Дело № 2-578/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области
в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Чебуриной А.А.
с участием истца Кравченко Е.В., представителя ответчика Верещагиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Е. В. к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица,
установил:
Кравченко Е.В. обратилась в суд к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с настоящим иском, в обоснование указав, что является матерью ребенка-инвалида Кравченко Е. И., *** года рождения. Установлен диагноз: ***. Из ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альберхта» пришел вызов на госпитализацию 24 июля 2017 года. На основании талона №1 Министерства здравоохранения Амурской области 18 апреля 2017 года подала заявление об оплате проезда к месту лечения и обратно. В предоставлении бесплатного проезда в одном направлении (Благовещенск-Москва) было отказано по причине того, что количество поездок авиатранспортом по необходимому направлению исчерпано, новая закупка по заключению гос. контракта на оказание транспортной организацией услуг по перевозке региональным отделением ФСС не проведена. Стоимость проезда ей и ребенку составила 22755 рублей. 1 ноября 2017 года обратилась с заявлением в адрес ответчика, с просьбой вернуть денежные средства, затраченные на проезд до места лечения ребенка. 1 декабря 2017 года был получен ответ № 0125/2809-802Л от 23 ноября 2017 года об отказе в выплате компенсации.
На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика компенсацию стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица в сумме 22755 рублей.
Истец в судебном заседании на иске настаивала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена. Кравченко Е.В. 18 апреля 2017 года была проинформирована региональным отделением о том, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, действующим законодательством не предусмотрена. Региональным отделением Фонда по заявлению Кравченко Е.В., законного представителя Кравченко Е.И., от 18 апреля 2017 года была предоставлена государственная услуга по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Кравченко Е.В. распорядилась предоставленным ей действующим законодательством правом бесплатного проезда по своему усмотрению, поскольку воспользовалась им избирательно только при проезде по маршруту Москва - Благовещенск. Правом бесплатного проезда к месту лечения не воспользовалась, 31 мая 2017 года самостоятельно за счет собственных средств приобрела авиабилеты для Кравченко Е. и для себя по маршруту Благовещенск - Москва. Просила в удовлетворении требований, заявленных Кравченко Е.В., отказать.
Представитель третьего лица Правительства Амурской области представил письменный отзыв, в котором указал, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель Правительства Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и подтверждается справкой серия МСЭ-2014 № *** от 1 марта 2017 года подтверждается, что Кравченко Е.И., *** года рождения, установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 1 марта 2018 года.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Министерством здравоохранения Амурской области Кравченко Е.И. было выдано направление № 767 на госпитализацию в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта».
18 апреля 2017 года Министерством здравоохранения Амурской области истцу были выданы талон № 1 к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-практический цент медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта», в котором указана дата госпитализации 24 июля 2017 года, а также талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения и обратно.
Из справки ВК № 239 от 22 сентября 2017 года следует, что Кравченко Е.И. противопоказан проезд железнодорожным транспортом на длительные расстояния по состоянию здоровья.
18 апреля 2017 года Кравченко Е.В., действующая в интересах Кравченко Е.И., обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении проезда к месту лечения и обратно по маршруту Благовещенск - Санкт- Петербург - Благовещенск.
18 апреля 2017 года Государственным учреждением – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на имя Кравченко Е.И., а также на сопровождающее ее лицо Кравченко Е.В., были оформлены специальные талоны на проезд железнодорожным транспортом по маршруту г. Благовещенск - г. Санкт- Петербург, специальные талоны на проезд железнодорожным транспортом по маршруту г. Санкт-Петербург - г. Москва, именные направления на авиаперелет по маршруту г. Москва - г. Благовещенск.
В заявлении от 18 апреля 2017 года Кравченко Е.В. отказалась от талонов на проезд железнодорожным транспортом по маршруту г. Благовещенск - г. Санкт- Петербург (Москва), была предупреждена о том, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, действующим законодательством не предусмотрена, о чем свидетельствует ее подпись.
Согласно материалам дела, 31 мая 2017 года Кравченко Е.В. самостоятельно приобрела проездные билеты для проезда к месту лечения и обратно для себя, как на сопровождающее лицо, и Кравченко Е.И. воздушным транспортом с вылетом 22 июля 2017 года по маршруту Благовещенск – Москва общей стоимостью 22755 рублей.
1 ноября 2017 года Кравченко Е.В., действуя в интересах Кравченко Е.И., обратилась в Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные авиабилеты.
Письмом от 23 ноября 2017 года № 0125/2809-802Л истцу отказано в выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, в связи с большей стоимостью авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом.
Истец, не согласившись с таким решением Государственного учреждения – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на инвалидов.
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
В силу пункта 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617.
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт «б» пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды (подпункт «з» пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
В силу п. 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.
С 1 января 2011 года исполнение части полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществлялось Министерством социальной защиты населения Амурской области в связи с передачей государственных полномочий Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2419-р.
Из пункта 1.3 части 1 статьи 2 данного Соглашения следовало, что порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Правительством Амурской области с учетом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 3 ст. 5 этого же Соглашения исполнение переданных полномочий осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Амурской области в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Расходование субвенций, предоставляемых бюджету Амурской области из федерального бюджета для осуществления федеральных полномочий, определенных Соглашением, осуществлялось в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 20 мая 2011 года № 320 был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан.
В частности, данным Порядком № 320 было предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется как в форме обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов, так и в форме выплаты гражданам компенсации за самостоятельно приобретенные билеты на проезд к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2015 года № 658 признано утратившим силу с 1 января 2016 года Постановление Правительства Амурской области от 20 мая 2011 года № 320, в связи с прекращением с 1 января 2016 года осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кравченко Е.И. относится к категории граждан, определенных в п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и, соответственно, имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе в виде бесплатного проезда вместе с сопровождающим лицом к месту лечения и обратно.
Истцом не отрицается, что 18 апреля 2017 года Министерством здравоохранения Амурской области ей были выданы талон № 1 к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи и талон № 2 на получение специальных проездных документов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, также оформлены специальные талоны на проезд железнодорожным транспортом по маршруту г. Благовещенск - г. Санкт- Петербург, специальные талоны на проезд железнодорожным транспортом по маршруту г. Санкт-Петербург - г. Москва, именные направления на авиаперелет по маршруту ***
Следовательно, Кравченко Е.И. и сопровождающее лицо Кравченко Е.В. были обеспечены бесплатным проездом к месту лечения и обратно в полном объеме в строгом соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов.
Суд приходит к выводу, что истец распорядилась предоставленным ей правом бесплатного проезда по своему усмотрению, поскольку воспользовалась им избирательно только при проезде по маршруту Москва – Благовещенск, приобрела за счет собственных средств билеты для следования к месту лечения и обратно для себя и Кравченко Е.И. воздушным транспортом по маршруту Благовещенск – Москва.
Суд учитывает, что истец не представила доказательств наличия случаев, при которых в силу положения пп. «б» п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом.
Справка ВК № 239 от 22 сентября 2017 года не свидетельствует о том, что Кравченко Е.И. страдает заболеванием или имеет травму спинного мозга.
По смыслу действующего законодательства, проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов ни Федеральным законом № 178-ФЗ, ни Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не предусмотрена.
Учитывая, что право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кравченко Е.В., действующей в интересах Кравченко Е.И., о возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица в сумме 22755 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Кравченко Е. В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица в сумме 22755 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 23 января 2018 года.
Судья Н.Н. Матюханова