось в срок до 01.01.2010 года в рамках проекта ПДВ от 29.06.2005 г. предприятия за счет выполненных двух мероприятий: ликвидация асфальтобитумной установки Д-597А, срок исполнения- 2 кв. 2006г., эффект от выполнения мероприятия- снижение выбросов загрязняющих веществ за 3,914 т/год; монтаж 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9, срок исполнения: 3 кв. 2006г. - 3 кв. 2009 г., эффект- снижение выбросов на 1722,585 т/год. Строительство 2 ступени начато в 2006 году. За период 2006-2009 г.г. освоено 151,08 млн.руб., однако мероприятие в установленный срок не было выполнено, строительство продолжается по настоящее время. В 2009 году в проект нормативов ПДВ внесены изменения, которые утверждены Енисейским управлением Ростехнадзора- документ об утверждении проекта нормативов предельно допустимых выбросов (изменения) № 32-1/46 от 16.03.2010г. Нормативы утверждены на уровне ПДВ- 2219,764 т/год, в т.ч. по пыли неорганической -1236,209 т/год со сроком достижения- 2010 год. Срок действия проекта нормативов (изменения) до 29.06.2010 г. В составе изменений в проект нормативов ПДВ разработан новый план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ, которым завершение строительства 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9 предусмотрен в июне 2010 года.
Истец просит признать бездействие ОАО «Красмаш» по невыполнению плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и достижению нормативов ПДВ незаконными; обязать ответчика выполнить монтаж 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9 в срок до 01.01.2011г.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Бондаренко Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в срок до июня 2010 года строительство 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 № 8 и № 9 не было завершено.
Ответчик в лице представителей ОАО «Красмаш» Ильиной А.Е., Федоровой Ю.В. (полномочия подтверждены) в судебном заседании исковые требования признали, пояснив, что план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии соблюдается, для его выполнения 20.02.2006 г. был заключен государственный контракт № 4/06-99/150/6247 с ООО «Красноярское управление «Востокэнергомонтаж» на строительство электрофильтров для очистки газов от водогрейных котлов, в том числе строительство установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9, указанный государственный контракт финансировался из федерального бюджета, из-за задержек финансирования сроки сдачи объекта были перенесены на более поздние, в настоящее время работы по контракту полностью оплачены и до 01.01.2011 года монтаж 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9 будет выполнен, в связи с чем против иска не возражали.
Представитель третьего лица- Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по ... Курбатов В.В. (полномочия подтверждены) в судебном заседании исковые требования полагал подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что ОАО «Красмаш» нарушает требования Федерального Закона «Об охране окружающей среды», что было выявлено в ходе проверки, проведенной в период с 12.04.2010 г. по 17.05.2010 г. Проектом нормативов ПДВ предусматривалось выполнение монтажа II ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 № 8 и № 9, сроком исполнения 3 кв. 2009 г., в результате которого снижение выбросов на 1722,585 тонн в год, однако указанное мероприятие в срок выполнено не было.
Представитель третьего лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сергоманова А.Н. (полномочия подтверждены) в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие, в отзыве на исковое заявление указала, что поддерживает исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, так как выполнение мероприятий плана по снижению выбросов загрязняющих веществ и достижению нормативов ПДВ, а также выполнение монтажа 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8,9 в срок до 01.01.2010г. направлены на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Выслушав мнения сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как установлено в судебном заседании, 14 мая 2010 года Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Красмаш», в ходе которой установлено, что основными видами деятельности общества является проектирование и производство ракетно-космической техники, выполнение работ по гарантийному и послегарантийному надзору за эксплуатацией серийной ракетно-космической техники и её ремонту. ОАО «Красмаш» осуществляет свою деятельность по адресу: ... В результате деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: диАлюминий, триоксид, ванадия пятиоксид, титана диоксид, диЖелезо триоксид, магний оксид, марганец и его соединения, натрий гидрооксид, никеля растворимые соли, хром (в пересчете на трехокись хрома), барий и его соли, азота диоксид, азота оксид, бензол, стирол, толуол, этилбензол, хлоропрен, бутан-1-ол, этанол, фенол и иные загрязняющие вещества
По результатам проверки установлено и в акте от 14 мая 2010 года зафиксировано, что валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2009 году составил согласно статистическому отчету по форме 2 ТП (воздух) 2876,156 тонн при разрешенном объеме - 4810,872 т/год - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 136 от 30.12.2008г. выданное Енисейским межрегиональным управлением технологического и экологического надзора на период с 01.01.2009г. до 31.12.2009г.
На 10.08.2010 г. у ОАО «Красмаш» отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, истек срок действия проекта нормативов ПДВ - 29.06.2010 г., которым в план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух включено мероприятие - завершение строительства II ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9 со сроком выполнения июнь 2010 г. По истечении указанного срока строительство указанного объекта не завершено, в эксплуатацию он не введен, что не отрицается ответчиком.
Кроме того, результатами инструментальных замеров, проведенных Центром лабораторного анализа и технических измерений по ... 24.03.2010г. на котельной, являющейся основным источником загрязнения атмосферного воздуха на предприятии, а именно: входах и выходах установок очистки газа, обеспечивающих очистку отходящих газов от котлоагрегатов №№ 5,6 и 9- протокол КХА № 8 г-пв, отмечена низкая эффективность установки очистки газа, обеспечивающей очистку дымовых газов от котлоагрегата № 9-73,1% при проектной - 88-90%.
Учитывая, что выполнение монтажа 2 ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-1500№№8 и 9 призвано способствовать сохранению и восстановлению природной среды и достижению нормативов ПДВ, заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, заявлено прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда, а поскольку указанное в исковом заявлении нарушение установлено материалами дела, иск подлежит полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Красноярский машиностроительный завод» о понуждении выполнения работ, удовлетворить.
Обязать открытое акционерное обществе «Красноярский машиностроительный завод» выполнить монтаж II ступени установки очистки газа на котлоагрегатах КВТК-100-150 №№ 8 и 9 в срок до 01 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через ... суд ....
Судья Ю.М. Макарова