Дело № 2а-3039/2019
УИД: 63RS0044-01-2019-004068-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Дудова Е.И.,
при секретаре Шарапове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3039/19 по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары к Матвееву Константину Александровичу о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара обратилась в суд с указанным административным иском к Матвееву К.А., в обоснование своих требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество и земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения. В установленный срок требования об уплате налогов не исполнены. В связи с изложенным, административный истец просил суд взыскать с Матвеева К.А. задолженность за 2015, 2016 годы по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 890 руб., пени в размере 5,14 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 382 руб., пени - 21,87 руб., а всего на общую сумму 1299,01 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бичурин И.Н. исковые требования поддержал. Пояснил, что решением собрания представителей сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области № 12 от 29.06.2016 утверждено Положение о земельном налоге, согласно которому не предусмотрена льгота для ветеранов боевых действий, в связи с чем льгота для земельного налога не применима. Кроме того административному ответчику уже применена льгота, предусмотренная ч.4 ст.407 НК РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, соответственно льгота на другую квартиру не распространяется. На основании изложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Матвеев К.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания надлежаще извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и указал, что является ветераном боевых действий, в связи с чем считает, ему должны быть предоставлены льготы по налогообложению имущества.
В силу ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Установлено, что в собственности у административного ответчика в 2015, 2016 годах находилось недвижимое имущество, которое в силу п.2 ч.1 ст.401 НК РФ, является объектом налогообложения: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; жилое помещение - квартира (с 02.10.2015г.), расположенная по адресу: <адрес>, а также земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 407 НК РФ, с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий.
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (ч.3 ст. 407 НК РФ).
Согласно ч.4 ст. 407 НК РФ, налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
2) жилой дом или часть жилого дома;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
Согласно удостоверения серия <данные изъяты>, выданного 20.05.2008г., Матвеев К.А. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 91).
Как установлено в судебном заседании, Матвееву К.А. была применена льгота, предусмотренная ч.4 ст.407 НК РФ, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В связи с чем, к другому имуществу, а именно к квартире, расположенной по адресу: <адрес>, указанная льгота в силу ч.4 ст. 407 НК РФ применяться не может.
Согласно налоговому уведомлению № от 04.09.2016, Матвееву К.А. выставлен налог на имущество за 2015 за квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты> и земельный налог за 2015 год за земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> (срок уплаты определен - до 01.12.2016).
Как следует из налогового уведомления № от 21.09.2017, Матвееву К.А. выставлен налог на имущество за 2016 год за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>15 и земельный налог за 2016 год за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>1 (срок уплаты определен до 01.12.2017).
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
В соответствии с положениями Закона статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2015 года.
Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 "О налоге на имущество физических лиц" введен на территории внутригородских районов г.о. Самара налог на имущество физических лиц.
Пунктом 1 ст.2 решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
Согласно п. 8 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 данной статьи. В случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года применяется коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании и 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 394 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
В соответствии со ст. 387 НК РФ, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решением собрания представителей сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области № 12 от 29.06.2016 утверждено «Положение о земельном налоге на территории сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский», согласно которому предусмотрены льготы определенным категориям граждан. Однако ветераны боевых действий не указаны в числе лиц, к которым применяется налоговая льгота (л.д. 96-98).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом правомерно начислен ответчику земельный налог за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, административным истцом направлялись административному ответчику налоговые уведомления № от 04.09.2016; № от 21.09.2017.
В установленный срок административный ответчик налог на имущество и земельный налог за 2015, 2016 годы не уплатил, в связи с чем, Инспекция выставила Матвееву К.А. требование № от 28.09.2017 об оплате недоимки по налогам и пени за 2015 год, с требованием уплатить в срок до 14.11.2017 года.
Также, административным истцом выставлено Матвееву К.А. требование № от 15.02.2018 об оплате недоимки по налогам и пени за 2016 год, с требованием оплатить налог в срок до 03.04.2018 года.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым <данные изъяты>"п. 2 ст. <данные изъяты> Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что сумма недоимки по налогам и пени с Матвеева К.А. за три года не превысила 3000 руб.
Таким образом, срок обращения в суд исчисляется с самого раннего требования № от 28.09.2017 года, которым определен срок уплаты налога до 14.11.2017 года (л.д.14).
В ходе судебного разбирательства установлено, что налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Матвеева К.А. недоимки по налогам за 2015, 2016 – 25.04.2019 года, то есть в установленный законом трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования.
Мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области 25.04.2019 года по данному заявлению был вынесен судебный приказ, которым с административного ответчика взыскана в том числе, недоимка за 2015, 2016 годы по налогу на имущество физических лиц, взимаемая по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 890 руб., пеня в размере 19,25 руб., недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 382 руб., пеня в размере 21,87 руб.
Определением мирового судьи от 13.05.2019 судебный приказ от 25.04.2019г. по административному делу №2а-708/2019 был отменен в связи с поступившими от Матвеева К.А. возражениями относительно его исполнения.
После отмены судебного приказа административное исковое заявление подано ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара в районный суд – 28.10.2019 года (л.д. 3), то есть в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации шестимесячный срок.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок налог на имущество и земельный налог Матвеевым К.А. не уплачены, то суд считает законным начисление Инспекцией административному ответчику пени за несвоевременную уплату налогов.
Исходя из того, что доказательств отсутствия задолженности по оплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2015, 2016 годы административным ответчиком суду не представлено (ч.1 ст. 62 КАС РФ), следовательно, требования о взыскании с административного ответчика суммы задолженности за 2015, 2016 годы по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 890 руб., пени в размере 5,14 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 382 руб., пени - 21,87 руб., а всего на общую сумму 1299,01 руб., являются законными и подлежат удовлетворению.
В силу ст.104 КАС РФ и ст.333.35 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст.103 КАС РФ государственная пошлина в сумме 400 руб. (в размере, предусмотренном ст.333.19. НК РФ) подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара – удовлетворить.
Взыскать с Матвеева Константина Александровича, <данные изъяты>, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением за 2015 и 2016 годы в размере 890 руб., пени в размере 5,14 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 и 2016 годы в размере 382 руб., пени в размере 21,87 руб., а всего взыскать 1 299 рублей 01 копейку.
Взыскать с Матвеева Константина Александровича, <данные изъяты>, в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.01.2020 года.
Судья Е.И. Дудова