Решение по делу № 2-1228/2017 ~ 0222/2017 от 20.01.2017

Дело № 2-1228/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2017 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Кульневой Л.В.,

с участием истца Першаниной Л.А.,

представителя ответчика ООО «ВАРС» Акимова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» Сакулиной О.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» Щербаковой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Нудельман М.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Оренбурга, действующего в интересах Першаниной Л.А., к обществу с ограниченной ответственностью «ВАРС», муниципальному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство», некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о возмещении ущерба, причиненного в результате залива,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Оренбурга, действующий в интересах Першаниной Л.А., первоначально обратился в суд с иском к ООО «ВАРС» о возмещении ущерба, указав, что прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга проведена проверка по обращению Першаниной Л.А., проживающей по адресу: <адрес>, о нарушениях при проведении ремонтных работ кровельного покрытия указанного многоквартирного дома. Установлено, что Першанина Л.А. является собственником 1/3 доли квартиры по указанному адресу на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным учреждением «Жилищно-коммунальное хозяйство» и ООО «ВАРС» на основании протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе заключен договор подряда на осуществление строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по адресу: <адрес>. Срок выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ. При проведении работ по капитальному ремонту кровли <адрес> произошло затопление <адрес> дождевой водой, что подтверждается комиссионными актами обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно подготовленного ООО «ВАРС» локально-сметного расчета сумма ущерба, нанесенного в результате залития квартиры, составила <данные изъяты>. Кроме того, Першаниной Л.А. в результате действий ООО «ВАРС» понесены расходы в связи с покупкой розеток, электрических коробок, соединителей, а также вызова мастера по сливу воды с натяжных потолков всего на сумму <данные изъяты> В соответствии с п. 10.4 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, при нанесении ущерба общему имуществу многоквартирного дома, собственникам помещений многоквартирного дома, третьим лицам ответственность за причиненный вред в полном объеме несет подрядчик, то есть ООО «ВАРС», однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком не приняты меры к возмещению ущерба, причиненного имуществу Першаниной Л.А. В связи с чем, просил суд взыскать с ООО «ВАРС» в пользу Першаниной Л.А. сумму причиненного ущерба в размере <данные изъяты>.

Впоследствии прокурор Промышленного района г. Оренбурга, действующий в интересах Першаниной Л.А., уточнил исковые требования на основании результатов судебной экспертизы, окончательно просил суд взыскать с надлежащего ответчика ООО «ВАРС» в пользу Першаниной Л.А. сумму причиненного ущерба в размере <данные изъяты>

Истец - прокурор Промышленного района г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании участвовала помощник прокурора Промышленного района г. Оренбурга ФИО7, которая просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, взыскав сумму ущерба в размере <данные изъяты> с надлежащего ответчика ООО «ВАРС», поскольку именно на подрядчика на основании договора возложена обязанность по возмещению ущерба собственникам помещений многоквартирного дома, причиненного в результате строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества.

Истец Першанина Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что она является собственником 1/3 доли квартиры адресу: <адрес>. При проведении работ по капитальному ремонту кровли дома произошло трижды затопление ее квартиры дождевой водой, в результате чего ей причинен ущерб, который согласно заключению эксперта составляет <данные изъяты>. Просила суд взыскать сумму ущерба с надлежащего ответчика, поскольку до сих пор ремонт в квартире не сделан и она испытывает неудобства при проживании в таких условиях.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ФИО1 и ФИО2, которые являются сособственниками <адрес>. В судебное заседание они не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «ВАРС» Акимов В.В. в судебном заседании частично согласился с исковыми требованиями, считает себя надлежащим ответчиком по делу. Не согласен с результатом судебной экспертизы, поскольку в локально-сметный расчет включен НДС 18%. Считает, что накладные расходы и сметная прибыль в размере <данные изъяты> в соответствии с локальным сметным расчетом на определение восстановительного ремонта внутренней отделки помещения квартиры учитываться не должны, поскольку в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1, в локальный сметный расчет при расчете суммы затрат включаются накладные расходы, сметная прибыль, непредвиденные затраты и расходы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). Данная Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий, сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. Пунктом 4.10 указанного постановления предусмотрено, что стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), может включать в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль. Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций); технических (эксплуатации строительных работ); трудовых (средств на оплату труда рабочих). В то же время накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, а сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия их отдельных (общих) расходов. Таким образом, из анализа вышеуказанных положений следует, что прямые затраты являются частью сметных расчетов, определяющих именно стоимость восстановительных работ, а включение в сметные расчеты накладных расходов и сметной прибыли не является обязательным условием. Более того, включение в сметные расчеты накладных расходов и сметной прибыли предназначено для строительно-монтажных организаций. Также накладные расходы, косвенные затраты - расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения. К сметной прибыли отнесены средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ. Считают, что затраты возмещаются физическому лицу, а оно в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.143 НК РФ) не является плательщиком налога на добавленную стоимость, НДС в размере <данные изъяты> начисляться на сумму ущерба не должны. Поскольку данные статьи расходы не могут быть отнесены к ущербу, причиненному истцу, то они подлежат исключению. ООО «ВАРС», в лице директора ФИО17, готово возместить ущерб физическому лицу, причиненный в результате затопления квартиры в размере прямых затрат по результатам локально-сметного расчета, а именно <данные изъяты>.

Представитель ответчика МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» Щербакова В.В. возражала против удовлетворения требований Першаниной Л.А., указывая, что причинителем вреда является подрядная организация ООО «ВАРС», на которую договором возложена обязанность возмещать ущерб собственникам квартир, в связи с чем, именно, с надлежащего ответчика - ООО «Варс» подлежит взысканию ущерб, причиненный Першаниной Л.А. Оснований для возложения ответственности на МКУ «ЖКХ» и на НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» не имеется.

Представитель ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» Сакулина О.М. в судебном заседании, не оспаривая факт причинения ущерба истцу в результате ремонта кровли многоквартирного дома, просила в иске отказать, поддержала отзыв, из которого следует, что в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 года № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» НО «ФМЖКХ Оренбургской области» передала функции технического заказчика по договору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство». МКУ «ЖКХ» заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ б/н с ООО «ВАРС» на осуществление строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества- крыши в указанном многоквартирном доме. НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» является специализированной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме Правительством Оренбургской области во исполнение положений статей 167,178 ЖК РФ, исходя из полномочий регионального оператора, изложенных в статье 180 ЖК РФ, определен объем его ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в размере понесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с п.5 ст.178 ЖК РФ. Следовательно, в пределах указанной суммы НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» может нести перед истцом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, к числу которых не относится рассматриваемый судом спор. Поскольку НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» исполнителем услуг не является, лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, является ненадлежащим ответчиком. Региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области, получение прибыли региональным оператором не подразумевается, следовательно, Закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на правоотношения с участием регионального оператора. Просила в удовлетворении иска к НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» полностью отказать.

Представитель ответчика министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Нудельман М.М. с иском не согласилась, указав, что по смыслу норм действующего гражданского законодательства обязательство по возмещению убытков возникает при наличии одновременно следующих условий: наличие негативных последствий в виде причинения ущерба и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими убытками, вина причинителя вреда. Залив квартиры Першаниной Л.А. произошел в связи с выполнением работ ООО «ВАРС» по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, ООО «ВАРС» является лицом, причинившим вред. Просили в удовлетворении исковых требований к министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО «УКЖФ «Северная», представитель управляющей компании в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости Першанина Л.А., ФИО1, ФИО1 являются собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. У каждого сособственника доля в праве 1/3, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и в последующем имело место затопление <адрес>. Затопление имело место вследствие протечек в помещении собственника из-за осадков при осуществлении капитального ремонта кровли в доме.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, заверенному комиссией в составе начальника ОТКП МКУ «ЖКХ» ФИО11, представителя подрядной организации ООО «ВАРС» ФИО12, начальника ОПи ПР ООО «УКЖФ «Северная» ФИО13 в присутствии собственника Першаниной Л.А. установлено, что в зале натяжной потолок заполнен водой, в момент составления акта работала бригада по сливу воды (квитанция прилагается), с натяжного потолка в углу от окна сырые следы на обоях и плинтусах, стена у батареи (1,5 кв.м. обои), в спальне- натяжной потолок (слив воды), намокание обоев около 6 кв.м, в спальне обои 3 кв.м., намокание. Отсутствует электроснабжение на кухне, спальне и туалете.

Согласно акту обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, составленного комиссией в составе инженера МКУ «ЖКХ» ФИО14, представителем ООО «ВАРС» ФИО12, с участием собственника Першаниной Л.А., в помещении спальни на потолке влажное пятно размером 5 на 0,4 метра (потолок окрашен водоэмульсией). На стене слева от окна влажные пятна площадью 5 на 2,2 м, отслоение обоев. На полу ламинат, наблюдается вздутие по стыкам- 30 плиток. Демонтированы 2 розетки. Проводка изолирована.

В соответствии с актом обследования квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заверенным комиссией в составе инженера МКУ «ЖКХ» ФИО15, представителя ООО «ВАРС» ФИО12 в помещении спальни на потолке влажное пятно размером 6,5 на 0,4 м., потолок окрашен водоэмульсией, на стене слева от окна влажные пятна на площади 3,5 на 2,2 м., отслоение обоев. На стене у окна влажные пятна на площади 2,5 на 1 м. Отсутствует освещение в спальне. В помещении кухни на стене справа от окна влажное пятно площадью 2 на 1 м., материал стены- обои. В помещении санузла на потолке наблюдается свисание капель воды. Потолок выполнен из пластиковых панелей. Над входной дверью в квартиру увлажнение шпаклевочного слоя на площади 1 на 0,04 м.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 166 ЖК РФ, капитальный ремонт включает в себя перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе ремонт крыши. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 167 ЖК РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:

1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;

В соответствии со ст. 178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

Из п.п. 6,7 ст. 178 ЖК РФ, субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из содержания ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской.

В силу ст. 188 ЖК РФ, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.

Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22,23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» региональный оператор создается в целях обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области.

Статьей 27 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539 -V-ОЗ предусмотрены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного и (или) местного бюджетов, за счет иных не запрещенных законом средств.

2. Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные настоящим Законом, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти Оренбургской области, ответственных за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; 7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Оренбургской области; 9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос; 10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, нормативных правовых актов Оренбургской области, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; 12) исполнять иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Оренбургской области.

3. Для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.

4. Функции технического заказчика работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями на основании договора, заключенного региональным оператором с органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями, в следующих случаях: проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности; софинансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств местного бюджета; иных случаях при принятии правлением регионального оператора соответствующего решения о передаче указанных функций

5. Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

6. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Во исполнение Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» передала функции технического заказчика по договору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> МКУ «ЖКХ».

МКУ «ЖКХ» (заказчик) заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ б/н с ООО «ВАРС» (подрядчик) на осуществление строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества- крыши в указанном многоквартирном доме, согласно которому подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по осуществлению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества с надлежащим качеством в соответствии с условиями настоящего договора и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и обеспечить их оплату.

П. 5.2 договора подрядчик обязан в письменном виде согласовать с заказчиком перечень субподрядных организаций, привлекаемых к выполнению работ, при этом объем работ, производимых подрядчиком собственными силами должен составлять не менее 50% общего объема. В любом случае подрядчик несет прямую ответственность за качество и сроки выполняемых субподрядными организациями работ.

Факт производства ремонта крыши <адрес> подрядной организацией ООО «ВАРС» сторонами не оспаривается.

Согласно локально-сметному расчету ООО «ВАРС» сумма ущерба, нанесенного в результате залития квартиры составила <данные изъяты>. Кроме того, Першаниной Л.А. в результате действий ООО «ВАРС» понесены расходы в связи с покупкой розеток, электрических коробок, соединителей, а также вызова мастера по сливу воды с натяжных потолков всего на сумму <данные изъяты>. Общая сумма ущерба, по мнению истца, составляет <данные изъяты>.

По ходатайству представителя ответчика ООО «ВАРС» определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная оценочная экспертиза для определения размера причиненного ущерба, проведение которой было поручено экспертам <данные изъяты>.

В соответствии с заключением эксперта <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость ремонтно-восстановительных работ внутренней отделки <адрес>, необходимых для устранения дефектов, возникших в результате залития, на дату проведения осмотра экспертом (ДД.ММ.ГГГГ), с учетом округления и НДС, составляет <данные изъяты>. Размер ущерба, причиненного в результате залития квартиры, компьютерному столу с надстройкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Оценивая совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании, суд не находит оснований не доверять заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертом <данные изъяты>». Экспертиза мотивирована, обоснована ссылками на методические руководства и иную специальную литературу, произведена согласно методике, исследование проводилось всесторонне и полно. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности.

Ответчики не оспорили результаты судебной экспертизы, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявили, доказательств, опровергающих выводы эксперта, не предоставили.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу причинен ущерб в размере <данные изъяты>, составляющий размер ущерба, причиненный в результате залития квартиры - <данные изъяты> и <данные изъяты> – понесенные Першаниной Л.А. расходы в связи с покупкой розеток, электрических коробок, соединителей, а также вызова мастера по сливу воды с натяжных потолков, что подтверждается товарными и кассовыми чеками.

Анализируя действующее законодательство, суд приходит к выводу, что в силу прямого указания закона, региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, следовательно, надлежащим ответчиком по данным требованиям истца является НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», с которого следует взыскать причиненный Першаниной Л.А. ущерб в размере <данные изъяты>.

Довод ответчика о том, что в размер ущерба не должен быть включен налог на добавленную стоимость, является несостоятельным, поскольку вследствие причинения вреда Першаниной Л.А. ущерб должен быть возмещен в полном объеме, при этом рыночная стоимость работ и материалов является расходами на восстановление нарушенного права и входит в состав реального ущерба, подлежащего возмещению причинителем в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а действующее законодательство не содержит ограничений относительно включения налога на добавленную стоимость в расчет убытков.

Таким образом, с учетом представленных в судебное заседание доказательств, не опровергнутых ответчиками, суд приходит к выводу о том, что в результате ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта истцу причинены убытки в сумме <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».

В удовлетворении исковых требований к ООО «ВАРС», МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство», министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Оренбургской области о возмещении ущерба следует отказать, как к ненадлежащим ответчикам.

Доводы сторон о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ООО «ВАРС», поскольку договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 10.4 предусмотрено, что при нанесении ущерба общему имуществу многоквартирного дома, собственникам помещений многоквартирного дома, третьим лицам ответственность за причиненный вред в полном объеме несет подрядчик, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании закона.

От Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» поступило ходатайство об оплате судебной экспертизы в размере <данные изъяты>.

Согласно статье 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Суд считает, что расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с ответчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Оренбурга, действующего в интересах Першаниной Л.А., удовлетворить частично.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Першаниной Л.А. ущерб, причинный в результате залития квартиры, в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г. Оренбурга, действующего в интересах Першаниной Л.А., к обществу с ограниченной ответственностью «ВАРС», муниципальному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство», министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о возмещении ущерба, причиненного в результате залива, полностью отказать.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» расходы на производство судебной экспертизы в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 25 июля 2017 года.

Судья А.Р. Андронова

2-1228/2017 ~ 0222/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Промышленного района г. Оренбурга
Першанина Лидия Андреевна
Ответчики
ООО "Варс" директор Варданян В.Г.
НО "Фонд модернизации ЖКХ г.Оренбурга"
МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство"
Другие
ООО "УКЖФ "Северная"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Андронова А.Р.
Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
20.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2017Передача материалов судье
20.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2017Подготовка дела (собеседование)
20.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
07.06.2017Производство по делу возобновлено
07.06.2017Судебное заседание
26.06.2017Судебное заседание
30.06.2017Судебное заседание
06.07.2017Судебное заседание
17.07.2017Судебное заседание
25.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее