2-321/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.04.2015 г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием истца Рожковой Т.А., ее представителя адвоката Медова В.В., представителя 3-го лица Кобяковой Т.А., при секретаре Просвирниной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Рожковой Т. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Рожкова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что имеет более 30 лет стажа лечебной деятельности в городской местности. Однако ответчиком ей было отказано в установлении досрочной пенсии, поскольку по мнению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области( далее ГУ УПФ РФ в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе) на дату подачи заявления - 22.09.2014г. стаж ее работы составил 17 лет 07 месяцев 01 день. По ее же подсчетам стаж ее лечебной деятельности в городской местности составил 30 лет 07 месяцев 29 дней. Не был зачтен в специальный стаж период ее работы заведующей здравпунктом медколледжа с 03.09.2002г., который на день подачи заявления составил 11 лет 09 месяцев 16 дней.
На основании положений подп. 20 п. 1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истец просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области включить в специальный стаж периоды ее работы в качестве заведующей здравпунктом : с 03.09.2002 г. по 21.03.2006г. в Муниципальном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Красноуфимское медицинское училище»; с 22.03.2006 г. по 30.06.2009г., с 01.10.2009г. по 12.10.2011г.- в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области «Медицинское училище №6»; с 13.10.2011г. по 22.09.2014г.- в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области Красноуфимский филиал - «Свердловский областной медицинский колледж».
В судебном заседании истец Рожкова Т.А. и ее представитель адвокат Медов В.В., действующий на основании ордера, настаивали на удовлетворении требований, обосновав их доводами, изложенным в заявлении. Истец дополнительно пояснила, что находясь на должности заведующего здравпунктом, она являлась его единственным работником и выполняла все функции фельдшера здравпункта.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области Колотнина И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании от 29.04.2015 г. исковые требования не признала полностью, указав, что должность истца и наименование учреждения, где работала истец в спорные периоды не предусмотрены Списком № 781. Кроме того, работодатель истца представляет сведения о ее работе в спорный период без кода особых условий, что видно из лицевого счета застрахованного лица. Просит в иске отказать.
Представитель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области Красноуфимский филиал - «Свердловский областной медицинский колледж» Кобякова Т.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании показала, что Рожкова Т.А. в колледже работает с 2002 года в должности заведующей здравпунктом, при этом выполняет функции фельдшера. В колледже учится 595 студентов, 57 сотрудников. Каждый может к ней обратиться за помощью. Ежегодно она делает прививки студентам, проводит осмотры, оказывает первую помощь. Должностные инструкции сотрудников в колледже меняются каждые 5 лет или в связи с какой-нибудь реорганизацией. В период с 2002 года по 2014год должностные инструкции Рожковой Т.А.изменялись три раза. Считает, что спорные периоды должны быть зачтены в специальный стаж истца.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, в том числе и материалы пенсионного дела истца, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент обращения истца за назначением пенсии, предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781( далее Правила № 781). Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список № 781).
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Из трудовой книжки истца следует, что Рожкова Т.А. имеет средне-специальное образование. С 02.09.2002г. она принята на должность заведующей здравпунктом в Красноуфимское медицинское училище, 22.03.2006г. МОУ СПО «Красноуфимское медицинское училище» переименовано в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Медицинское училище № 6», 14.09.2011 г. Красноуфимский филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области медицинской колледж переименован в Красноуфимский филиал ГБОУ среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж». В указанном учреждении истец работает по настоящее время( л.д.8, 10-14).
22.09.2014г. Рожкова Т.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Красноуфимске и Красноуфимском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ГУ УПФ РФ в г.Красноуфимске и Красноуфимском районе № 933405/14 от 29.10.2014 г. Рожковой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж ответчиком не были включены периоды работы, в том числе: 03.09.2002-21.03.2006г.- Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноуфимское медицинское училище» - заведующая здравпунктом, 22.03.2006-30.06.2009г., 01.10.2009 – 12.10.2011г.- государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Медицинское училище № 6», 13.10.2011г. – 22.09.2014г. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж» поскольку должность и учреждение не предусмотрены Списком № 781, кроме того, индивидуальные сведения представлены страхователем без указания условия для досрочного назначения трудовой пенсии( л.д.5-7).
Указанный отказ ответчика, в части указанных спорных периодов, суд считает не законным и не обоснованным по следующим основаниям.
Как было указано ранее, стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в городской местности определяется в соответствии со Списком № 781.
В указанном Списке предусмотрены должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер), фельдшер.
Согласно разъяснениям п. п. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из должностных инструкций заведующей здравпунктом от 15.10.2002 г., от 16.10.2006 г., от 11.01.2012г. следует, что фельдшер здравпункта несет ответственность за сохранении жизни и здоровья учащихся, контролирует соблюдение санитарно- гигиенических норм и противоэпидемиологического режима учебной и внеучебной деятельности, фельдшер обязан осуществлять проведение профилактических прививок, в соответствии с нормативными документами, с учетом календаря профилактических прививок и т.д. Также указано, что зав.здравпунктом обязан составить план работы на соответствующий год, согласовать его с руководителем учреждения, осуществлять амбулаторный прием студентов, оказывать неотложную медицинскую помощь учащимся при острых заболеваниях, несчастных случаях, отравлениях и травмах и т.д.
Согласно справки ГБУЗ СО « Красноуфимская РБ» Рожкова Т.А. проводит профилактические прививки против инфекционных заболеваний учащимся, в ежемесячном режиме подает отчеты в эпидотдел « ГБУЗ СО « Красноуфимская РБ» о проведенных профилактических прививках и т.д. ( л.д. 18).
Из пояснений истца, не опровергнутых ответчиком, следует, что, находясь на должности заведующего здравпунктом, она являлась его единственным работником и выполняла все функции фельдшера здравпункта.
Из штатных расписаний учреждений, где работала истец видно, что в штате здравпункта имелась только ставка заведующего, таким образом иных лиц, выполнявших обязанности фельдшера, кроме заведующего, не имелось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец, работая заведующей здравпунктом, фактически исполняла обязанности фельдшера в режиме полного рабочего дня( что не оспаривалось представителем ответчика), дополнительно исполняя административно-организационные обязанности заведующего здравпунктом, в связи с чем периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом подлежат включению в специальный стаж. При этом суд полагает, что неправильное наименование должности работодателем, не может повлиять на пенсионные права истца при реальном выполнении ею обязанностей заведующего-фельдшера в здравпункте.
Кроме того, согласно пункту 6 Правил № 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Таким образом, законодатель в указанном пункте Правил предусматривает включение в соответствующий стаж время работы в здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, при этом, не конкретизируя ведомственную принадлежность организаций.
В соответствии с п. 5 Примечаний Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005г. N 627 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, суд считает, что здравпункт Муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноуфимское медицинское училище», государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Медицинское училище № 6», Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж» в котором работала истец, являлся структурным подразделением указанных учреждений и его деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению сотрудников и учащихся данных учреждений.
При таких обстоятельствах, суд считает, что работа истца в здравпункте вышеуказанных учреждений подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что работодатель Рожковой Т.А. не подтверждает факт ее льготной работы в спорные периоды, поскольку суд полагает, что невыполнение страхователем требований ФЗ"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Не направление работодателем сведений в Пенсионный фонд об условиях работы истца, что его работа связана с особыми условиями, правового значения для решения данного спора не имеет.
Вместе с тем, из решения об отказе в установлении пенсии от 29.10.2014г. видно, что истец в спорные периоды, которые включены судом в специальный стаж, также находилась в отпусках без сохранения заработной платы: 16.08.2004г. -20.08.2004г., 28.10.2009г. - 24.11.2009г.,16.06.2010г. - 04.07.2010г., 23.07.2010г. - 31.07.2010г., 16.10.2012г.-16.10.2012г., 23.10.2012г. -23.10.2012г. Доказательств того, что в данные периоды истцом выполнялась лечебная деятельность суду не представлено. При таких обстоятельствах периоды отпусков без сохранения заработной платы подлежат исключению из спорных периодов, зачтенных судом в льготный стаж.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рожковой Татьяны Александровны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области включить Рожковой Татьяне Александровне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом: 03.09.2002-21.03.2006г.- Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноуфимское медицинское училище», 22.03.2006-30.06.2009г., 01.10.2009г. – 12.10.2011г.- государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Медицинское училище № 6», 13.10.2011г. – 22.09.2014г. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»за исключением отпусков без сохранения заработной платы: 16.08.2004г. -20.08.2004г., 28.10.2009г. - 24.11.2009г.,16.06.2010г. - 04.07.2010г., 23.07.2010г. - 31.07.2010г., 16.10.2012г.-16.10.2012г., 23.10.2012г. -23.10.2012г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд г. Красноуфимска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме -04.05.2015г.
Судья: С.А. Бунакова.