Дело № 2-351/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «21» марта 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области Ловкачевой О.М.,
представителя истца Перекопского А.С. – Перекопской Н.Н.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района Матущак Т.В.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Перекопского <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Перекопского А.С. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Перекопский А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года написала заявление о согласии на усыновление ФИО1. На основании постановления администрации г.Боровичи и Боровичского района №791 от 29.10.1999 г. Перекопский А.С. был помещен в детское государственное учреждение. Согласно постановления администрации г.Боровичи и Боровичского района № 12 от 12.01.2000 г. опекуном истца был назначен ФИО7 Как указано в постановлении администрации Боровичского муниципального района № 236 от 08.11.2007 г. ФИО7 был освобожден от обязанностей опекуна в отношении Перекопского <данные изъяты> Согласно распоряжению администрации Боровичского муниципального района №2695-рг от 29.11.2007 г. опекуном истца назначена ФИО8 На основании распоряжения администрации Боровичского муниципального района №155-рг от 04.02.2008 г. ФИО8 освобождена от обязанностей опекуна. На основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 01.02.2008 г. Перекопский А.С. передан на воспитание ФИО3 В соответствии с распоряжением администрации Боровичского муниципального района № 2585 от 30.12.2008 Перекопский А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29.04.2013 № 385 Перекопский А.С. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечению жилым помещением. До настоящего времени Перекопский А.С., относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен.
В судебном заседании представитель истца старший помощник межрайонного прокурора Ловкачева О.М. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Перекопский А.С. в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Его представитель Перекопская Н.Н. заявленные прокурором требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Представитель органа опеки и попечительства Матущак Т.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Представил отзыв с просьбой рассмотрения дела в его отсутствии, против заявленных исковых требований возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
В судебном заседании установлено, что Перекопский А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ написала заявление о согласии на усыновление Перекопского А.С.
На основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района №791 от 29 октября 1999 года «Об определении несовершеннолетнего Перекопского А.С. в детское государственное учреждение» Перекопский А.С. был помещен в детское государственное учреждение.
Согласно постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района № 12 от 12 января 2000 года «Об установлении опеки над несовершеннолетним Перекопским А.С.» опекуном истца был назначен ФИО7
Как указано в постановлении администрации Боровичского муниципального района № 236 от 08 ноября 2007 года «Об освобождении ФИО7 от обязанностей опекуна» ФИО7 был освобожден от обязанностей опекуна в отношении Перекопского А.С.
Согласно распоряжению администрации Боровичского муниципального района №2695-рг от 29 ноября 2007 года «Об установлении опеки над несовершеннолетним Перекопским А.С.» опекуном истца назначена ФИО8
На основании распоряжения администрации Боровичского муниципального района №155-рг от 04 февраля 2008 года «Об освобождении ФИО8 от обязанностей опекуна» ФИО8 освобождена от обязанностей опекуна.
На основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 01 февраля 2008 года Перекопский А.С. передан на воспитание ФИО3
Как следует из распоряжения администрации Боровичского муниципального района № 205-рг от 12 февраля 2008 года «О предоставлении жилой площади несовершеннолетнему Перекопскому А.С.», Перекопскому А.С. надлежит представить жилую площадь по окончании пребывания в приемной семье.
В соответствии с распоряжением администрации Боровичского муниципального района № 2585 от 30 декабря 2008 года «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Перекопский А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29 апреля 2013 года № 385 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Перекопский А.С. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечению жилым помещением.
Какого-либо жилого помещения Перекопский А.С. в собственности не имеет, квартира в которой он зарегистрирован, является муниципальной собственностью.
До настоящего времени Перекопский А.С., относящийся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен.
Перекопский А.С. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратился к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты его законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
А потому иск прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░